Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

ДОК

 
ДОК — сооружение для обнажения подводной части корпуса судна с целью ее осмотра и ремонта; иногда используется для постройки судов. Доки необходимы в верфях и крупных портах. Различают доки сухие, наливные и плавучие.Сухой док сооружается в береговой части порта, защищенной от волнения, и представляет собой камеру с водонепроницаемыми стенами и днищем, головной частью с затвором, насосной станцией и оборудованием для ввода и установки судов. Чтобы ввести судно в док, камеру наполняют водой через водопроводные галереи, открывают затвор (ворота) и вводят судно; закрывают затвор, выкачивают насосами воду из камеры, и судно садится на опоры — кильблоки — обычно деревянные брусья, установленные на дне камеры на расстоянии 1,5—2,0 м один от другого.
 
В современных доках деревянные кильблоки заменяются более совершенными металлическими. По окончании ремонта судна камеру вновь наполняют водой, открывают затвор и выводят судно из дока. Стены сухих доков строят из бетона и железобетона, реже — из металла (стальной шпунт), камня и дерева; головная часть и днище — из бетона или железобетона.Размеры камеры сухого дока в плане определяются наибольшими размерами расчетных судов и превышают их обычно на 5— 20%; глубина воды на пороге дока должна быть больше осадки расчетного судна на 5%, а глубина в камере — больше глубины на пороге на высоту кильблоков.
 
Камера дока в поперечном сечении имеет обычно форму трапеции, суживающейся книзу. Зазор между корпусом судна и стенками камеры должен быть не менее 2—3 м. Боковые стенки дока имеют ряд продольных уступов для прохода, транспортировки материалов, и для устройства распорок, поддерживающих судно, когда оно стоит в доке. В поперечном направлении днище камеры делается с небольшим уклоном в обе стороны от оси дока для стока профильтровавшейся и дождевой воды в канавки, идущие вдоль стен к насосам.В качестве затворов сухих доков применяют двухстворчатые ворота, откатные ворота и батопорты.
 
Батопорт представляет собой понтон, оборудованный насосами и имеющий балластные цистерны. Для установки батопорта его на плаву подводят к головной части дока и затоплением опускают в пазы стен и порога, после чего опоражнивают камеру дока. Батопорты бывают симметричные и не симметричные, сделанные обычно из стали или из железобетона. Время полного осушения камеры дока — 2—4 часа; из этого условия определяется производительность основных насосов. Размеры сухих доков достигают 40 м в ширину и 460 м в длину.
 
Нагрузка на днище сухого дока может достигать 1200 т на 1 м киля судна. Расчет днища сухого дока ведется как балки на упругом основании.
 
Наливной док является разновидностью сухого дока; конструктивное отличие состоит в том, что у наливного дока стапельные площадки (одна или несколько) для установки судна на ремонт расположены на 0,5 м выше максимального расчетного уровня воды. После ввода судна в наливной дока, и закрытия затвора в камеру наливается вода с таким расчетом, чтобы киль судна был примерно на 0,3 м выше верха кильблоков на стапельной площадке. Судно отводится на приготовленное для него место и после выпуска воды (самотеком) из камеры садится на кильблоки.
 
По окончании ремонта камера вновь закрывается и наполняется водой, судно всплывает и отводится со стапельного места в глубоководную часть камеры и после спуска воды до уровня внешнего бассейна и открытия ворот выводится во внешний бассейн. Принцип наливного дока часто применяют на судостроительных заводах для передачи судов с заводской площадки на воду, пропуская через так называемую док-камеру; с заводской площадки в док-камеру суда перевозятся на специальных тележках.
Плавучий док — длинный понтон, по сторонам которого возвышаются стены.
 
Внутри понтона и стен расположены камеры. Заполнением камер водой можно погружать док в воду на заданную глубину для ввода судна между стенами дока; при удалении воды из камер плавучий док постепенно всплывает, и судно садится на кильблоки, установленные заранее на палубе понтона. Плавучий док сооружается монолитным (стены и понтон представляют собой единое целое) или секционным (собираемым из отдельных секций); секционным может быть только понтон при монолитных стенах. Плавучие доки строятся из дерева при грузоподъемности дока до 600т; из железобетона — от 1000 до 8000 т, а из стали — неограниченной грузоподъемности.
 
Существуют стальные доки грузоподъемностью до 100 000 т. Вес стального плавучего дока составляет около 50—60% от его грузоподъемности; железобетонного — 100—150%. Плавучие доки, как правило, несамоходные и перемещаются буксирами.
 
Оборудование плавучих доков составляют: насосные и водопроводные устройства, приспособления для выхода воздуха из балластных отсеков при наполнении их водой, для ввода и установки судов, механические мастерские, компрессоры, подъемно-перегрузочные краны и др.
 
Часто плавучие доки используют для последовательного подъема ряда судов на специальных док-понтонах, лишенных водоотливных средств. Такой док, предназначенный для подъема другого дока (док-понтона) с находящимся на нем судном, называется док-маткой. Док-понтон с судном отводится к причалу, где и находится во время ремонта подводной части судна, и обслуживается с берега.
 
Лит.: Портовые гидротехнические сооружения, под ред. В. Е. Ляхницкого, ч. 2, Л.. 1955; Cornick Н. F., DOCK and harbour engineering, v. 1 — The design of docks, L., 1958.
 
 
 

« ДОЗАТОР водопроводный ДОЛГОВЕЧНОСТЬ зданий и сооружений »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Архитектура зданий
Планировки однокомнатных квартир
Интерьеры кухни - идеи