Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :



Сервер hp proliant dl360p gen8, drivers software for proliant dl360p gen8 "hp sale".


 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

ЦВЕТ в архитектуре

 
ЦВЕТ в архитектуре — одно из средств архитектурной выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных комплексов решаются путем использования собственного цвета строительных или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отдельных конструктивных элементов в заводских условиях. Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений.
 
Выбор цвета определяется: назначением здания, сооружения или помещения (см. Интерьер), выполняемой в помещении зрительной работой, габаритами здания (помещения), световым климатом района строительства, природным окружением, значением сооружения (либо его части) в общей композиции комплекса сооружений или помещений, характером архитектурных форм, тектонической структурой здания и др. В ряде случаев цвет обусловливается особенностями архитектурных стилей. Для фасадов русской архитектуры 12—15 веках типичен белый цвет, для сооружений 17 века — сочетание красных кирпичных стен с белокаменными деталями и разноцветными керамическими (майоликовыми) фризами, вставками и др. Для русского барокко середины 18 века характерны сочетания кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) цвета с белыми деталями, позолотой, темной бронзой; для классицизма 19 века — сочетания желтого с белым и серого с белым.
 
С помощью цвета можно выделить отдельные сооружения среди других сооружений архитектурного комплекса. Так, интенсивная окраска (насыщенный темно-красный цвет) здания Московского Совета депутатов трудящихся выделяет его среди других зданий, образующих улицу и примыкающую к зданию площадь. При этом здание Моссовета приобретает главенствующую роль в композиции улицы и площади, несмотря на то, что его размеры меньше, чем у соседних зданий. В массовом строительстве по типовым проектам роль цвета еще более повышается. Средствами цвета можно разнообразить совершенно одинаковые дома, а также детали зданий, не удорожая их стоимости, придавать нарядность и привлекательность самым простым по форме сооружениям. С этой целью в новых районах городов (например, Хорошево-Мневники в Москве и др.) крупные стеновые панели различного цвета группируются в зданиях по разнообразным схемам взаимного расположения; широко применяется выделение цвета балконов, лоджий, лестничных клеток, входов и т. п.
 
Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Улицы, образованные серыми фасадами зданий, при недостаточно высоком уровне освещенности выглядят мрачными, тусклыми, а образованные желто- белыми фасадами — «солнечными» даже в пасмурные дни. В советском градостроительстве цвет используется для придания городам и поселкам привлекательности, жизнерадостного характера, преодоления однообразности в строительстве и в других целях.
 
В интерьере влияние цвета ограждающих поверхностей на воспринимаемую и фактическую освещенность помещения еще более существенно. Например, при белых потолках и относительно широких «фризовых» участках стен (отражающих не менее 70% падающего на них светового потока) и при светлых стенах (отражающих 50—60% светового потока) в условиях светового климата Москвы создаются наилучшие из возможных условия естественного освещения; помещения не выглядят мрачными даже в пасмурные дни, общая внутренняя освещенность их повышается, что улучшает условия зрительной работы. Поэтому для стен основных помещений в квартирах рекомендуются ненасыщенные цвета, что исключает в то же время возможность возникновения неприятных в ряде случаев цветных рефлексов на элементах внутреннего убранства помещений. Такие цвета меньше утомляют зрение.
 
Во избежание однообразности и «бесцветности» окружающей обстановки, можно применять интенсивные цвета в отделке подсобных помещений (передняя, внутриквартирный коридор), а также окрашивать смежные комнаты в цвета, повышающие насыщенность друг друга по законам одновременного и последовательного цветового контраста (например, розовый и бледно-зеленоватый, голубой и золотистый и т. п.). В помещения с окнами, ориентированными на северную часть горизонта, не проникает прямой солнечный свет; они освещаются обычно более слабым, голубоватым, светом, чем помещения, окна которых ориентированы на южную сторону горизонта. Первые целесообразно окрашивать в светлые цвета теплых оттенков, для вторых можно применять более темные цвета холодных оттенков. Для помещений различного назначения рекомендуются различные цвета. Например, в школьных зданиях классные комнаты окрашиваются светлее и менее интенсивно, чем рекреационные и подсобные помещения; комнаты для младших классов в цвета более насыщенные и разнообразные по тону, чем классы для старших школьников.
 
Кухни и ванные жилых домов чаще всего делают белыми или светло-кремовыми (по условиям гигиеничности), детские комнаты выдерживают преимущественно в тонах теплой гаммы, рабочие, а также спальные комнаты — в «спокойных» (например, в зеленовато- серых, приглушенных или разбеленных тонах). В окраске больничных и лечебных помещений учитываются высокие требования гигиеничности, а в некоторых из них (например, в рентгеновских кабинетах) — специфические требования, предъявляемые работой в этих помещениях. В помещениях театров, клубов и других сооружений культурно-массового назначения могут быть использованы более насыщенные цвета и цветовые контрасты, повышающие общую эмоциональность обстановки; при этом учитываются специфические особенности искусственного освещения.
 
Однотонность помещений приводит к однообразию, преобладание различных интенсивных цветов может создать излишнюю контрастность цветовой отделки и пестроту, особенно, когда различные цвета наблюдаются в одном помещении (например, при окраске стен с выделением другими цветами их нижней части или при разном цвете стен одного помещения). В зарубежной практике, например в Англии, в последнее время стала применяться такого типа разноцветная отделка различных стен и даже каждой отдельной стены одного помещения, что имеет известное основание, так как этот прием позволяет при помощи цвета и оборудования в едином пространстве помещения выделить отдельные функционально различные его части.
 
Особенно велика роль цветов в производственных помещениях промышленных зданий. При выборе цветовой отделки необходимо учитывать условия производства, характер выполняемой зрительной работы, требуемые нормами уровни освещенности, цветов обрабатываемых материалов, оборудования, неподвижных и двигающихся частей станков и т. д., с тем, чтобы создать обстановку, отвечающую высоким требованиям гигиены, охраны труда, производственного комфорта и эстетики — условиям, способствующим повышению производительности труда. Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий (СН 181—61) для производственных помещений промышленных зданий, расположенных в южных и центральных районах СССР (если светопроемы помещений в зданиях центрального района ориентированы на южную сторону горизонта), а также для помещений с большим тепловыделением рекомендуются холодные тона.
 
Для помещений в производственных зданиях, расположенных в северных и центральных районах при ориентации окон на южную сторону горизонта и для помещений без естественного освещения, а также для не отапливаемых помещений — теплые тона. Нейтральные тона рекомендуются для помещений, к которым предъявляются высокие требования цвето-различия. Для отделки помещений, в которых выполняется работа высокой точности, целесообразны малонасыщенные цвета холодных или теплых тонов в зависимости от особенностей спектрального состава их освещения. Для различных поверхностей помещений (потолок, балки на перекрытии, верхние и нижние части стен, пол и др.) рекомендуются допустимые значения коэффициента отражения.
 
Определенные цвета установлены для отделки технологического оборудования. В окраске оборудования соответствующими цветами выделяются движущиеся части, опасные в отношении травматизма, кнопки и рукоятки управления. Применяются условные цвета для окраски трубопроводов и электрошин. Эти вопросы, относящиеся к области технической эстетики, в СССР разрабатываются специальными научными и производственными организациями.Внедрение в строительство новых видов полихромных материалов и изделий обогащает возможности архитектора, способствует достижению высокой степени заводской законченности элементов зданий, обеспечивает долговечность цветных поверхностей.
 
 
Лит.: Алексеев С. С., Цвет и освещение. Общие проблемы, в кн.: Очерки теории архитектурной композиции, М., 1960; Стригалев А. А., Архитектурная полихромия в условиях типизации и стандартизации строительства, «Вопросы теории архитектурной композиции», 1958, вып. 3; Келер В., Лукхардт В., Свет в архитектуре. Свет и цвет, как средства архитектурной выразительности, пер. с нем., М., 1961.
 
 

« ЦОКОЛЬНЫЙ ЭТАЖ ЦЕЛЛОФАН »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!