Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова
ЭСКАЛАТОР

ЭСКАЛАТОР (англ. от лат. — лестница) — наклонный конвейер в виде ЛЕСТНИЦЫ с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей; примен. в МЕТРОПОЛИТЕНАХ, на ВОКЗАЛАХ, в административных, торговых и зрелищных ЗДАНИЯХ.

ЭСКАЛАТОР
 
ЭСКАЛАТОР — пассажирский подъемник непрерывного действия, представляющий собой лестницу с движущимися ступенями. По сравнению с подъемниками прерывного действия (лифтами, патерностерами, фуникулерами) эскалаторы имеют преимущества: транспортных и общественных зданий, больших магазинов. Лестничное полотно обычно располагается под углом 30° к горизонту и состоит из следующих элементов: тяговых цепей пластинчатых втулочно-роликовых со специальными замками в шарнирах, ступеней в виде металлического сварного каркаса, опирающегося на 4 бегунка, и пластмассового настила с продольными, часто расположенными рейками, которые входят в пазы стальных гребенок на входных площадках.

К трассе полотна относятся: главный вал, приводящий лестничное полотно и поручни в движение посредством посаженных на него звездочек; натяжная каретка, обеспечивающая постоянное натяжение полотна в нижней части эскалатора; поворотные стенки, по которым катятся вспомогательные бегунки при переходе ступеней с одной ветви на другую; направляющие лестничного полотна, обеспечивающие неизменность положения ступеней на наклонной, переходной и горизонтальной частях трассы. Поручневое устройство — две замкнутые ленты специального профиля с ведущими блоками, получающими вращение от главного вала через систему цепных передач, и натяжными блоками.

К недостаткам эскалаторов относятся: вынужденное горизонтальное перемещение пассажиров, увеличивающее длину подъемника и расход энергии, меньшая по сравнению с лифтами скорость подъема и относительно высокая стоимость. Несмотря на это, эскалаторы являются лучшим видом вертикального транспорта для метрополитенов, административной форме. Направляющие верхней ветки поручня выполняются из латунных или стальных полос специального профиля. Нижняя ветвь поручня на наклонном участке поддерживается роликами. Привод эскалатора осуществляется от электродвигателей и может состоять из двух одинаковых установок, работающих на главный вал, или одной установки.

В метрополитенах все агрегаты привода устанавливаются на общей железобетонной плите, в зданиях—на специальных амортизаторах с целью локализации вибраций. Эскалаторы оборудуются тормозными устройствами двух или трех видов: рабочими, обычно колодочными тормозами, стопорами на случай обрыва тяговых цепей и аварийным тормозом цепной передачи привода. Металлоконструкция эскалатора состоит из ряда соединенных между собой стальных ферм, опирающихся на фундамент в эскалаторах большой высоты по всей длине, в легких эскалаторах — на 2— 4 опоры. Фундаменты выполняются из монолитного или сборного железобетона. Балюстрада является ограждением механизмов эскалаторов.

Наиболее экономичны разборные балюстрады, представляющие собой легкий металлический каркас, к которому крепятся панели верхней и боковой обшивок, штапики, плинтусы и нижний фартук, изготовляемые из алюминиевых сплавов, древесных пластиков, цветных пластмасс. Управление эскалаторами достаточно простое и осуществляется дистанционно из нескольких пунктов. Кроме того, применяются различные предохранительные устройства, которые останавливают эскалатор в случае каких-либо неполадок в его работе.В СССР изготовляются эскалаторы высотой подъема до 66 м типов ЭМ-1, ЭМ-4, ЭМ-5 и Л-1. Скорость движения этих Э. 0,75 м/сек, ширина полотна 1 м.

На станциях метрополитена применяются, как правило, одномаршевые эскалаторы и только в редких случаях по условиям планировки или глубины заложения — двухмаршевые эскалаторы с промежуточным пересадочным залом. При глубоком заложении станций эскалаторы размещаются в наклонных туннелях, при мелком заложении — в специальных выработках, закрепленных железобетонными конструкциями. Учитывая сложность и высокую стоимость проходки наклонных туннелей, разработаны новые типы малогабаритных эскалаторы — ЛT-2, ЛT-3 и ЛT-4. Три таких эскалаторах размещаются в туннеле диаметром 7,5 м, а четыре — 9,5 м, при снижении стоимости строительства соответственно на 31 и 39%.

Новые эскалаторы имеют скорость движения 0,9 м/сек. Для зданий наиболее совершенна конструкция эскалаторов типа ЛП, которые отличаются компактностью привода, размещенного между прямой и обратной ветвями лестничного полотна, малыми габаритами и удобством монтажа. Они имеют ширину лестничного полотна 1 м, и скорость движения 0,72 м/сек. Эскалаторы серии ЛП-6 устанавливаются на 2 опоры и предназначены они для зданий при высоте подъема одного марша до 6 м, ЛП 6а с дополнительной опорой посередине монтируются на станциях метрополитена мелкого заложения при высоте до 7 м.

В зарубежной практике, кроме пассажирских эскалаторов, применяются грузопассажирские эскалаторы с шириной полотна 1,22 м, рассчитанные на перевозку пассажиров с ручной кладью, велосипедами, колясками и т. д. Оригинальна конструкция эскалатора системы Оккара, у которого обе ветви полотна рабочие. Верхняя ветвь поднята над нижней ветвью на 3,43 м и устроены двухэтажный вход и выход. Главный вал эскалатора отнесен на значительное расстояние от входных площадок и опущен вниз. Угол наклона эскалатора равен 20°49°. В 1960 на одной из станций лондонского метрополитена применен эскалатор, названный траволатором. В отличие от обычных эскалаторов, он имеет незначительный угол наклона к горизонту (8°-07°-48°), ступени расположены под тем же углом, благодаря чему лестничное полотно представляет собой сплошную ленту. Длина траволатора 95,1 м при высоте подъема 12,8 м.

Лит.: Бовин Г. М., Ивашков И. И., Олейник А. М., Эскалаторы, М., 1955.

 

( ист. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВО )






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться
« ЭРРЕРЕСКО ЭСКАРП »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!