Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова
ФРЕСКА, ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ

ФРЕСКА, ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (ит., букв. -свежий) — 1) техника ЖИВОПИСИ красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой ШТУКАТУРКЕ , которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной; 2) произведение, выполненное в этой технике. Детальная проработка обычно выполняется уже по подсохшей штукатурке в темперной технике. В широком смысле слова — живопись по любой штукатурке водяными красками; всякая монумент. роспись. Ф., позволяющая создавать монумент. КОМПОЗИЦИИ, органично связанные с АРХИТЕКТУРОЙ , -одна из основных техник стенных росписей.

Разновидности:

А(ЛЬ)ФРЕСКО (ит. — сырым способом, по-сырому; произн. — «а фрэско») — основная техн. разновидность фресковой ЖИВОПИСИ, характеризующаяся исполнением по свежей известковой ШТУКАТУРКЕ (см. ФРЕСКА). Краски закрепляются здесь в процессе высыхания штукатурки образующимся на ней слоем углекальциевых соединений. Отсюда характерная для этой техники необходимость быстрого завершения работы, требующая при значительных размерах КОМПОЗИЦИИ обязательного исполнения по частям. Так как недостатки такого исполнения полностью обнаруживаются лишь через несколько дней (вместе с полным высыханием штукатурки, сильно изменяющим оттенок красок), роспись почти всегда приходится дополнять прописками ТЕМПЕРОЙ с целью исправления деталей. Техника лишенной поправок «чистой фрески» (буон фреско) оказывается поэтому особенно трудной и редкой. Существуют два способа живописи А,ф.: 1) без всякого связующего вещества — разведенными водой порошкообразными красками; 2) с применением активной гашеной ИЗВЕСТИ (которая одновременно служит и белилами). В первом случае получается легкий и прозрачный красочный слой, напоминающий АКВАРЕЛЬ, во втором - ЖИВОПИСЬ КОРПУСНАЯ и несколько белесоватая, близкая по свойствам к ГУАШИ. Для росписи А.ф. характерны (но не всегда обязательны): исполнение по частям, следы т.н. соединительных швов — границ между этими частями; процарапанные в штукатурке контуры рисунка — ПРОРИСИ. Достоинства техники А.ф. — быстрота выполнения, легкий и выразительный цветовой тон, устойчивость колористических качеств при условии, что живопись находится внутри помещения и не подвергается воздействию дождя, ветра, солнца, резкой смены температур.

 
ФРЕСКА — тематическая или орнаментально-декоративная роспись, выполняемая водяными красками по свеженанесенному известковому штукатурному грунту. Правильно выполненная фреска отличается долговечностью, светостойкостью, относительной прозрачностью красок. Разновидность фрески — фреско-секко (сухая фреска) — роспись, выполняемая по сухой штукатурке, смачиваемой водой перед началом работы красками с примесью извести (затертыми на известковом молоке из выдержанной извести-теста или из свежегашеной извести-кипелки). Фреска итальянского Возрождения до 16 века и в Древней Руси ретушировались (прописывались) темперой. Иногда фреской неправильно называют всякую настенную живопись.

Есть основания предполагать, что фреска возникла в глубокой древности. Она была известна в античной Греции. Сохранились великолепные римские фрески в Помпеях и Геркулануме. Фреска получила распространение в Византии (образцы фресок 6 — 9 веков), Древней Руси (10—17 век), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии (с 13 по 18 век). Период расцвета итальянской фрески — 14—16 века. Техникой фрески для росписей пользовались художники Франции, Германии и других стран. В 18 веке фреска уступает место казеиново-известковой живописи. В 19 веке вновь возрождается интерес к фреске, однако в это время роспись стен и потолков чаще выполнялась масляными красками.

Фреска получила в СССР весьма широкое распространение. Фресковая живопись встречается во многих общественных сооружениях (театры, клубы, станции метрополитена, санатории, детские учреждения и др.) и даже в жилых домах. Техника фрески в основном применима для росписи стен и потолков внутри помещений. Фреска не закрывает поры, покрытой ею поверхности, что обеспечивает нормальное функционирование ограждающей конструкции (т.е. стена «дышит»). Основание под фреской должно быть ровным, сухим, изолированным от проникновения влаги.

Стеновые материалы и растворы не должны содержать в себе кислых PI щелочных солей. В качестве оснований пригодны известняки, туфы, песчаники и пористые керамические изделия. Росписи техникой фрески выполняются по двух- и трехслойным штукатурным грунтам. Для нижнего слоя грунта берется известь-тесто (влажность 55%) — 1 часть по объему и речной песок (объемный вес 1800 кг/м3) — 3 части по объему; для лицевого слоя: известь-тесто (влажность 55%) — 1 часть по объему и песок кварцевый или мраморный (объемный вес 1450 кг/м3) — 2 или 2,25 части. Толщина лицевого слоя не менее 8 мм (рецепты указаны для стандартных сортов извести).

Декоративная роспись бетонных поверхностей с использованием техники фрески возможна лишь при условии выполнения специальных мероприятий, обеспечивающих достаточное сцепление штукатурного грунта с поверхностью бетона. Современная палитра красок для фрески несколько ограничена, но достаточна для выполнения живописных работ (до 20 и более красок). Для фрески пригодны все краски, выдерживающие действие щелочей (щелочестойкие) и света (светостойкие).

При высыхании фреска светлеет, особенно сильно высветляется и выбеливается фреско-секко. Близка к фреске казеиново-известковая живопись, которую можно считать усовершенствованным видом живописи по сухой штукатурке. Казеиново-известковая живопись может применяться как для росписи поверхностей стен и потолков внутри помещений, так и для росписи наружных поверхностей зданий.

 

Лит.: Крестов М. А., Пшеницы и  П. Л., Толстихина К. И., Техника фрески, М., 1940; Киплик Д. И., Техника живописи, 16 изд., М.—Л., 1950; Виннер А., Фресковая и темперная живопись, вып. Я, ч. 1—2, М.—«П., 1948; Бакланов Н. Б. [и др.], Декоративные окраски и росписи, Л.—М., 1952.

( ист. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВО )






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться
« ФОРУМ ФАЯНС строительный »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!