Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :



Качественная теплая штукатурка от производителя стройматериалов.


 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 


аренда экскаватора


Архитектурное бюро Глушкова
ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ (англ.) - направление в АРХИТЕКТУРЕ и  иск-ве развитых  капиталистических стран второй пол. 70-х—нач. 80-х гг. XX в. Единого определения постмодернизма в нашей и зарубежной науке нет. Наиболее приемлемо определение постмодернизма, как направления, противопоставившего себя модернизму и претендующего на его замену, что отличает П. от существующего одновременно с ним неоавангардизма или позднего модернизма, последовательно развивающего модернистские концепции; термин впервые использовал в 1975 г. Ч. Дженкс, подразумевая противопоставление модернизму «новой» архитектуры.

Здание мэрии в Миссиссауга, Канада. Построено в постмодернистском стиле 

Здание мэрии в Миссиссауга, Канада. Построено в постмодернистском стиле, раскрывает  концепцию «футуристической фермы»., фото: Montrealais (  "GNU Free Documentation License" )


Постмодернизм – это международный стиль в архитектуре. Первые проекты появились в 1950 году. Постмодернизм продолжает оказывать свое влияние на архитектуру и сегодня.  Постмодернизм в архитектуре рассматривают как возврат к «остроумию, орнаменту и знаку». Это - ответ на формализм международного стиля. Наиболее  часто провозглашаемые идеи  движения постмодернизма можно проследить и  в архитектуре. Функциональные и формообразующие пространства модернизма заменены эстетическим разнообразием: стили сталкиваются, форма ради формы, и новые взгляды на привычные стили и пространства вокруг.
Классическими примерами модернистской архитектуры являются: Ливер Хаус Гордона Буншафта или Сигрем билдинг  Мис ван де Ройе,  а также,  здания Лё Корбюзье или проекты представителей движения Баухаус.  Переходные примеры архитектуры постмодерна – Портленд Билдинг Майкла Грейвса в Портленде (штат Орегон) и Сони билдинг Филиппа Джонсона (первоначально AT&T билдинг) в Нью Йорке, которое позаимствовало элементы и знаки из прошлого, и снова добавило цвета и символизма в архитектуру.  Вдохновением  для постмодернистской архитектуры стал Лас Вегас Стрип.  Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун изучили архитектуру этого района, и в своей книге «Уроки, извлеченные в Лас Вегасе», опубликовали результаты своих исследований, где они отметили обычность и всеобщность архитектуры.
Постмодернистскую архитектуру также называют  нео-эклектикой, где орнамент вернулся на фасады, заменив агрессивный без украшений модернизм. Эта эклектика часто комбинируется с использованием непрямых углов и необычных поверхностей; наиболее известные здания, построенные в этом стиле – государственная галерея Штутгарта (Новое здание государственной галереи) и Пьяцца Д’Италия  Чарльза Виларда Мура, а также - Шотландский парламент  в Эдинбурге.
Модернистские архитекторы считали постмодернистские здания вульгарными и беспорядочно украшенными  безделушками. Постмодернистские архитекторы называли модернистские строения бездушными и безвкусными. Цель модернизма   в минимальном и натуральном использовании материала, отсутствии орнамента,  в то время как у постмодернизма – это отказ от строгих правил, установленных первыми  модернистами, изобилие  в использовании технологий строительства, углов и стилистических знаков.

   
Связь с другими стилями.

 
Сигрем Билдинг
 
Сигрем Билдинг, фото с сайта 
www.archpaper.com
 

Библиотека Сан Антонио, Техас

Библиотека Сан Антонио, Техаc, фото: Zereshk- http://en.wikipedia.org/wiki/User:Zereshk,  (  "GNU Free Documentation License" )


В  последней четверти 20 века появились новые направления, т.к. архитекторы стали уходить от функционализма, который был довольно скучным,  некоторые его  считали  даже неприятным. Эти  архитекторы обращались  к прошлому, используя старые приёмы дизайна зданий,  сочетали их вместе (даже иногда довольно негармонично) для того, чтобы создать новые приёмы для проектирования зданий. Постмодернизм не просто возвращал колонны и другие элементы пре-модернистского дизайна, как было сделано  в неоклассической архитектуре, а адаптируя классические греческие и романские элементы. В модернизме  колонна, как элемент дизайна, была заменена консолью, или полностью замаскирована навесными светопрозрачными фасадными конструкциями. Возрождение  колонны состоялось больше из эстетических соображений, чем вызвано технологической необходимостью. Модернистские многоэтажные  здания  стали по большей части монолитными с набором различных элементов дизайна от фундамента до крыши, а в большинстве случаев – это была отдельно стоящая  металлическая штамповка, вырастающая  прямо из земли, без визуальных горизонтальных элементов. Например - дизайн зданий Всемирного торгового центра Минору Йамасаки.

Древний символ, украшающий здание небоскреба Тайбей 101(Тайвань)
 
Древний символ, украшающий здание небоскреба Тайбей 101 (Тайвань)


Возврат к  «остроумию, орнаменту и знаку» мы  видим в старых зданиях с терракотовыми декоративными фасадами, бронзовыми или стальными  декоративными элементами периода боз-ар  и ар деко. В постмодернистских конструкциях  - противоречивое сочетание  элементов различных стилей в большом количестве.
Контекстуализм - направление в философии конца 20 века, оказавшее большое влияние на идеологию постмодернизма в целом. Контекстуализм утверждает, что любое  знание восприимчиво к контексту. Эту мысль развивали дальше - знание не может быть осознано без учёта контекста. Эти принципы и  повлияли на постмодернистскую архитектуру.


Постмодернизм
 

постмодернизм - Здание мэрии в Миссиссауга, Канада 


Здание мэрии в Миссиссауга, Канада. Построено в постмодернистском стиле, раскрывает концепцию «футуристической фермы».

Постмодернистское движение началось в Америке в период 1960-1970х и затем распространилось  по Европе и по всему остальному миру. Постмодернизм  или,   как его ещё называют «поздний модернизм»  появился как  реакция на модернизм. Иногда постмодернизм пытается  цитировать  старые архитектурные стили, часто много и сразу. В отличие от модернизма постмодернизм создаёт здания, учитывая контекст в окружении которого они строятся.
Постмодернизм появился  в результате неудач модернистской архитектуры. Её увлечение функционализмом и экономичными зданиями повлекло за собой отказ от элементов украшения, и, следовательно,  здания были абсолютно голыми. Постмодернисты понимали, что здания не отвечают нуждам людей в комфорте как реально,  так и  визуально. Модернизм не принимал во внимание стремление людей  к красоте. Проблема назрела, когда несколько однообразных жилых  районов просто  превратились в трущобы. И постмодернизм искал средство, чтобы вылечиться от этого, используя орнамент и украшения. Форму уже  определяют  не только её функциональные требования, но и пожелания архитектора.

Роберт Вентури

Роберт Вентури находился у истоков этого движения. Его книга «Сложности и противоречия в архитектуре» (опубликованная в 1966) была пособием для постмодернистского движения в архитектуре,  в ней была серьёзная критика доминирующего  на тот момент функционального модернизма. Известный  афоризм Мис ван де Ройе «Лучше меньше да лучше»  Вентури переиначил:  «Если меньше, то тоскливее». Вместе с постмодернистами он искал возможность вернуть декор в дизайн здания. Он объяснял это и свою критику модернизма в своей работе «Сложности и противоречия»:                                    Архитекторы могут оплакивать или пытаться игнорировать их (имеются  в виду элементы украшения на здании) или даже пытаться упразднить  их, но они не исчезнут. Они  не уйдут  надолго, потому что архитекторам  нечем  заменить их.

Роберт Вентури был в авангарде сопротивления модернистской архитектуре. Две его книги «Сложности и противоречия  в архитектуре» (1966) и «Уроки Лас Вегаса» (1972) прекрасно продемонстрировали цели постмодернизма. Над последней книгой он работал  в соавторстве со своей женой Дениз Скотт Браун и Стивеном Айзенуром.
Автор книги  «Уроки  Лас Вегаса»  утверждает, что элементы украшения «приспосабливались к существующим требованиям разнообразия и общения», Вентури отмечает важность того, чтобы здание отвечало требованиям людей (в том, числе и нефункциональные элементы здания). Плюрализм  в архитектуре должен  отражать подобную природу современного общества. Плюрализм  эхом отзывается  в творчестве постмодернистских архитекторов, которые стремятся к разнообразию в своих проектах. Вентури предается воспоминаниям в своём эссе «Вид с Кампидолио»: Когда  я был молодым, выдающихся архитекторов выделяли логичность и оригинальность их работ… сегодня это не так. Там, где модернисты сильны в логичности, мы сильны – в разнообразии.

Постмодернизм с его разнообразием чувствителен к контексту здания и истории, а также, к требованиям клиента. Постмодернисты-архитекторы   учитывают общие требования к городским зданиям и  их окружению в работе над проектом.  Например, дом на пляже в Венеции Френка Гери, окружающие дома имеют такой  же яркий цвет. Такая чувствительность четко прослеживается в зданиях постмодернизма.

Цели и характеристики

Цели постмодернизма, включая решение проблем модернизма, связь значения с двусмысленностью и восприимчивостью к контексту здания, удивительно унифицированы для группы зданий, спроектированных архитекторами, которые никогда не сотрудничали друг с другом. Целью, однако, является – создание места  для различных воплощений, как было проиллюстрировано многочисленными зданиями, построенных  в этом стиле.
Характеристики постмодернизма выражаются по-разному.  Они включают использование скульптурных  форм, орнаментов, антропоморфизма и материалов, которые создают обман зрения. Эти физические характеристики сочетаются с  концептуальными характеристиками значения. Эти характеристики значения включают: плюрализм, двойное кодирование, воздушные  подпорки и высокие потолки, ирония и парадокс, контекстуализм.

постмодернизм - Музей Абтайберг 

Музей Абтайберг


Скульптурные формы, не обязательно органичные, создавались с большой страстью. Это можно увидеть на примере музея Абтайберга, архитектора  Ханса Холляйна (1972-1982). Это комплекс зданий, совершенно разных. Форма каждого здания не имеет ничего общего с жесткими формами модернизма. Эти формы скульптурны, иногда даже игривы. Эти формы не сокращены до минимума, они построены и созданы ради самой формы. Элементы здания очень органично сочетаются друг с другом, что только усиливает эффект.
 

 

Здание общественной приёмной в Портленде, фото: http://www.flickr.com/photos/dff/101905086/ |Date=Uploaded to flickr on March 21, 2006 |Author=[http://www.flickr.com/photos/dff/ Flickr.com user "dff"] |Permission=Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 License )

 

испанский постмодернизм Универсальный магазин Робинсона  
 
Универсальный магазин Робинсона,  Фешн айленд (Вильям Перейра, 1967), пример испанского постмодернизма.


После многих лет забвения декор  вновь вернулся в дизайн зданий. Дом Френка Гери в Венеции (1986)  украшен большим количеством различных элементов, которые в модернизме считались бы излишними и ненужными. Бревна, в основном, используются для декора. Бревна наверху не для того, чтобы поддерживать окно. Однако тот факт, что они могли бы быть заменены практически невидимыми глазу гвоздями, делает их наличие ещё более декоративным.
Декор здания общественной приёмной в Портленде (1980)  Майкла Грейвса ещё более рельефен. Две выступающие треугольные формы очень красивы, они существуют для эстетики.
Постмодернизм с его трепетным отношением  к контексту здания учитывает требования  человека к зданию. Как пример - кладбище Брион-Вега (1970-72) Карло Скарпа. Требования  к такому зданию  -  это торжественная и серьезная атмосфера, но не угнетающая ни в коем случае.  Проект  Скарпа добивается торжественности посредством серого цвета  стен, четко очерченных форм, а  ярко зеленая трава не дает окружающей атмосфере выглядеть мрачно.
В дизайне постмодернистских зданий иногда используются приёмы trompe d'oeil, создающие иллюзию формы или глубины, не существующей  в реальности, как это делали художники ещё  в период Ренессанса. У здания общественной приёмной в Портленде  есть колонны с боковой части здания, которых на самом деле не существует.
Художественный музей Худ (1981-1983) имеет симметричный фасад типичный для всех зданий постмодернизма.
Дом Ванны Вентури (матери архитектора) (1962-64) архитектора Роберта Вентури демонстрирует один из принципов постмодернизма: сочетание значения и характеристики символизма. Фасад, по мнению Вентури, это символическая картина дома. Это частично достигается посредством использования симметрии и арки над  входом.

 Пьяцца Италия Чарльза Вилларда Мура, Нью Орлеан. Возможно один из лучших примеров  иронии в  зданиях постмодернизма
 
Пьяцца Италия Чарльза Вилларда Мура, Нью Орлеан.
Возможно один из лучших примеров  иронии в  зданиях постмодернизма (1978, фото: Walt Lockley (  "GNU Free Documentation License" )


Мур повторяет элементы итальянского ренессанса и античности. Однако делает это очень интересно. Ирония состоит  в том, что колонны покрыты стальными  листами. Это также парадоксально ещё и потому, что он цитирует итальянскую античность в Новом Орлеане, очень далеко от Италии.
Двойное кодирование означает, что здания скрывают в своем дизайне несколько значений одновременно. Сони билдинг в Нью Йорке, например. В дизайне небоскреба использованы современные технологии. А вершина противоречит дизайну остальной части здания. Верхняя часть   Сони билдинг скрывает элементы классической античности. Это двойное кодирование – отличительная черта постмодернизма.


Выдающиеся архитекторы постмодернизма


·    Ricardo Bofill    Рикардо Бофил
·    John Burgee     Джон Берджи
·    Terry Farrell  Терри Фаррел
·    Michael Graves Майкл Грейвс
·    Helmut Jahn    Хельмут Ян
·    Jon Jerde   Джон Джерд
·    Philip Johnson  Филипп Джонсон
·    Ricardo Legorreta   Рикардо Легоретта
·    Charles Willard Moore Чарльз Виллард Мур
·    William Pereira Вильям Перейра
·    Cesar Pelli  Чезар Пелли
·    Antoine Predock  Антуан Предо
·    Robert A.M. Stern   Роберт Штерн
·    James Stirling   Джеймс Стерлинг
·    Robert Venturi Роберт Вентури
·    Peter Eisenman  Петер Айзенман


 редакция портала выражает признательность за помощь в подготовке статьи: OleLukoe и ArchDream , при подготовке статьи также были использованы материалы английской википедии






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться
« ПОСЛЕПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ помещения подсобные »