Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :



Сеть магазинов IKEA в Москве. Все идеи дизайна для вашей квартиры под одной крышей.


 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



РОКОКО

РОКОКО (фр. — рокайль, от орнамент, мотива рокайль) — СТИЛЬ в АРХИТЕКТУРЕ и декор, иск-ве, получивший развитие в европ. пластических искусствах первой пол. XVIII в., представляющий собой позднюю стадию БАРОККО. Р. отличается от барокко мелкомасштабностью своих форм (в частности, ОРНАМЕНТА ). Возник во Франции при Людовике XV в период кризиса абсолютизма. Отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм. В архитектуре повлиял гл. обр. на характер ДЕКОРА , приобретшего манерно-утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид.

 

 Рококо – стиль французского искусства и дизайна интерьера 18 века. Интерьеры в стиле рококо предполагали наличие элегантной и богато декорированной мебели, небольших скульптур, зеркал, гобеленов, которые дополняли архитектуру помещения, барельефов и настенной живописи. Этот стиль был вытеснен впоследствии неоклассическим .



Слово «рококо» - это комбинация французского слова «рокай» (ракушка) и итальянского «барокко» (барочный стиль). За приверженность этого стиля к изогнутым линиям и декоративному искусству некоторые критики использовали этот термин, намекая на его фривольность; интересен факт, когда в 1836 году впервые прозвучало название стиля, это был разговорное слово, означающее «старомодный». Однако  с середины 19 века этот термин был  признан художественными историками. В то же время продолжаются прения по поводу исторического значения стиля в искусстве вообще; рококо сыграл большую роль в развитии европейского искусства.

Историческое развитие

 
Преемники Луи Пятнадцатого привнесли изменения в работы придворных художников и в художественную моду вообще. К концу правления старого короля богатый барочный дизайн дал дорогу облегченным элементам с более изогнутыми линиями и природными мотивами. Эти элементы хорошо видны в архитектурных проектах Николя Пино. В период регентства жизнь двора отдалилась от Версаля, и это изменило художественные вкусы в первую очередь королевского дворца и, впоследствии, всего французского высшего общества. Деликатность и игривость рококо прекрасно сочетались со стилем  правления Людовика 15-го, который изобиловал излишествами.
1730-е годы являлись пиком расцвета рококо  во Франции. Стиль получил распространение от архитектуры и мебели к живописи и скульптуре; примером могут служить работы Антуана Вато и Франсуа Бушера. Рококо по-прежнему сохранил барочную приверженность к сложным формам и замысловатым орнаментам , но при этом он начал сочетать различные элементы, включая восточные орнаменты и асимметричные композиции.

интерьер Большого дворца в Петергофе, рококо

интерьер Большого дворца в Петергофе , фото: Сириус

 

Стиль рококо распространился благодаря французским художникам и гравюрам.  В католической части Германии, Богемии и Австрии - этот стиль слился с немецкими барочными традициями. Немецкое рококо с большим энтузиазмом применялось в храмовой архитектуре и замковой архитектуре , особенно на юге; в то время как рококо периода Фридриха развивалось в Пруссии. Архитекторы  драпировали  свои стены в  пушистые облака белой штукатурки. В Италии поздний барочный стиль Борромини и Гварини задал тон рококо в Турине, Венеции, Неаполе и Сицилии; в  Тоскане и Риме по-прежнему придерживались барокко.
    Рококо в Англии всегда считался французским. Английская архитектура по-прежнему следовала своему стилю, а серебряные изделия, фарфор и шелк оказались под влиянием континентального стиля. Томас Чиппендейл трансформировал английский мебельный дизайн. Вильям Хогарт развивал теоретические основы рококо. В своей работе «Анализы красоты» (1753) он утверждал, что волнообразные линии и линии в форме «S» характерные для рококо стали основой для грациозности и красоты в искусстве (в отличие от прямых линий или круга в классицизме). Развитие рококо в Англии  связывают с возникновением интереса к готической архитектуре в начале восемнадцатого века.
    Закат рококо - начало 1760-х; это период, когда такие  личности как Вольтер и Жак-Франсуа Блондель начали критиковать  поверхностность и дегенеративность искусства. Блондель открыто осуждал смешную путаницу ракушек, драконов, растений в современных интерьерах. К 1785 году рококо вышел из моды во Франции, и  его заменил порядок, серьёзность неоклассических художников, таких как Жак Луи Давид. В Германии рококо конца 18 века высмеивалось как «поросячьи хвостики» и «кудрявые парики», этот период рококо называли Zopfstil. Рококо оставался популярным в провинции, а также в Италии, до тех пор, пока вместе с правительством Наполеона не наступила вторая фаза неоклассицизма (императорский стиль), которая полностью  заменила рококо.  
     Снова возник интерес к рококо  в 1820-1870-е годы. Англичане были первыми, которые возродили стиль Людовика Четырнадцатого; они платили завышенные цены за товары секонд хенд в стиле рококо, которые вряд ли были бы проданы в Париже. Но выдающиеся художники, такие как Делакруа и патронаты искусства, такие как принцесса Юджина, заново открыли для себя грацию и игривость в искусстве и дизайне.

Дизайн интерьера.

Дворец одиночества в Штуттгарте и китайский дворец  в Ораниенбауме, баварская паломническая  церковь в городе Вис и дворец Сансуси в Потсдаме являются примерами того, какое влияние рококо оказало на европейскую  архитектуру.
     Скульптурные формы с абстрактными орнаментами, листьями и похожими на раковины текстурой в асимметричных переплетениях  и обилием изогнутых линий; интерьеры в стиле рококо скрывали архитравы, фризы и карнизы для декоративности. Стены, потолки, мебель, изделия из металла и фарфора являлись частью целого ансамбля. Палитра  рококо была мягче и менее яркой, чем насыщенные основные цвета и темные тональности, присущие барочному стилю.
     В  конце 1720 годов стиль рококо полностью покорил интерьеры и декоративное искусство Европы. В  католической Германии – вы найдете яркие примеры немецкого рококо.   Лепнина рококо художников Багутти и Артари (эмигрантов из Италии и Швейцарии)  – является  ярким  элементом декора  домов Джеймса Гиббса и братьев Франкини, работавших в Ирландии. В  некоторых комнатах Версаля и парижских  зданиях (особенно, отель Субиз) вы раскроете для себя красоту рококо. В Германии, французские и немецкие художники (Кювилье, Ньюман, Нобельсдорф, и др.)  оформляли Амалиенбург  под Мюнхеном и замки Вюрсбург, Потсдам, Шарлоттенбург, замок одиночества в Штуттгарте и Шённбрунн.
    В Англии одна из коллекций живописи Хогарта  описывает мелодраматическую сказку под названием «Замужество по моде». Выгравированная в 1745 году, она  описывает парадные комнаты стильного лондонского дома, в котором в стиле рококо выполнен только потолок салона. Палладианская архитектура (итальянский ренессанс) - везде.  Здесь на Кентском камине - много китайских ваз и мандаринов, сатирически выполненных в виде ужасных маленьких монстров; настенные часы рококо – это смесь переплетенных веток  с листьями.
В общем, рококо - это полностью интерьерный стиль, благополучная и успешная аристократия вернулась в Париж  из Версаля, где они просто обновили интерьеры уже существующих зданий .

Мебель и элементы декора

Легкомысленные темы и сложный дизайн рококо лучше всего представлен в предметах интерьера, в отличие от импозантной барочной архитектуры и скульптуры . Изделия из металла, фарфоровые фигурки, и особенно мебель меняли свой стиль, так как французский высший класс хотел обустраивать свои дома в новом модном стиле.
      Мебель в стиле рококо выглядела довольно легкомысленно. Она стала играть важную роль с точки зрения комфорта и многогранности. В результате разнообразных вариаций дизайнеров  появилась форма  кресла «фотёй» (кресло с деревянными ручками или ручками с мягкими подлокотниками и прямой, либо слегка закруглённой спинкой). Изменения в дизайне кресел: мягкие подлокотники, мягкая спинка и съёмная подушка сиденья. Мебель стали расставлять свободно в помещении,  а не только вдоль стен; чтобы сделать акцент на легкомысленность атмосферы и многогранность самой мебели. Широко  использовалось в производстве мебели  красное дерево благодаря своей прочности. Перестали  делать распорки на креслах. Также использовали зеркала, которые висели над каминами,  они стали ещё более  популярными  с развитием стеклопроизводства.

 Жюст-Орель Майсоньер, прикроватный / придиванный столик

     В расцвет рококо  исчезают  любые намёки на тектонические формы: даже мраморная доска стола изменила форму. Фартук, ножки, распорка переделаны в  завитки и ракушки. Пересечение распорки демонстрировал асимметричный контраст, что было инновацией стиля рококо.    
     Фигурки  из гипса, глины, фарфора (Севр, Майсен) следовали новому стилю; из дерева, железа и золота создавались  различные элементы декора. В храмовой архитектуре: исповедальни, кафедры , алтари и даже фасады не  очень  хорошо сочетались  с изогнутыми линиями рококо.
Династии парижских краснодеревщиков, некоторые из них родом из Германии, давали развитие стилю, изгибая поверхностности в трех измерениях. Маркетри - инкрустация по дереву - какое-то время выполнялась в овале; мебель дополнялась декоративными элементами из позолоченной  бронзы.  Антуан Годро, Шарль Кресс, Жан-Пьер Лац, Франсуа Эбен, Бернар Второй ван Ризенберг  - выдающиеся имена тех, кто работал в этой области дизайна.
Французские дизайнеры, такие как Франсуа де Кювиль, Николя Пино и Бартоломео Растрелли экспортировали парижский стиль в Мюнхен и Санкт-Петербург,  в то время как немецкий дизайнер  Жюст-Орель Майсоньер реализовал себя в Париже.  Дух парижского рококо распространялся  маленькой группой  предвестников современных декораторов, которую возглавлял Симон-Филиппенис Пуарье.
     Во Франции стиль рококо был более сдержанным;  большинство орнаментов выполняли из дерева, следуя моде резки по дереву, они стали менее громоздкими и натуралистичными и не изобиловали сочетаниями различных искусственных форм (например: растительные мотивы, сталактиты, гротески, маски, орудия труда различных профессий, символы, картины, драгоценные камни).
Английское рококо также было довольно сдержанным. Дизайн  мебели Томаса Чиппендейла сохранил  изогнутые линии, но  сократил французские причуды. Наиболее успешно английское рококо  представлено в работах Томаса Джонсона – талантливого резчика по дереву и дизайнера мебели, который работал в  Лондоне в середине 70-х годов  восемнадцатого века.
 






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться
« РОКАЙЛЬ РОЛАНДОВА КОЛОННА »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!