Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

СИНТЕЗ ИСКУССТВ в архитектуре

 
СИНТЕЗ ИСКУССТВ в архитектуре — взаимосвязанное, органическое единство различных видов искусства (живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др.) и архитектуры, в результате осуществления которого возникает новое эстетически-образное качество целостного художественного ансамбля. Синтез искусств нельзя рассматривать как простую сумму отдельных видов искусства, механически объединенных в одном комплексе или сооружении, даже если они выполнены одновременно. Подлинный синтез искусств является высшей формой художественного развития, так как подразумевает не только эстетическое совершенство отдельных составляющих его компонентов (произведений того или иного вида искусства), но и эстетическое качество, возникающее в результате художественного взаимодействия этих произведений.
 
Синтез искусств позволяет на основе сочетания специфических средств выразительности и образных возможностей различных видов искусства достичь наиболее полного воплощения и раскрытия идейно-художественного содержания ансамбля и его активного воздействия на человека. Поэтому основой подлинного синтеза искусств, всегда была и остается целостность идейного замысла. Синтез искусств может представлять собой ансамбль, в который органично входят компоненты (архитектура, скульптура, живопись), созданные в различные эпохи и не обладающие едиными стилевыми качествами. Например, памятник 300 арагвийцам в Тбилиси органично вошел в застройку одной из частей города, сочетаясь с древним Метехским замком; античный монумент Марка Аврелия в Риме прекрасно слился с ансамблем площади Капитолия.
 
Синтез искусств в ансамбле современной квартиры, может быть, достигнут при определенной художественной и композиционной связи новой конструктивной системы, объемно-пространственного решения, планировки и отдельных предметов мебели или декоративно-прикладного искусства, относящихся не только к современности, но и к прошлым эпохам.Различные виды искусства могут существовать как самостоятельно (например, скульптура, живопись), так и в художественном синтезе друг с другом. Но в последнем случае они должны обладать особыми качествами, отвечающими их роли и расположению в архитектурном ансамбле (например, живопись, скульптура на фасадах зданий должны обладать монументальностью, декоративностью).
 
В синтезе архитектуры и изобразительных искусств ведущую роль играет архитектура, организующая пространство и являющаяся основой любого ансамбля или отдельные произведения, основанного на Синтезе искусств. Архитектура в значительной мере определяет место, идейную направленность, масштаб, технику исполнения и общие принципы композиции скульптуры, живописи, элементов декоративно-прикладного искусства, являющихся компонентами органического решения общей художественной задачи. Изобразительное искусство может выступать в синтезе с архитектурой в различных сочетаниях. В одних случаях произведения скульптуры могут иметь тектоническую связь со зданием (например, кариатиды, атланты), а монументальная живопись — заполнять отведенные для нее поверхности ограждающих конструкций и архитектурных элементов — стен, сводов, перекрытий и т. д. (например, мозаика в Византии, орнаментальные керамические облицовки древней узбекской архитектуры и т. п.).
 
В других случаях синтез искусств формируется сочетанием свободно стоящих скульптурных изваяний, декоративных стенок и мозаичных панно, для которых архитектурные сооружения являются лишь основным фоном или системой организации пространства. Этот последний прием, при котором живопись и скульптура получают сравнительно большую самостоятельность, получил значительное распространение в современной архитектурно-художественной практике. Ритм, масштаб, цвет живописных и скульптурных элементов существенно влияют на восприятие архитектурного облика здания или комплекса в целом и, следовательно, на достижение единства, воплощенного в синтезе искусств.
 
Синтез искусств, может быть, достигнут путем сопоставления и художественного взаимодействия как сходных, так и различных по характеру произведений. Например, ансамбль Акрополя в Афинах представляет собой пример Синтеза искусства, основанного на близких по характеру произведениях архитектуры, скульптуры и живописи. Окраска рельефов и элементов зданий здесь осуществлялась в интересах более полного раскрытия реалистического, художественного образа, а также тектонической сущности ордерной архитектурной композиции.В художественной практике различные виды и формы синтеза искусств не являются неизменными, они возникли и развивались, начиная с отдаленных периодов становления художественной культуры человечества.
 
Большого расцвета синтез искусств достигает в древнем Египте, в античной Греции и Риме.Ярко проявился синтез искусств архитектуры, скульптуры и живописи еще в глубокой древности в странах Латинской Америки (например, мексиканское искусство). В древнерусской художественной культуре примеры синтеза искусств представляют собой многие монастырские ансамбли, кремли, церкви, гражданские постройки. Разнообразие архитектурных форм, их связь со скульптурным декором, фресковой живописью и природным ландшафтом способствовали созданию выразительных композиций, основанных на синтезе искусств. В готических ансамблях синтез искусств достигался на основе органического сочетания архитектуры и скульптуры, а также живописи, главным образом в виде цветных витражей.
 
В эпохи Возрождения, барокко и классицизма синтез искусств приобрел наиболее сложные и развитые формы. Конец эпохи классицизма и период второй половины 19 — начале 20 вв. характеризуется известным упадком синтеза искусств, что отмечалось теоретиками (Виолле ле-Дюк) уже с середины 19 века.Проблема синтеза искусств в советской архитектурной теории и практике заняла важное место с первых лет существования Советского государства. План «монументальной пропаганды», выдвинутый В. И. Лениным еще в 1918, основывался на принципе, в соответствии с которым монументальное искусство и архитектура призваны активно влиять на идейно-художественное воспитание граждан.
 
Советские архитекторы стремятся создать ансамбли, которые отвечали бы современному пониманию синтеза искусств, как эстетически-гармоничной жизненной среды, где архитектура в синтезе с изобразительным и декоративно-прикладным искусством во всех его видах соответствовали бы строгим художественным запросам социалистического общества. Например, Дворцы пионеров и школьников в Москве и Киеве, пионерский лагерь «Морской» в Артеке, мемориальные комплексы в Ленинграде и Берлине (Трептов-парк) и другие созданы на основе синтеза искусств (архитектуры, живописи, скульптуры, ландшафтного искусства). Именно сейчас, в условиях современного строительства, идея синтеза искусств может найти наиболее полное и глубокое воплощение, способствуя созданию гармоничной жизненной среды, активно влияя на формирование идеологии, художественного вкуса советского человека, содействуя эстетическому воспитанию членов коммунистического общества.
 
 
 

« СИЛИКАТОБЕТОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ СМОЛ И ПЛАСТМАСС ЗАВОДЫ »