Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Архитектурное бюро Глушкова
От: NoskovaLarisa


Опубликовано: Январь 21, 2008

Ренессанс в архитектуре, дворцы и замки

Италия:
Дворец
Вилла и замок
Франция
Замки в бассейне Луары Испания
Германия

 

РЕНЕССАНС ИТАЛИЯ: дворец


Ранний Ренессанс.

Главными центрами дворцовых построек являются Тоскана (Флоренция) и Венеция. Архитектурные формы культовых сооружений переносятся на дворец довольно робко. Пилястровое членение дворца Ручеллаи (1451) и даже сандрики дворца Бартолини во Флоренции (1520, арх. д'Аньоло) порицаются как неподходящие для светских строений:
- преодоление сложных взаимно проникающих архитектурных форм готики; вместо этого - подчинение каждого элемента ясно очерченной задаче
-замкнутый, с широкими опорами, кубический и, как правило, 3-этажный корпус
- карнизы на высоте подоконников изменяют единую или уменьшающуюся кверху высоту этажей (до 12 м)
- часто низкие промежуточные этажи с невзрачными окошками
- сложное крепление выступающего карниза по античным образцам
- каменная кладка, обработанная под руст или оштукатуренная
- каменные стены небольшой толщины кажутся пластинами, каменные килевидные арки над окнами и квадры стен словно бы вырезаны (палаццо Строцци), а иногда они просто нарисованы (палаццо Гуаданьи)
- вертикальное пилястровое членение впервые применено в палаццо Ручеллаи, с классическим чередованием ордеров: дорический, ионический, коринфский
- ритмичная группировка (палаццо делла Канчеллерия, 1496-1504)
- расположенные в ряд помещения часто отделены одно от другого (палаццо Строцци), и попасть внутрь можно только через открытые лоджии внутреннего двора

Высокий и Поздний Ренессанс.

Тоскана теряет свою ведущую роль, ее место занимают Рим и северная Италия (Венеция, Виченца, Верона, Мантуя, Болонья).

Обильные украшения придают архитектурным формам большую массивность. Богатое членение фасада по ширине и высоте, больше уступов в глубину:
- удвоение числа и ритмичное расположение пилястров (Рим, двор Бельведера в Ватикане, начат в 1503 г., арх. Браманте)
- полуколонны, сначала в Риме, палаццо Каприни, 1517, арх. Браманте или Рафаэль
- полные колонны, уже ок. 1500 г. в Венеции, палаццо Вендрамин, ср. также монастырский дворец в Томаре, в котором просматриваются веяния североитальянского зодчества
- открытые лоджии, парапеты на верхнем этаже (Виченца, палаццо Кьерикати, 1550-1557, арх. Палладио)
- сочетание аркад с классическими ордерами колонн (Рим, палаццо Фарнезе, двор)
- фронтонные сандрики над окнами, впервые в Урбино, палаццо Дукале, становятся с1520 г. правилом (Флоренция палаццо Пандольфини, Рим, палаццо Фарнезе)
- колоссальный ордер колонн (Виченца, палаццо Вальмарана)
- часто имитация рустики оштукатуренным кирпичом (Мантуя, палаццо дель Те, 1525, арх. Дж. Романо)

В период маньеризма перегруженность декором ведет к нечеткому членению архитектурных форм (Рим, палаццо Спада).


ИТАЛИЯ: вилла и замок


От планов древнеримских вилл городским палаццо досталась в наследство строгая прямоугольность форм.
Первое сооружение с садом по проекту Рафаэля - вилла Мадама в Риме (ок. 1516 г.). Она подражает античным римским термам, а декорации имитируют росписи «Золотого дома» Нерона, обнаруженные в похожих на гроты раскопках (отсюда - «гротеск»).
На задней, выходящей в сад стороне виллы ди Папа Джулио (вилла папы Юлия III) расположена открытая галерея полукруглой формы.
Вилла Фарнезина и маньеристское палаццо дель Те в Мантуе заимствуют формы античных пригородных вилл.
Первые 60 вилл Палладио, широко разбросанные вокруг Виченцы, вплоть до XVIII в. являются образцом для сооружения сотен сельских домов в северной Италии и Англии. Основными особенностями являются:
- симметричность основного здания с центральным
- портик, впервые появляющийся у жилых зданий (Палладио ошибочно предполагал их наличие в римских  жилых постройках), отдельно стоящий (вилла Ротонда) или привязанный к фасаду; кроме того, весь фасад оформляется в виде фасада храма (Квинто, 1550; Мазер, 1560)
- выступающие в сторону открытой местности крылья здания
- профилированные окна
- 3-частная лоджия наверху
- полная согласованность корпуса сооружения с интерьером
- все размерные соотношения по правилам «гармоничной пропорции»
Монументальные замки в незастроенной местности встречаются редко, так как военная власть находится в руках властителей, живущих в городах. Так, внешне похожее на крепость палаццо Фарнезе в Капрароле относится скорее к фантастическому маньеризму.


ФРАНЦИЯ


Ранний Ренессанс


Во Франции укрепленные замки строятся или усиливаются до 1453 г. - конца Столетней войны, а после ухода английских войск перестраиваются. После возвращения из Италии Карл VIII (1483-1498) приглашает к своему двору итальянских архитекторов и мастеров художественного промысла. Они завершают позднеготический замок Амбуаз, знакомя при этом французов с декоративными мотивами - лиственным орнаментом, иониками, орнаментом из сердцевидных листьев. Людовик XII (1498-1515) повелевает построить в Блуа (план) крыло в итальянском стиле. Но широкое распространение итальянский Ренессанс получает только при Франциске I (1515-1547) - с опозданием в 100 лет. В Италии начинается маньеризм, и его формы во Франции смешиваются с готическими реминисценциями, образуя французский маньеристский стиль:
- 4 круглые угловые башни
- крыши крутые, более высокие; богато декорированные фронтоны
- слуховые окна, прорезающие венчающий карниз (Мартенвиль, Шантийи) или выступающие над ним (Блуа, Шамбор)
- много дымовых труб
- членение стен скорее графическое, чем материальное
- прямоугольные позднеготические окна с крестовой коробкой
- коробовая арка над лоджиями, воротами и аркадами чаще бывает полуциркульной
- деревянные и каменные кессонные потолки
- обилие украшений: обелиск, волюта, балясина, картуш, эмблема (лилия, лента, животное, инициалы, корона и пр.),  ангелочек, раковинный свод, свисающий замковый камень (Cul-de-lampe), медальон с портретом и т. д.
- капитель с рогом изобилия, листвой, ангелочками, бюстами
Тон в перестройке и сооружении новых зданий задают придворные, проводящие жизнь в охотничьих угодьях Луары. С них берут пример богатые горожане, что приводит к плотной застройке территории замками (Сюлли, Азе-ле-Ридо, Шамбор).

замок Азе-ле-Ридо
 

В «Школе Фонтенбло» Франциск I объединяет флорентийских маньеристов (Россо, Приматиччо, Серлио из Болоньи) и французских мастеров (Лебретон), чей декоративный стиль оказывает огромное влияние на французскую архитектуру. Элегантные линии, кессонный потолок, пластичные штукатурные орнаменты и скульптуры людей и животных впервые появляются во Франции в комбинации с декоративной росписью. Главные творения: Фонтенбло, галерея Франциска I; замок в Анси-ле-Франк.

 

Высокий Ренессанс

В середине XVI в. на смену итальянским архитекторам приходят французские и создают новый национальный стиль. Главными представителями и ведущими теоретиками являются Делорм, 1510-1570, Дюсерсо, 1515-1584, Леско, 1510-1578. Основные особенности:  триумфальные арки, классические ордеры колонн (Ане), сандрики (Шантийи), неитальянские закругленные фронтоны, крутые крыши с надстройками (Лувр), пустые ниши, удлиненные волюты, плоские рельефы, рольверк и накладной орнамент, суженные, удлиненные пропорции.


ИСПАНИЯ


Пышное изобилие декораций стилей мудехар, платереско, Изабеллы и Мануэла (мануэлину) процветает на Иберийском полуострове до XVI в.. Поворот к строгому римскому Высокому Ренессансу осуществляет Карл V, император Священной Римской империи в 1519-1556 гг. Он демонстрирует свою легитимность как продолжателя провозглашенной Карлом Великим концепции средневековой империи в незавершенном дворце, который он встраивает в замок Альгамбру близ Гранады.

Другим путем идет к Ренессансу Филипп II (1556-1598), делающий дворец Эскориал символом Контрреформации. Холодные, упорядоченные пропорции и голые фасады являются идеальным образцом не приемлющего украшений стиля десорнаментадо; его одновременные функции как дворца, монастыря, университета, музея, семинарии и больницы являются архитектоническим отражением испанских представлений о комплексности религиозности и не ограниченной Божьей милостью монархической власти.


ГЕРМАНИЯ


Ранний Ренессанс.

Ренессанс перенимают сначала классически образованные представители южногерманской буржуазии, его распространение ограничено Аугсбургом и Нюрнбергом.

Князья  южной и восточной Германии, особенно Габсбурги и баварские герцоги, иногда заказывали итальянским архитекторам «итальянские» замки. (Ландсхут, начат в 1536 г., арх. из Мантуи в маньеристском стиле  Дж. Романо, ср. палаццо дель Те, Прага, Бельведер, начат в 1553 г., арх. делла Стелла).

Князья центральной и северной Германии демонстрируют свои гуманизм и Реформацию в сооружениях, позднеготические основные формы которых украшаются отдельными элементами североитальянского Ренессанса:
- арка в виде занавеса, килевидная, полуциркульная (Торгау)
- венецианский полукруглый фронтон (Целле)
- ломбардская терракота (Висмар)
- чрезмерное количество рельефов и скульптурных изображений людей и животных (Бжег/Польша, замок Пястов, итальянские каменотесы)

При этом царит дух соперничества с городскими зданиями (Гёрлиц). Но эти декорации уже сами по себе «курьезное преломление Ренессанса» (Г. Кёпф), а в руках немецких архитекторов, знакомых с ними по книгам, - наивный, перегруженный гротеск.

 

Высокий и Поздний Ренессанс.

С середины XVI в. маньеризм проникает в южные, центральные и северные регионы Германии, определяя мир декоративных форм как замкового, так и городского строительства.

Замок с 4 крыльями является продолжением укрепленных замков по типу римских военных лагерей. Поздний замок в Ашаффенбурге не имеет аркад во дворе, а датский Фредериксборг (1602-1620, арх. Г. и Л. Стенвинкель) подготавливает появление барочного замка с 3 крыльями. Как и при строительстве ратушей (Аугсбург), сооружаются гигантские залы: с плоским перекрытием с оштукатуренной или закрытой деревянными кессонами поверхностью или с монументальным бочарным сводом.

 

Источники: (3)  перейти: Список литературы

 

Ренессанс в архитектуре, городские и общественные сооружения
Ренессанс и маньеризм
РЕНЕССАНС

 


« Средневековье Классика, барокко и ампир »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!