Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Опубликовано: Январь 21, 2008

Дворцы и замки - классика, барокко и ампир


БАРОККО ИТАЛИЯ

В Риме строятся в конце XVI в. дворцы гигантских размеров и с колоссальными формами. Фасад отличается более богатым и динамичным членением.
Если в кубических блоках XV и начала XVI в. еще широко применялось свободное расположение залов, то теперь последовательность помещений приобретает характер плавного, более логичного и богатого упорядочения:

  • - главный зал в центре главного этажа; к нему привязываются размеры и декорация второстепенных помещений
  • - создание более богатой пространственной взаимосвязи на нижнем этаже: вестибюль или открытый передний зал перед проездом во двор, зал приемов и лестница к фасаду, выходящему во двор, впервые в Риме в палаццо Барберини
  • - прямая 2-маршевая с обратным маршем лестница с поворотными площадками XV в. уступает место монументальным лестницам, проходящим вокруг открытой шахты или по стенам прямоугольных или эллиптических лестничных клеток. Они берут свое начало в городе Генуя (палаццо Карега-Катальди,  начато  в 1560 г., арх. Алесси), построенном на крутых склонах вокруг бухты. Лестницы, связывающие с улицей, компонуются примерно с 1620 г. с лестницами, ведущими в передний зал и на верхние этажи (палаццо Дураццо-Паллавичини,  1619; университет, 1623, арх. Бьянко); первая римская эллипсовидная лестница в палаццо Барберини.
  • - барочное пристрастие к мнимо перспективной иллюзии проявляется как в потолочной росписи, так и в конических сужениях лестничного марша Скала Реджа (Королевская лестница), коридора в палаццо Спада (1635, арх. Борромини), а также в арочных проемах верхнего этажа палаццо Барберини, 1632
  • - связь со ставшим теперь обязательным садом обеспечивает галерея
  • - ризалиты становятся общепринятыми лишь в XVIII в. по французским образцам
  • - пластичное членение фасада достигает в позднем барокко своей высшей материальности и динамичности; изогнутые фасады включают свободное наружное пространство в единую композицию (Турин; Рим), скульптуры украшают стены, кровельный карниз и парк, а в Апулии и на Сицилии (Багерия) предстают в маньеристском стиле как чудовища и сказочные животные.

Италия с середины XVII в. теряет свое влияние на остальную часть Европы. В 1668 г. разработанные Бернини проекты восточного фасада Лувра отклоняются как чересчур барочные; за основу берутся проекты французского архитектора Перро. Это событие отмечает переход определяющей роли в развитии архитектуры к Франции.


ФРАНЦУЗСКАЯ КЛАССИКА СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XIII

1610-1643

Между началом правления Генриха IV (1594) и смертью Людовика XIV (1715) Франция создает собственное классицистическое барокко, которое позже перенимается всей Европой. У его истоков стоят архитекторы и сооружения  Второго Ренессанса. Непрерывность развития этого стиля обеспечивается представителями нескольких семей, в руках которых в основном и находится французская архитектура: Дюсерсо, Метцо, Мансар, Лево.
Стиль Людовика XIII еще опирается на Италию и нидерландский маньеризм:

- флорентийская рустика; нидерландские картуши с рольверком и орнаментом раковинообразных и удлиненных форм с львиной головой, медальоном с бюстовым портретом, гирляндой из плодов; сандрики полукруглые или с разрывом; фронтоны с бюстовым завершением
- продольно вытянутые здания с павильонами, без внутреннего двора
- каждая часть здания с собственной крышей; ломаной (крыша Мансара - мансардная) или плавно изогнутой
- изящный венчающий карниз, окна с крестообразным средником, плоские пилястры и оконные профили
- смешанное применение кирпича и тесового камня, штукатурка и горизонтальные швы (Шеверни)


СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XIV

1643-1715

Ранние сооружения стремятся скорее к архитектонической и декоративной оригинальности, чем к элегантности, которую после строительства Версаля ассоциируют во всей Европе с французской классикой. Замок в парке Воле-Виконт смотрит своим многократно выступающим главным фасадом как бы в сторону Италии, а более спокойный, обращенный к саду, несмотря на тяжеловесный купол и пилястры, говорит о готической плоскостности, отличающей все французское от итальянского.

За основу взята итальянская планировка помещений (палаццо Барберини). Она объединяет на одной оси вестибюль и эллиптический выступающий в сад зал с расположенными в ряд жилыми помещениями (анфиладами) и является определяющей для всего французского замкового строительства. Этой системы не придерживаются только крылья здания, к тому же поперечно вытянутый замок лежит на искусственном острове в парке. Иррациональные остатки этого архитектурного решения устраняются путем сознательного возврата к римской античности и итальянскому Ренессансу в самобытных французских вариациях.

Известные теоретики дают критическую оценку рольверку, орнаменту в виде выпуклых раковинообразных форм и картушам (Фреар, 1650) и неудобству планов Палладио (1673). Наряду с этим осуществленный Перро в 1673 г. перевод классического трактата Витрувия и его работа «Классификация пяти видов колонн устанавливают новые критерии, которые были переработаны для практического применения, среди прочего, в книге Ф. Блонделя «Курс архитектуры», 1675-1683.

В основанных Людовиком академиях в Риме и в 1671 г. в Париже разрабатываются теоретические основы новых стилевых форм и устанавливается их обязательность на всей подвластной территории, что обеспечивает сияние «Короля-солнце» в соседних странах.
Начав в 1668 г. с расширения небольшого отцовского замка в Версале, Людовик XIV преобразует его в монументальное сооружение. Первоначально новый комплекс планировался как место проведения королевских празднеств, однако позже был расширен для размещения 35 тыс. людей и 6000 лошадей. Он является выражением особой формы абсолютизма, когда дворянство находится в непосредственной близости к королю и держится в плену придворного этикета и дворцовых интриг.

Версаль задает программу-максимум строительства французских замков барокко периода расцвета:

  • - сооружение с 3 крыльями с парадным двором, 4-я сторона закрыта решеткой
  • - внутренние дворы
  • - придворная капелла и театр
  • - прямоугольные и полуциркульные окна
  • - у выдвинутой в сад средней секции и боковых крыльев по 3 ризалита, украшенных ионическими колоннами; отступающие в глубину части здания расчленены ионическими пилястрами; нижний этаж рустованный; постаменты аттика увенчаны вазами и трофеями; закрытая крыша
  • - крыши парадного двора и королевского крыла - мансардные
  • - зеркальная галерея на садовой стороне и анфилады
  • - продолжение архитектуры в парке

Декор стиля Людовика XIV восходит к гравюрам Лепотра (ок. 1620—1682 гг.). Античное происхождение имеют пластические или рельефные трофеи, щиты, шлем с дубовыми или лавровыми листьями, тяжелые гирлянды и т. д., Украшениями личностного характера являются: солнце в медальоне (эмблема Людовика XIV), монограмма из двух переплетенных букв L, цветок лилии на одной из королевских корон.

Второй период стиля Людовика XIV начинается в 1687 г. с декорации дворца Большой Трианон (Верен, Лепотр); более скромные формы, отказ от мифологических мотивов: вместо них используются арабески, «шинуазри».

 

1715-1723, 1723-1774

РЕЖАНС, СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XV (РОКОКО)

Чопорная пышность, неестественный церемониал, интриги и нездоровые условия жизни в переполненном Версальском замке, где развлечения - сплошное принуждение, побуждают знать переселяться в начале XVIII в. в городские дворцы («отели»). Здесь она начинает вести более естественный образ жизни и быстро превращает придворное барокко в более ”домашние” стили: режанс и рококо:
- целесообразность сооружения
- U-образный план, парадный двор закрыт в сторону улицы
- скромный классицистический фасад
- наружная лестница на садовой стороне ведет в зал через вестибюль (система, противоположная примененной в Во-лё-Виконт)
- галерея в одном из двух крыльев
- интимные жилые помещения без пилястров, колонн и античного антаблемента; вместо этого утонченный декор. Стена состоит из ряда узких элементов: дверь с орнаментом или картиной вверху (супрапортом), окна, камин с зеркалом, поля стен расписываются идиллическими садовыми, театральными мотивами или мотивами «шинуазри» в пастельных тонах или заполняются гротесками (этот орнамент был создан еще в 1699 г. Одраном для ”Зверинца” Людовика в Версале, и Лепотром для нового убранства королевских покоев замка в Марли!)
- высокое каминное зеркало с извилистым, позже круглым завершением и изящной рамой
- возрастающая популярность орнаментики с раковинными мотивами, натуралистического в виде листьев и цветов, а главное - подчеркнутая асимметрия характеризуют переход к рококо
- потолок со штукатурными арабесками из гирлянд и переплетенных лент, в естественных пастельных тонах, или - с 1700 г. - только с центральной розеткой.

ОТ СТИЛЯ ЛЮДОВИКА XV ( 1723-1774 ) К СТИЛЮ ЛЮДОВИКА XVI  ( 1760-1800 )

- позже растворение кромок между стеной и потолком размашистыми поясками, от которых паутиной тянутся ленточный орнамент, рокайли, ангелочки и живописные росписи
- высочайший расцвет рококо в Германии (Брухзаль), где даже план здания принимает вид художественного орнамента (Штутгарт).

И после смерти «Короля-солнце» французская классика продолжает распространяться по всей Европе. Эта исходящая из Италии и строго контролируемая

Академией архитектуры волна 8 первой половине XVIII в. еще полностью находится под влиянием Мансара (1646-1708), определяя и в период режанса и стиля Людовика XV архитектуру городских особняков-отелей. Ученики и последователи Мансара меняют городской облик Парижа: Елисейские поля, Фобурж Сен-Жермен; Военная школа (1751) и площадь Согласия (1752, обе арх. Ж..А. Габриель, 1698-1782) и провинциальных городов: площадь Оружия в Меце (Ж..Ф. Блондель, 1705-1774), Королевская площадь в Бордо (отец и сын Габриели), Страсбург (де Котт, 1656-1735) и наиболее значительно в Нанси (Э. Эре, 1705-1763).

Сооружение дворца Малый Трианон в Версале (1761-1768), знаменует создание Габриелем канона ранне-классицистических форм стиля Людовика XVI, который зиждется на археологии (раскопки в Помпеях с 1748 г.; «Сборник египетских, этрусских и римских древностей», 1752, Келюс) и английском раннем романтизме:
- элегантность и изысканность снова становятся более строгими, чем в рококо; блокообразные корпуса с балюстрадами, прикрывающими крышу, остаются зависимыми от классики Перро
- сооружении конечной фазы относятся к «революционному стилю» и не оказывают влияния на архитектуру дворцов
- создаются в измененном виде «английские» ландшафтные парки

Внутренняя декорация стиля Людовика XVI


1-я фаза = стиль Людовика XVI в период правления Людовика XV:
- усовершенствованное возрождение орнамента стиля Людовика XIV, абсолютная симметрия
- прямоугольные поля стен и дверей, обрамленные широкими поясками из ионических и лесбийских киматий или рядами полушариков
- бронзовые розетки в разорванных углах
- поля незаполненные или заполнены строгим лиственным орнаментом: прямые или переплетенные лавровые и оливковые листья с пересекающимися петлями и развевающимися лентами, венцы из листьев
- эллипсовидный медальон; фестоны из   плодов   или   материи,   пучки стержней
- стилизованная  греческая  ваза  с крышкой и изогнутыми ручками
- супрапорт, расписанный в стиле Ватто пасторальными и эротическими сценами
- любовные атрибуты: колчан со стрелами, венок из роз, фламбо, стрела
- крестьянские атрибуты, плут, корзина из ивовых прутьев, плетеный улей
2-я фаза = стиль Людовика XVI в период правления Людовика XVI: те же мотивы, но часто в виде несвязанных, мелкочастных цепочек, состоящих из амфор, лир, натуралистически-перспективно представленных венков из листьев, лент, петелек, отдельных листочков и цветков, например, расположенных параллельно теперь уже более узким обрамляющим пояскам
3-я фаза к концу периода правления: грациозно стилизованный орнамент из тонких линий в «помпеянском» стиле, ср. стиль директории.

 

СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИ ( 1795-1799 )

Эта короткая фаза классицизма как переходное явление объединяет грациозность стиля Людовика XVI с застывшими формами ампира. В жилых постройках некоторые украшения в стиле Людовика XVI закрывались на фасадах, которые часто в грубой форме (в духе революционной архитектуры) снабжались античными элементами. В дворцовых сооружениях стиль директории проявляется только как декоративный:

  • - орнаментика с рисованным или плоским рельефом пронизана помпеянской стенной живописью
  • - ромбические или  миндалевидные средние части дверных филенок
  • - изображения богов, маски, фризы с пальметтами и ангелочками (отлиты из чугуна) черного или серебристого цвета на голубом фоне или белого по алебастру
  • - маленькие колонны
  • - рисованные или лепные чепраки, люнеты и розетки
  • - большие поверхности (особенно за белыми скульптурами) окрашиваются в красный цвет с центральным полем зеленого - помпеянские цвета

 

АМПИР 1804-1830

Архитектура застывает в виде сухой копии античных образцов с некоторыми уступками актуальности: Париж, церковь Мадлен, по образцу храма Марса в Риме; триумфальная арка на площади Каррузель по образцу Триумфальной арки Септимия Севера в Риме со статуями, изображающими солдат французской армии. Декорации по помпеянским и египетским прототипам: орнаменты золотом по белому. Лебедь, амфора, павлин, сфинкс, колонны, гермы, кариатиды, Нике, фламбо, лавровый венок, лира, птичка, нарисованная грациозными линиями или рельефно вылепленная (штукатурный гипс, бронза, часто с позолотой) - все это кажется холодным и приклеенным.
«Второй ампир» правления Наполеона III обозначает стиль грюндерства во Франции.

БАРОККО В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

Немецкое барокко характеризуется:
1. Делением на католический юг, где доминирует итальянское барокко, и протестантский север, тяготеющий к французскому классицизму
2. Раздроблением Германской империи на свыше 350 более или менее суверенные территории,  в т. ч. католические на севере и протестантские на юге, а также на южногерманских  католических властителей среди северогерманских протестантских властителей и наоборот.
3. Быстро меняющимися политическими альянсами и художественными вкусами
4. Отдельными проявлениями форм немецкого барокко, например, фридерицианским (периода Фридриха II Великого) рококо.
Расцвет барокко в Австрии начинается после победы союзного войска над турками в 1683 г. и продолжается до 1730 г. Монументальный проект замка Шёнбрунн Фишера фон Эрлаха реализуется в 1694-1749 гг. в упрощенном виде, хотя по замыслу должен был превзойти Версаль и формально близок ему. Преемник Фишера фон Хильдебрандт наполовину итальянец. В его творчестве заметно влияние Фонтаны и Гварини, а позже и Борромини (Нижний Бельведер, завершен в 1715 г.; Верхний Бельведер, завершен в 1723 г.). Он прославился элегантностью своих сооружений - особенно эллипсовидных и
8-угольных и изящных лестничных клеток.

До начала XVIII в., Бавария прибегает к услугам итальянских архитекторов, Находящийся с 1706 г. в изгнании во Франции баварский курфюрст Максимилиан II Эмануэль даже оттуда знакомит Мюнхен с французскими вкусами: Эффнер (1687-1745), учившийся в Париже у Бофрана, становится его придворным архитектором, за которым следует бывший придворный курфюрста Кювийе (1695-1768), которого он послал в 1720-1724 гг. учиться у Блонделя - крупнейшего представителя французского рококо. Изменение вкусов проявляется у Кювийе в Нимфенбургском парке: замок Баденбург (1718) с плавательным бассейном и галереей для зрителей, и прежде всего в его рококо, доведенном до совершенства и намного превосходящем все французское (замок Амалиенбург; театр в резиденции герцогов, 1751-1753).

При строительстве замков в Рейнской области и Вестфалии  во французском  вкусе работают французы де Котт (Поппельсдорф), де Пигаж (Бенрат, Мангейм, Шветцинген), Кювийе (Брюль); немцы Нейман (лестничные клетки в Брюле и Брухзале), Шлаун (Брюль. Мюнстер, замок Клеменса Августа, 1700-1761, баварского курфюрста Кельна и сына Максимилиана II Эмануэля, см. Бавария). Даже венецианец Альберти сооружает замок в Бенсберге по образцу Версаля.
Франкония, в которой, как и в Богемии, доминируют архитекторы из семьи Динценхофер, демонстрирует на примере архиепископской резиденции в Вюрцбурге, сложные условия, с которыми пришлось смириться архитекторам фон Вельшу из Майнца, французам де Котту и Боффрану, «итальянцу» Хильдебрандту из Вены, художнику Тьеполо и скульптору Босси (лепнина).

В архитектуре прусской провинции Бранденбург царят западные веяния. Ранние замки в Потсдаме пронизаны нидерландским и парижским духом. Однако берлинский городской замок Шлютера - уже в стиле луврского проекта Бернини. Эклектицизм Фридриха Великого, 1740-1786, проявляется в потсдамском дворце Сан-Суси (арх. Кнобельсдорф) в образе французского maison deplaisance с кариатидами и атлантами на манер дрезденского Цвингера. Образцами для Нового дворца, 1763-1769, стали палаццо Барберини, замок Хоуардкасл и архитектор Палладио.

В саксонском Дрездене строительство церквей становится проблемной задачей. В период правления Августа Сильного сооружаются:
- католическая   церковь   Хофкирхе (1738-1756, арх. Кьявери) в римско-барочном стиле, но под влиянием замковой капеллы в Версале
- протестантская  женская   церковь (1725-1738, арх. Бэр)
- Цвингер (1709-1716, арх. Пёппельман) в итальянской и южногерманской манере.

Тем не менее уже современников восхищала однородность отдельных зданий как общего барочного комплекса.

см. ещё:

Греческие дворцы и замки

Средневековые дворцы и замки

Замки периода классицизм и историзм

Замки и дворцы периода Ренессанс

Укрепленный замок и дворец в англии

Фотогалерея форума портала:

Замки, дворцы, особняки

Интерьеры особняков, дворцов

источники: (2) см. список литературы


От: marina51v




Похожие темы


----------------------------





Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)
« Ренессанс в архитектуре, дворцы и замки Дворцы и замки эпохи классицизма и историзма »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!




¬???? ¬???