Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



АРХИТЕКТУРА (зодчество)

 
АРХИТЕКТУРА (зодчество) — область строительства, создающая искусственную материально-организованную пространственную среду (промышленные, жилые и общественные здания и сооружения, их комплексы — города и другие населенные места), в которой люди живут, осуществляют многообразную трудовую, общественную культурную деятельность. Являясь одним из важнейших видов обществ, производства материальных благ, архитектура теснейшим образом связана с уровнем развития производит, сил и характером производственных отношений и формируется в соответствии с социально-экономической структурой общества. Произведения архитектуры имеют не только утилитарное значение, но и эстетически формируют окружающую человека среду, в том числе образно (как искусство) выражают идейное содержание, обусловленное как назначением сооружения, так и идеологической и эстетической потребностями общества, таким образом, архитектура в целом является одновременно и областью материальной культуры, и видом художественного творчества. Архитектура, в свою очередь, активно воздействует на материальную жизнь общества и его эстетические взгляды. В отличие от техники и таких видов искусства, как скульптура, живопись и др. Архитектура должна удовлетворять функциональным требованиям процессов труда, быта и культуры, технического целесообразности и экономичности и требованиям эстетической, в т. ч. образно-художественной, выразительности.
 
Возведению зданий и сооружений, а также застройке населенных мест предшествует этап проектирования — выполнение необходимых чертежей, расчетов ит. д. В современных условиях индустриализации строительства проектирование зданий и сооружений, а также городов осуществляется архитектором совместно с коллективом проектировщиков различных специальностей. При проектировании разрабатываются планировка, объемное решение поэтажные планы и разрезы, фасады, интерьеры и т. д., определяется применение строительных материалов и конструктивных систем, соответствующих назначению данного сооружения, технико-экономическим требованиям, территориальным и климатическим условиям. Одновременно и в соответствии с функциональными и технико-экономическими задачами решаются эстетические (художественно-образные). Для достижения единства содержания и формы сооружения, для придания произведению необходимой целостности используются законы и средства архитектурной композиции: объемно-пространственная структура, тектоника, масштабность целого и частей, пропорциональность, ритмические соотношения, пластика цвет, фактура материалов; применяются монументальная живопись, скульптура, декоративное искусство.
 
Замысел архитекторов и инженеров, выраженный в проекте, осуществляется в процессе строительства. Приемы и методы строительства видоизменяются исторически в зависимости от социально-экономических условий и развития самого строительного производства. Качество проекта выявляется при эксплуатации зданий и сооружений. Новые жизненные требования порождают необходимость в проектировании и строительстве новых видов и типов зданий и сооружений. При этом потребности различных классов, общественных групп, населения в целом удовлетворяются в соответствии с действующими в обществе социально-экономическими законами и в зависимости от достигнутого уровня строительства техники.
 
Историческое развитие архитектуры и многообразие ее форм у различных народов определяются социально-экономическими условиями, совершенствованием строительного производства, а также развитием культуры, духовной жизни и эстетических идеалов общества. На архитектуру, кроме того, оказывают большое влияние природные, климатические и другие условия.
 
Архитектура служит предметом изучения науки, которая подразделяется на общую теорию, исследующую наиболее общие законы архитектуры и архитектурного творчества (в т. ч. теорию композиции), и на типологические разделы архитектурной теории, изучающие развитие отд. видов и типов зданий, сооружений, их комплексов и их проектирование с учетом достижений прикладных строительно-технических наук. Процесс исторического развития архитектуры изучает история Архитектуры.
 
Зарождение архитектуры относится к первобытнообщинному строю, когда создаются примитивные хозяйственные и жилые постройки (сначала шалаши, землянки — затем общинные дома, свайные постройки), возводятся культовые сооружения (дольмены, кромлехи, менгиры), вырабатываются простейшие приемы планировки. Постепенно накапливается строительный опыт применения искусственных и естественных материалов и простейших конструктивных систем. Осознаются возможности художественного воздействия архитектуры.
 
С образованием классового антагонистического общества и сосредоточением власти и материальных ресурсов в руках господствующих классов появляется и сохраняется на протяжении тысячелетий резкое качественное различие между сооружениями, предназначенными для правящих классов, и постройками для эксплуатируемых масс. Вместе с тем лучшие архитектурные произведения, создаваемые творческой мыслью талантливых зодчих и руками народных мастеров, выражают характерные черты обществ, уклада и обществ, сознания своей эпохи, часто отражают прогрессивные тенденции развития общества и объективно приобретают широкое общественное значение и глубокий идейно-художественный смысл, придающий им непреходящую историческую ценность.
 
Концентрация средств и даровой рабочей силы — рабов — у правящих классов первых классово-антагонистических государств, успехи в науке и технике позволили создать грандиозные ирригационные системы, оборонит, сооружения, а также монументальные храмовые, дворцовые и погребальные комплексы (пирамиды и храмы Древнего Египта, зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы Индии, Китая, древней Мексики, храмы и акрополи античной Греции, акведуки, театры и термы Древнего Рима). Создаются городские ансамбли (напр., обществ, центры — форумы). Классовое расслоение городского населения обусловливает резкие контрасты в типах жилища, порождает новый тип жилого дома — многоэтажную структуру с отдельными комнатами. На основе художественно-осмысленной и переработанной стоечно-балочной конструкции возникает ордерная система.
 
Разрабатываются арочные и сводчатые конструкции. Кроме глины; дерева, камня, применяются искусственные строительные материалы — кирпич и бетон. В эпоху разложения рабовладельческого строя для архитектуры многих стран характерны пышность, помпезность, тяжеловесность, гипертрофия масштаба.
 
В феодальную эпоху рабский труд в строительстве сменяется трудом крепостных крестьян и ремесленников-строителей, объединяющихся в производств, артели и корпорации. Наиболее массовый вид строительства — крестьянские жилые и хозяйственные постройки, так например народная архитектура (избы, сакли, фанзы и др.). Широкое развитие получают укрепленные населенные пункты, фортификационные сооружения (замки феодалов, кремли, монастыри, крепости). С подъемом городов и развитием ремесла и торговли растет строительство в городах (цеховые мастерские, лавки, жилые дома, ратуши). Получает дальнейшее развитие строительство культовых сооружений (соборов, церквей, мечетей, пагод и др.). В странах Запада и Центра. Европы в 10—12 вв. тяжеловесные сооружения романской А. сменяются легкими стрельчатыми формами готики.
 
Возникает новая конструктивная система — каменный каркас из столбов и стрельчатых арок в сочетании с облегченными сводами.
 
Зарождение и формирование в 15 в. в европейских странах буржуазных отношений привело к новому этапу в развитии А.— к А. эпохи Возрождения. В этот период, наряду с традиционным жилищем для городской и сельской бедноты, развиваются новые типы обществ, зданий, создаются городские ансамбли, строятся загородные виллы, производств, здания цеховых объединений и др. Значительные успехи делает строительная техника. Композиции сооружений того времени свойственны ясность, простота и четкость членений и пропорций.
 
С конца 16 в. развивается архитектура барокко, связанная с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Для барокко характерны сложные криволинейные планы, пышная пластическая и декоративная отделка зданий, резкие контрасты объемов. В архитектуре этого периода получают распространение дворцово-парковые ансамбли, церковные постройки и монастырские комплексы.
 
В централизованных абсолютистских и буржуазных государствах Европы конца 17—19 вв. развивается архитектура классицизма, основывающаяся на переработке композиционных приемов и архитектурных форм архитектуры античности и Возрождения. Формируются различные типы городских жилых домов, обществ, зданий, городских и загородных усадеб, дворцов, хозяйственных утилитарных сооружений (склады, таможни и др.). Ведется (особенно в России) большая работа по планировке и застройке городов.
 
Развитие капиталистического общества обусловило разработку во 2-й половине 19 — начале 20 вв. новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (фабрик, заводов, электростанций, вокзалов, ангаров, гаражей, элеваторов и др.), а также зданий банков, бирж, фирм и т. д. Складываются новые типы городов с многоэтажной застройкой. Строятся общественные здания — театры, больницы, музеи, научные и учебные учреждения. Частнособственнический характер строительства, стихийный рост городов особенно усиливают контрасты богатых кварталов и районов бедноты. Здания и сооружения используются в целях наживы, являются средством дополнительной эксплуатации трудящихся масс.
 
Успехи строительной техники во 2-й пол. 19—20 вв., широкое применение металла, стекла, железобетона, новые конструктивные системы для перекрытия больших пролетов, стальной каркас и т. п. определили новые возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств Архитектуры для возникновения новых тектонических систем (крупноблочных, крупнопанельных систем, сводов-оболочек, вантовых конструкций и др.). Однако отрыв архитектурного творчества от инженерно-технической основы архитектуры приводит во 2-й половине 19 века к стилизаторству. И лишь в 20 в. на основе достижений науки и техники возникают течения «новой Архитектуры»: функционализм, «органическая Архитектура» и пр. Рост строительства и успехи строительной техники не исключают коренных противоречий буржуазной Архитектуры и строительного производства, порожденных социально-экономическими условиями — частной собственностью на землю и на средства производства, конкуренцией, упадком буржуазной идеологии. Архитектура капитализма создается и развивается в интересах господствующих классов, а не всего общества в целом, что ведет к формализму, упадку даже прогрессивных течений.
 
В социалистическом обществе архитектура приобретает общенародное, государственное значение, служит удовлетворению постоянно растущих материальных и духовных запросов широких народных масс и общества в целом. Задачи, стоящие перед архитектурой в СССР и других странах социалистического лагеря, решаются на основе единых народно-хозяйственных планов главным обр. силами крупных государственных и кооперативных организаций. Интенсивный рост социалистического народного хозяйства вызывает быстрое и повсеместное строительство промышленных и транспортных зданий и сооружений. Как важнейшее государственное и общественное дело осуществляется жилищное строительство, цель которого обеспечить всех трудящихся благоустроенным жильем. Наряду с жилищным строительством ведется массовое строительство культурно-бытовых зданий (детские сады и ясли, школы, столовые, магазины, прачечные и другие хозяйственно-обслуживающие здания). Развитие обществ, и культурной жизни народа определяет массовое строительство культурно-просветительных, зрелищных, лечебных, санаторно-курортных, спортивных и других зданий и сооружений. Создание новых типов построек (например, дворцов культуры).
 
Происходящий в связи с развитием промышленности рост городов, увеличение городского населения, возникновение новых промышленных центров, стремление создать повсеместно благоприятные условия жизни обусловили огромный размах социалистического градостроительства, реконструкцию старых и строительство новых городов (напр., Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новая Каховка, Ангарск — в СССР, Новая Гута — в Польше, Острава-Поруба — в Чехословакии и т. д. С развитием социалистического сельского хозяйства открываются широкие возможности для реконструкции и планового строительства сельских населенных мест, возведения в них усовершенствованных производственных и хозяйственных сооружений и общественных зданий (школ, клубов, больниц, сельсоветов и т. д.), благоустроенных жилых домов.
 
При социализме резко возросли темпы строительства и повысились требования к его экономичности. Индустриализация строительства на основе типового проектирования, применение технически и экономически целесообразных конструкций (сборных железобетонных, крупноблочных, крупнопанельных, из объемных пространственных элементов и др.), богатое оснащение механизмами и правильная организация строит, работ, комплексная застройка больших, рационально распланированных участков, широкое использование местных материалов — все это необходимые условия для решения задач, стоящих перед социалистической архитектурой.
 
Для советской архитектуры 20-х гг. и первой пятилетки (до 1932) наряду с большими восстановительными работами характерен значительный объем нового промышленного строительства. Возводятся гидроэлектростанции, среди которых Днепрогэс им. В. И. Ленина (архитекторы В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др.); строятся Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Челябинский и Харьковский тракторные заводы и мн. др. Возникают новые города и поселки (Магнитогорск, Березники, Дзержинск, Запорожье и др.). Реконструируются старые города (Ереван, Свердловск и др.). Строятся крупные общественные здания (Библиотека СССР имени В. И. Ленина, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх; санаторий «Барвиха», арх. Б. М. Иофан; комбинат газеты «Правда», арх. П. А. Голосов и др.). В 1924—30 сооружается Мавзолей В. И. Ленина (арх. А. В. Щусев).
 
Сложившимся направлением в развитии советской Архитектуры 20-х — начала 30-х гг. явился конструктивизм. Развившееся в новых общественно-экономических условиях это течение оказало положительное влияние на функциональные и технико-конструктивные особенности промышленности общественных и жилых зданий. Ряд архитекторов (братья Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) обратились к решению новых социальных задач архитектуры (предложения по застройке жилых районов, объединение в здании жилого и обществ, секторов и др.). Однако, выдвигая требования функциональной утилитарной оправданности архитектурных форм, создания удобств для населения, конструктивисты («Общество современных архитекторов») зачастую не учитывали реальные экономические и технические возможности того времени. Для зданий этого периода характерны простота форм, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления, применение горизонтальных окон, плоских крыш, замена нижнего этажа открытыми опорами. Одновременно существовали и другие течения, отличавшиеся формализмом, тенденциями реставрации стилей прошлых эпох и др., что создавало условия для возникновения ряда архитектурных объединений и группировок (Московское архитектурное общество, Ассоциация новых архитекторов и др.), распылявших творческие силы архитекторов творческий Союз архитекторов СССР был создан в 1932.
 
В последующий период развития советской архитектуры (1932—54) велись огромные работы по реконструкции Москвы, Еревана, Алма-Аты, Фрунзе и других столиц и центров республик, а также по строительству новых городов. Вместе с развитием промышленности укрепляется материально-техническая база строительства. В годы 2-й и 3-й пятилеток возводятся крупные промышленные предприятия (напр., Московский и Горьковский автомобильные заводы), ведется массовое строительство жилья в Москве, Ленинграде. В массовое строительство внедряются типовые секции, сборные конструкции, новая строительная техника и передовые методы работ. Строятся крупные обществ, здания и сооружения: комплексы Московского метро, канала им. Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, многочисленные дворцы культуры, библиотеки, театры, дома правительства в Ереване, Киеве, Тбилиси и др. городах, стадионы в Ленинграде, Баку и т. д. В городах и селах возводятся культурно- бытовые здания массового назначения — школы, детские сады, ясли, клубы.
 
Наряду с большими достижениями в А. 30-х годов постепенно в период культа личности Сталина появляются ложная монументальность, помпезность, украшательство. Исторически оправданные стремления к освоению культурного наследия, развитию национальной культуры подменяются в архитектуре механическим воспроизведением элементов и форм зодчества прошлого в ущерб функциональным качествам сооружений, экономичности и индустриализации строительства. Большое распространение получает точка зрения, что архитектура является только искусством. При этом объекты промышленного и массового строительства не считаются архитектурными сооружениями.
После Великой Отечественной войны за период с 1946 по 1950 поднято из руин и построено заново св. 1700 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Восстановлены жилые дома общей площадью св. 100 млн. м2. Кроме того, в сельской местности построено 2 млн. 700 тыс. жилых домов. Крупные градостроительные работы в конце 40-х — начале 50-х годов велись в Москве (напр., район Песчаных улиц, арх. 3. М. Розенфельд и др.), Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, А. С. Никольский, И. И. Фомин и др.), Киеве (арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др.), Минске (арх. А.П.Воинов, М.П. Парусников, Б.Р.Руба ненко, В. А. Король и др.), Волгограде (арх. К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, М. А. Синявский и др.), Баку (арх. М. А. Усейнов, В. М. Иванов и др.), Ереване (арх. Г. Г. Агабабян, О. С. Маркарян, Г. А. Саркисян и др.), Ташкенте и др. городах. Возводятся новые обществ, здания, создаются научные центры (напр., комплекс Московского государственного университета на Ленинских горах; арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А.Ф. Хряков). Все шире применяются индустриальные методы строительства, возрастает парк строительных машин, возводятся дома из железобетонных панелей, внедряются типовые проекты жилых домов и обществ, зданий. По типовым проектам ведется строительство в Ангарске (арх. Е. Я. Витенберг, Л. А. Тимофеев и др.), Волжском (арх. В. Н. Гугель и др.), Новой Каховке (арх. А. Д. Маторин и др.), Рустави (арх. Д. А. Меликашвили, М. Н. Непринцев и др.).
 
Наряду с большими успехами в Архитектуре первого послевоенного десятилетия продолжали развиваться украшательство и утилизаторство, что проявилось в облике ряда крупных обществ, зданий и выставочных комплексов, например, гостиницы Ленинградская, некоторых павильонов ВСХВ в Москве. Тенденция к украшательству препятствовала быстрому внедрению индустриальных методов строительства, повышала его стоимость.
 
Всесоюзное совещание строителей в декабре 1954 вскрыло серьезные недостатки в советской архитектуре и положило начало новому этапу ее развития, характеризующемуся широким применением типового проектирования, индустриализацией строительства, а также поисками новых прогрессивных художественно выразительных решений. Бурный рост материально-технической базы и строительства, техники в СССР позволяют успешно осуществлять грандиозную строительную программу, намеченную XX съездом КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» (от 31 июля 1957). Быстро развиваются новые отрасли строительства, индустрии и промышленного строительства, материалов. Сооружаются заводы железобетонных изделий, значительно увеличивается выпуск сборного железобетона. В конце 50-х гг. в Ленинграде создаются первые домостроительные комбинаты. Возводятся жилые дома из крупноразмерных железобетонных элементов заводского изготовления. Резко возрастает объем жилищного строительства. Строительство жилых и массовых культурно-бытовых зданий с 1955 ведется комплексно. Проектируются и строятся первые экспериментальные микрорайоны (9-й квартал Новых Черемушек в Москве, арх. Н. А. Остерман, Г. П. Павлов и др., микрорайон в Челябинске и др.). Возникают новые крупные жилые массивы (Юго-запад, Хорошево-Мневники и др. в Москве; Московский, Автово и др. районы в Ленинграде; Чоколовка в Киеве, Чиланзар в Ташкенте и пр.). Создаются общественные и спортивные комплексы (напр., Центральный стадион им. В. И. Ленина в Москве, архитекторы А. В. Власов, А. Ф. Хряков, И. Е. Рожин, Н. Н. Уллас). В. Н. Насонов и др.), транспортные сооружения (метрополитен в Ленинграде, Киеве), ширится строительство жилых и общественных зданий в сельской местности. К XXII съезду КПСС была сдана в эксплуатацию крупнейшая гидроэлектростанция современности — Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС, открыт Дворец съездов в Кремле (арх. М. В. Посохин, А. А. Миндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, инженеры Г. Н. Львов и др.) и памятник К. Марксу в Москве (скульптор Л. Е. Кербель).
 
Решения XXII съезда КПСС и новая Программа КПСС открывают перед советской архитектурой грандиозные перспективы. Советская архитектура играет огромную роль в строительстве коммунистического общества. Для создания материально-технической базы коммунизма большое значение имеет возведение мощных производственных комплексов, зданий заводов, фабрик. Массовое строительство зданий и сооружений различного назначения должно всесторонне удовлетворять растущие потребности советских людей, способствовать созданию изобилия материальных благ. При реконструкции старых и создании новых городов и других населенных пунктов предусматривается ликвидация социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней, ликвидация скученности населения в больших городах и неблагоустроенности сельских поселений. Создаваемые производственные и промышленные здания и сооружения отвечают требованиям новой организации производства и труда на предприятиях и тем самым обеспечивают условия для сближения физического и умственного труда, превращения труда в первую жизненную потребность. Возведение благоустроенных жилых домов в комплексе с культурно-бытовыми зданиями способствует перестройке быта на коммунистических началах. Строительство зданий и сооружений общественного назначения помогает гармоническому развитию человека коммунистического общества — строителя нового мира. Утверждение новых художественных принципов в Архитектуре, проникновение эстетики в труд и быт советских людей способствуют формированию прогрессивных эстетических воззрений. Выражая новое прогрессивное обществ, содержание, вырабатывая новое отношение к применению современных материалов и конструкций, развивая прогрессивные эстетические взгляды, архитекторы СССР и стран народной демократии решают задачу создания социалистического архитектурного стиля.
 
 
по теме:
 
Архитектура малоэтажного жилого дома усадебного типа
Новая архитектура Петра
Новая архитектура новых побед
Новая архитектура Санкт-Петербурга
Мемориальная архитектура ( прод. )
Архитектура главных городов СССР
Архитектура советских государственных учреждений
Архитектура транспортных сооружений - метро, аэровокзалы
Архитектура пионерских лагерей
Строгая архитектура
Советская архитектура
Культовая ( храмовая или религиозная) архитектура
Неолитическая архитектура
Газета "Строительство. Архитектура. Недвижимость"
Романская и готическая архитектура
Романская архитектура
Архитектура времен Отгонов и Капетингов
Архитектура Каролингов
Докаролингская архитектура
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ
НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА
МОБИЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Исламская архитектура
ДРАВИДИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА
ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА
БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА
БИОАРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА «ПОСТ»
АРХИТЕКТУРА МАЛЫХ ФОРМ
АРХИТЕКТУРА
АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА
 

« АРХИВ АСБЕСТ »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы