Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

РАЦИОНАЛИЗМ в архитектуре

 
РАЦИОНАЛИЗМ в архитектуре — направление в зарубежной архитектуре 20 в., получившее распространение главным образом во Франции (Ш. Ле Корбюзье и его школа) и Италии («группа 7» и другие), близкое к такому течению в других странах, как функционализм.Рационализм сформировался в 1920-х гг. под влиянием традиций рационалистической философии, в результате стремлений освоить в архитектуре новые достижения науки и техники и сделать архитектуру основным инструментом социальной перестройки общества, что обусловило реформистский и противоречивый характер рационализма. Результатом совместной деятельности представителей рационализма и функционализма явились «новая архитектура» и «международный стиль».
 
В отличие от функционализма, рационализм пытается не только отразить в архитектуре те или иные жизненные процессы, но и активно воздействовать на эти процессы «изобрести» для них новые формы. Характерные черты рационализма: эстетизация современной техники (см. Техницизм), поиски выразительности простых геометрических форм, отказ от декора, интерес к пропорциям, к цвету, к синтезу архитектуры с другими искусствами.  Ведущим представителем рационализма являлся французский архитектор Ш.Лe Корбюзье, теоретические и практические работы которого, начиная с 1920-х гг. и по сей день, оказывают известное влияние на современную архитектуру.Черты рационализма свойственны также творчеству голландской архитектурной группы «Де Стиль» (1920—30-е гг., архитектор Я. И. Ауд, Г. Ритвелд, художник Ван Дуйсбург и др.), работам Мис ван дер Роз (идеи свободного и гибкого плана), отдельным работам В. Гропиуса (проект «тотального» театра, 1929) и ряда др.
 
Для рационализма характерны острая критика капиталистического города и попытки разрешить его противоречия средствами организованного урбанизма.В области градостроительства III. Jle Корбюзье выступил еще в середине 20-х гг. с крупными, но утопичными градостроительными проектами («План Вуазен» и др.), основными принципами которых являлись: зонирование территории, увеличение пропускной способности транспортных магистралей, упразднение улиц-коридоров, застройка центра города небоскребами и увеличение площади зеленых насаждений. Однако практика последних десятилетий убедительно показала, что кризис капиталистических городов, социальный в основе, не может быть разрешен средствами архитектуры.
 
Это явилось важнейшей причиной кризиса самого рационализма, как творческого направления, не сумевшего выполнить свою программу.Внешние признаки архитектуры рационализма (и функционализма) получили распространение под названием «международного стиля», который характеризуется геометрической простотой форм, асимметрией, отсутствием традиционного декора, использованием железобетона, металла, стекла. Этот стиль получил повсеместное распространение на Западе (здание ООН в Нью-Йорке), но с середины 1950-х гг. стал все более резко критиковаться за свою упрощенность и стандарт.
 
 
Лит.: Рагон М., О современной архитектуре, пер. с франц., М., 1963; Уиттик А., Европейская архитектура XX века, пер. с англ., т. 2, М., 1964.     
 
 
 

« РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДА »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК