Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :



профессиональные услуги повара в Минске


 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 


стиль в архитектуре




От: OleLukoe


Опубликовано: Ноябрь 26, 2007

Конструктивизм в архитектуре зданий

КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. - построение) - направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской АРХИТЕКТУРЕ , живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х—нач. 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение иск-ва с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном иск-ве и архитектуре.

Наркомтяжпром, архитекторы - братья Веснины, 1934

Наркомтяжпром, архитекторы - братья Веснины, 1934



Конструктивизм - это стиль архитектуры Советского Союза периода 1920х и начала 1930х годов. Этот стиль сочетает продвинутую технологию, инженерные системы и явную коммунистическую социальную направленность. Хотя этот стиль был разделен на несколько соперничающих между собой направлений, было создано много интересных проектов, часть из которых была реализована.  В начале 1930х этот стиль вышел из моды у властьпридержащих. Конструктивизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектуры


Термин «конструктивизм»

 

Башня Татлина, 1919 

Башня Татлина, 1919


Конструктивизм в архитектуру пришел из более широкого направления конструктивистского искусства, которое само вышло из русского футуризма. Конструктивистское  искусство пыталось применить трехмерное кубистское видение к  абсолютно абстрактным беспредметным конструкциям с кинетическим элементом. После революции 1917 года всё внимание было обращено к новым социальным требованиям и промышленным задачам нового времени. Выделилось два четких направления: первое - в реалистическом манифесте Антуана Певзнера и Наума Габо, посвященного пространству и ритму, а второе - представляло борьбу в комиссариате Просвещения между теми,  кто отстаивал чистое искусство и продактивистами (практики конструктивизма),  такими как Александр Родченко, Варвара Степанова и Владимир Татлин, группой социально-ориентированных художников, которые считали, что искусство должно участвовать и в промышленном производстве. Прикладной конструктивизм.

Раскол произошел  в 1922 году, когда Певзнер и Габо эмигрировали. Теперь движение развивалось с социально утилитарной направленностью. Большинство продактивистов добилось поддержки Пролеткульта и журнала «ЛЕФ» (Левый фронт искусств) и позже стало доминантом в архитектурной группе ОСА.


Революция в архитектуре

Проект дома совместного проживания (дом коммуны), Николай Ладовский, 1920 

Проект дома совместного проживания (дом коммуны), Николай Ладовский, 1920.

Первый и самый известный конструктивистский проект был  представлен в 1919 году для Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлином. Этот проект часто называют Талинской башней. И хотя он так и остался нереализованным, материалы -стекло и сталь -  и его футуристический характер и политическая подоплёка (движение его внутренних объемов символизировали революцию и диалектику) задали тон всем проектам 1920х годов.

Другой известный проект в стиле конструктивизм- это Ленинская трибуна (автор Эль Лисицкий (1920) в виде движущегося подиума для спикера. Во время гражданской войны сформировалась группа  УНОВИС (Утвердители нового искусства) во главе с Казимиром Малевичем и Лисицким. Создатели супрематизма строили утопические города. Составляющие конструктивизма четко прослеживаются  в западных  хай-тек проектах, например, Густава Эйфеля и небоскрёбах Нью Йорка и Чикаго.


АСНОВА и рационализм

Непосредственно сразу после гражданской войны казна СССР была пуста и строить новые дома было не на что. И тем не менее, в 1921 году появилась советская авангардная школа Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские), которую возглавлял архитектор Николай Ладовский, который организовал АСНОВА (ассоциация новых архитекторов). Методы обучения были фантастическими; использовались  элементы психологии формы (гештальт-психологии), проводились смелые эксперименты с формой (например, стеклянный подвесной ресторан Симбирчева).  Среди архитекторов входящих  в эту ассоциацию были: Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и молодой Бертольд Любеткин.

  Рабочий клуб им. Зуева, 1927. здание

Рабочий клуб им. Зуева, 1927.


Проекты 1923 –1935 годов,  например, горизонтальные небоскребы Лисицкого и Марта Штама, павильоны Константина Мельникова, демонстрируют оригинальность и амбиции этой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке изобразительных искусств 1925 года, где он пропагандировал новый стиль. Его комнаты  были спроектированы Родченко. Другой пример конструктивизма можно увидеть в фильме «Аэлита» (1924), где экстерьеры и интерьеры Александра Экстера смоделированы в угловой геометрической форме.  Государственный магазин Моссельпром 1924 года также построен в раннем  модернистском стиле для нового поколения  покупателей Новой экономической политики;  Мосторг архитекторов братьев Весниных, построен тремя годами позже. Современные офисы для общественности были также популярны, например, головной офис «Известия». Он был построен в 1926-1927 годах Григорием Бархиным.

ОСА (организация современных архитекторов)

Архитекторы - Барщ / Синявский, Московский планетарий, 1929
 
Архитекторы - Барщ / Синявский, Московский планетарий, 1929


Более холодный и более технологичный стиль конструктивизма появился в 1923- 24 году, как пример,  проект офисного здания братьев Весниных для Ленинградской правды. В 1925 году была основана Алексей Весниным и Моисеем Гинзбургом группа ОСА, которая была связана с Вхутемасом.  Эта группа имела много общего с веймаровским немецким функционализмом (проекты зданий Эрнста Мея). Жилые дома (дома коммуны) заменили здания совместного проживания девятнадцатого века. Термин «социальный конденсатор» описывал их цели, в основе которых лежали идеи Ленина.

Деревня Чекистов, Екатеринбург, архитекторы Антонов и Соколов, 1933г. 

Деревня Чекистов, Екатеринбург, архитекторы Антонов и Соколов, 1933г.


Дома совместного проживания, например, дом коммуны текстильного института Ивана Николаева (ул. Орджоникидзе, Москва, 1929-1931) и многоквартирный дом Госстраха, построенный Гинзбургом, и дом Наркомфина, построенный также по его проекту. Многоквартирные дома в конструктивистском стиле строились в Харькове, Москве, Ленинграде и др. городах. Гинзбург спроектировал правительственное здание в Алма-Ате. Братья Веснины – школу киноактёра в Москве. Гинзбург критиковал идею строительства зданий нового общества на старых принципах: отношение к домам совместного проживания такое же, как к буржуазным апартаментам. Конструктивистский подход – максимально учитывать все изменения  повседневной жизни… наша цель  - совместная работа с пролетариатом по созданию нового образа жизни. ОСА издавала журнал СА (современная архитектура) с 1926 по 1930 год. Рационалист Ладовский  спроектировал свой собственный оригинальный  дом совместного проживания в 1929 году. Экстравагантный проект: деревня чекистов  в Сердловске (сегодня Екатеринбург) спроектированная Антоновым, Соколовым и Тумбасовым. Жилой комплекс в виде серпа и молота был спроектирован для членов ЧК, сегодня – это гостиница .


Ежедневность и утопия

Здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга 

Здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга. Разрушается.


Новые формы конструктивистов стали создавать проекты для повседневной жизни Советского Союза: государственные здания, например, огромный комплекс Госпрома в Харькове (проект Серафимова, Фолджера и Кравеца, 1926-1928гг). О  нём упоминает Рейнер Банхам  в  своей книге «Теория и дизайн в веке первых машин», наряду с Дессо Баухаус, самом большом собрании модернистских работ 1920х. Другие  замечательные  проекты,  включая алюминиевую параболу и стеклянную лестницу Михаила Барща и Михаила Синявского в здании московского планетария 1929 года.

Шуховская башня, Москва 

Шуховская башня, Москва, 1922. Разрушается.

Популярность новых художественных взглядов привело к тому, что архитекторы традиционных принципов приняли конструктивизм. Проект Ивана Жолтовского электростанция МОГЭСа 1926 года, административное здание Наркомзема архитектора Алексея Щусева, оба построены  в Москве. Башня инженера Владимира Шухова считалась авангардным проектом и, по словам, Вальтера Бенджамина – это действительно  уникальное здание на Западе. Шухов работал  в соавторстве с Мельниковым над бахметьевским автобусным гаражом и гаражом на Ново-Рязанской улице. Многие из этих  зданий можно увидеть в фильме Сергея Эйзенштейна «Генеральная линия», а также - специально созданный макет колхоза в конструктивистском стиле Андрея Бурова.

Главная цель конструктивистов  - это внедрение авангарда в повседневную жизнь. С 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, мест для досуга  в рабочих районах. Среди наиболее известных из них: завод «Каучук», фабрика «Свобода» и клуб им. Русакова  архитектора Константина Мельникова, клуб им. Лихачева  - архитекторы братья Веснины, клуб им. Зуева архитектора Ильи Голосова.

 

советский конструктивизм - Клуб фабрики Свобода, автор - К. Мельников, Москва 

Клуб фабрики Свобода, автор - К. Мельников, Москва.


Создавались и необычные проекты, например, институт Ленина архитектора  Ивана Леонидова, хай-тек проект, который можно сравнить с проектом Бакминстера Фуллера. Он состоит из библиотеки (размером с небоскрёб), планетария и собора, все эти здания связаны вместе монорельсом; или говорящий сам за себя проект летающего города Георгия Крутикова; АСНОВА предлагала также некоторые проекты для  проживания в воздухе. Дом Мельникова и его бахметьевский автобусный гараж  являются прекрасными примерами  соперничества индивидуализма и утилитаризма. Были проекты супрематистских небоскрёбов Казимира Малевича, Лазаря Хикейделя и Николая Суетина. Фантастические элементы  проектов Якова Чернихова можно увидеть  в его книге экспериментальных  проектов  «Архитектурные фантазии» 1933 года,  за  эти проекты его назвали советским Пиранези.


Западный конструктивизм   

западный конструктивизм - Фабрика Ван Нелль в Роттердаме, автор Леендерт ван дер Влагт (и Март Штам) 1927-1931 гг. 

Фабрика Ван Нелль в Роттердаме, автор Леендерт ван дер Влагт (и Март Штам) 1927-1931 гг.

 

Контакты Эль Лисицкого в Германии и Швейцарии, а также впечатление от парижского павильона Мельникова привело к тому, что многие архитекторы стали выезжать за рубеж в конце 1920х. Архитекторы «новой вещественности», как например, соратники Эль Лисицкого Март Штам и АВС груп под руководством Ханна Маера объединили суровую геометрию конструктивизма и технологическую эстетику, несмотря на их отдаленность от первоначального контекста. В  1922 году Баухаус сдвинулся в сторону принципа «искусство и технология - новое единство», который считался конструктивистским, в то время как чешский критик и дизайнер Карел Тайге в книге 1932 года «Минимальное жилище» использует термины функционализм и конструктивизм как взаимозаменяемые. Возможно самый узнаваемый пример западного конструктивизма – это фабрика Ван Нелль в Роттердаме архитектора Леендерта ван дер Влагт (и Марта Штама) архитектурная фирма Бринкман и Ван дер Влагт.


Соцгород и градостроительство

 конструктивизм - Мэрия, Ной Троцкий, Ленинград, 1932-1934

Мэрия, Ной Троцкий, Ленинград, 1932-1934


Несмотря на амбициозность многих конструктивистских проектов предлагаемых для восстанавливаемых городов, было реализовано несколько проектов. Район  Ленинграда Нарвская застава стал центром  конструктивизма. Начиная с 1925 года коммунальное жилье проектировалось такими архитекторами как Александром Гегелло и архитектором из группы ОСА Александром Никольским, проект общественного здания Кировской мэрии архитектором  Ноем Троцким (1932-1934), экспериментальная школа  архитектора Г. Симонова, серия коммунальных прачечных и кухонь, спроектированных для членов местной АСНОВА. Многие конструктивисты надеялись увидеть реализованными свои амбиции в период культурной революции, проходящей  во время первой пятилетки. С этой точки зрения конструктивисты были разделены на урбанистов и дезурбанистов, которые стремились построить город-сад или линейную модель города. Тему линейного города пропагандировал глава финансового комиссариата Николай Милютин в своей книге «Соцгород» (1930).

Ещё более маргинальные идеи выдвигал теоретик ОСА Михаил Окитович. Его дезурбанистический подход: система зданий для одного человека или одной семьи, связанных линейной транспортной сетью на обширной территории, которая проходила через границы городской и сельскохозяйственной территории; этот проект похож на социалистический эквивалент Френка Ллойда Райта «широкий город».  Дезурбанисты  и урбанисты предлагали проекты для новых городов, таких как Магнитогорск, но их часто отвергали, и отдавали предпочтение проектам прагматичных немецких архитекторов, бежавших от режима нацизма, например, «Бригада мей» (Эрнст Мей, Март Штам, Маргарет Шутте-Лихоцки; бригаду Баухаус возглавлял Ханн Маер и Бруно Таут.

Дезурбанистский план Гинзбурга и Барща, 1930 г.  

Дезурбанистский план Гинзбурга и Барща, 1930 г.


Градостроительный план Лё Корбюзье был одобрен руководством страны и позже стал планом радиальной системы развития города; он проектировал правительственное здание Центрсоюза вместе с конструктивистом Николаем Колли. Двухэтажные квартиры группы ОСА оказали большое влияние на его последующие работы.  Другой известный  модернист Эрих Мендельсон спроектировал текстильную фабрику Красного Знамени в Ленинграде; он популяризировал  конструктивизм  в своей работе «Россия, Европа, Америка». План первой пятилетки включал основной конструктивистский проект – Днепрогэс, спроектированный  Виктором Весниным. Эль Лисицкий также сделал популярным этот стиль заграницей благодаря своей книге «Реконструкция архитектуры в России»  в 1930 году.


Конец конструктивизма

 

Гараж Интуриста, архитектора  Константина Мельникова, 1933. 

Гараж Интуриста, архитектора Константина Мельникова, 1933.



В 1932 году проходил конкурс на проект дворца Советов, грандиозного проекта соперничающего  с эмпайр стейт билдинг, Участвовали такие известные конструктивисты как  Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон и Лё Корбюзье. Однако конкурс совпал с периодом  всё более распространяющейся критикой модернизма, которому было трудно следовать  в  ещё по-прежнему аграрной стране. Также звучала критика, что этот стиль просто копирует формы технологии, используя фактически рутинные методы строительства. Победителем стал  проект Бориса Йофана, давший начало эклектическому историзму сталинской архитектуры, похожего  на пост-модернизм тем, что  он противостоял космополитизму модернистской архитектуры, заявлял об уродстве и бесчеловечности со смесью исторических стилей. Проекты жилых домов, как, например, здание Наркомфина, были спроектированы в попытке  изменить ежедневную рутину 1920х, коллективизацию бытовой деятельности, равенство полов и коллективное воспитание детей; позже, когда сталинский режим стал возобновлять семейные ценности, отошли от этих принципов. Стили старого мира снова возрождались, например, московское метро - как проект, популяризирующий «дворцы для рабочих».

конструктивизм - Школа 518. Иван Звездин, 1935 год 

Школа 518. Иван Звездин, 1935 год.

К концу 1920х конструктивизм стал доминантным стилем в архитектуре страны, и  на удивление  многие здания этого периода сохранились до сих пор. Первоначально реакция была в сторону ар деко. Затем - классицизм, который изменился под влиянием конструктивистских приемов; примером может служить Дом на Набережной архитектора Йофана (1929-1932). За несколько лет некоторые здания были спроектированы в смешанном стиле, который иногда называют постконструктивизмом.

После короткого синтеза неоклассический стиль доминировал до 1955 года. Рационалистские здания по-прежнему строились  в промышленной архитектуре, но не в городских проектах. Отдельные  конструктивистские здания строились в 1933-1935 гг., например, здание издательства «Правда» архитектора Пантелеймона Голосова (строительство закончено  в 1935 году), здание московского текстильного института (окончание строительства - 1938) или рационалистические вестибюли для Московского метро архитектора Ладовского. Чисто модернистские проекты братьев Весниных и Ивана Леонидова для конкурса на здание Наркомтяжпрома на Красной площади  в 1934 году - нереализованные проекты сталинской эпохи. Следы конструктивизма наблюдаются в работах социалистического реализма, например, футуристические лифты Йофана- ультра-сталиниста для российского павильона на парижской выставке 1937 года с  супрематистскими интерьерами Николая Суетина.


Наследие
 

конструктивизм - Фантазия на тему серпа и молота. Яков Чернихов, 1933

Фантазия на тему серпа и молота. Яков Чернихов, 1933.

В силу политических обязательств и  замены на сталинскую архитектуру механистические динамичные формы конструктивизма  перестали быть частью философии международного стиля, как это определяли Филипп Джонсон и Генри-Рассел Хичкок. В их книге упоминалось только одно здание  из СССР - электрическая лаборатория правительственной группы под руководством Николаева. В 1960-х конструктивизм реабилитирован до определенной степени и  ещё более дикие экспериментальные проекты эпохи (как например, театр Глобус)  и лишенная всяких излишеств «хрущёвка» стали результатом многочисленных экспериментов. За пределами СССР конструктивизм рассматривали  как альтернативу более радикальную, чем модернизм, его наследие можно увидеть  в работах совершенно разных дизайнеров: Команда 10, Архиграмма, Кензо Танге, а также во многих работах бруталистов (от французского термина «béton brut» — «необработанный бетон»). Их интеграция авангарда и повседневной жизни имеет параллели с ситуационистами, особенно чётко это прослеживается в  проекте Ги Дебора и Константа Ньювенхая «новый вавилон».

Хай-тек архитектура также многим обязана конструктивизму, как пример, - Лойдс билдинг Ричарда Роджерса. Ранние проекты Захи Хадид были просто адаптациями архитектонов Малевича, в её чертежах явно прослеживается влияние Чернихова. Деконструктивизм раскрывает динамизм конструктивизма, хотя и без социального аспекта,  как в проектах Куп Химмельблау. В конце 70х Рем Кулхас написал работу о политической  траектории конструктивизма под названием "История окружения". Большая часть конструктивистских зданий находятся под угрозой полного разрушения.
 

редакция портала выражает признательность за помощь в подготовке статьи: OleLukoe и ArchDream  

 

См. ещё: 

Конструктивизм в Архитектуре Москвы

Конструктивизм в архитектуре зданий

Конструктивисткий рабочий посёлок - ул. Короленко - Колодезная улица (ВАО Москва)

 

Общественные здания в стиле конструктивизм в Москве

Конструктивизм в архитектуре зданий Москвы

Дворец культуры им. И.В.Русакова

 

Конструктивизм - ДК ЗИЛ, Москва

ДК ЗИЛ (братья Веснины)

 

Конструктивизм общественных зданий Москвы

Дом-коммуна Наркомфина ( Narkomfin Building ) на Новинском бульваре

 

Российский государственный социальный университет (РГСУ) - Стромынка ул., 18 Москва

 

Автозаводская ул. дом 1

 

Шлюзовая набережная, дом 2/1 корп. 5, Москва

 

Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1)  

 

Жилые дома в стиле конструктивизм в Москве

необычный Конструктивистский дом на Велозаводской улице

 

конструктивистский дом - Москва Мытная улица, д 52

 

Большой Девятинский переулок, дом 4

 

Москва 2-я Брестская ул, д. 43

 

2-я Тверская-Ямская улица, 38, Москва

 

улица Восточная дом 7 Москва

 

Конец конструктивизма  - Москва, Оружейный переулок, дом 27

 

Еще:

Особняк Константина Мельникова

«Дом-коммуна» во 2-м Донском проезде, Москва, конструктивизм

Конструктивизм

Галерея зданий в стиле конструктивизм


-
« КОНСОЛЬ КОНСТРУКТИВНАЯ СХЕМА »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК