Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ

 
СМЕТНЫЕ ЦЕНЫ — цены, применяемые при исчислении сметной стоимости строительства на строительные и монтажные материалы, детали и конструкции, на работу машин и оборудования и на перевозки строительных грузов.Сметные цены на строительные материалы, детали и конструкции слагаются из следующих затрат: оплата материалов, деталей и конструкций по отпускным ценам промышленности; наценки снабженческих и сбытовых организаций; затраты на тару и реквизит; расходы, связанные с доставкой материалов до приобъектных складов строек; заготовительно-складские расходы.
 
Отпускные цены бывают оптовые и розничные. Подавляющее большинство строительных материалов оплачивается стройками по оптовым ценам, применяемым при расчетах за поставки материалов промышленными предприятиями, непосредственно или через сбытовые и снабженческие организации. По розничным ценам, которые устанавливаются на товары, продаваемые в торговой сети, приобретается незначительная часть строительных материалов (печные приборы, обои и др.).
 
Оптовые цены публикуются в прейскурантах на продукцию соответствующих отраслей промышленности, а розничные — в прейскурантах розничных цен.Оптовые цены на важнейшие виды промышленной продукции, применяемые в строительстве, такие как сталь, металлические трубы, металлоизделия, стальные конструкции, сборные железобетонные конструкции и детали, цемент, шифер, рулонные кровельные материалы, стекло, лесные материалы, кабели, провода и другие утверждаются Госпланом СССР.
 
Оптовые цены на бетоны, растворы, камень, щебень, гравий, песок, кирпич, блоки стеновые и ряд других материалов утверждаются Советами Министров и Госпланами союзных республик.В состав отпускной цены многих материалов, помимо собственно стоимости данной продукции (материала), включается часть затрат, связанных с транспортированием материала потребителю (стройке). К таким затратам относятся: стоимость погрузки в транспортные средства (автомобили, вагоны, суда), включая расходы по подаче (уборке) вагонов и судов под погрузку; оплата ж.-д. или водных тарифов.
 
В зависимости от состава затрат, включенных в оптовые цены, их подразделяют на следующие основные виды: франко-предприятие поставщика; франко-вагон-станция (судно-пристань) отправления; франко-вагон-станция (судно-пристань) назначения. Розничные цены по составу включенных в них затрат относятся к ценам франко-вагон-станция назначения. На местные строительные материалы и изделия (сборные железобетонные конструкции и детали, бетоны, растворы, кирпич, камень, щебень, песок и др.) установлены цены франко-предприятие поставщика. В ряде городов и экономических районов установлены цены на местные материалы франко-склад строительные площадки. При наличии такого вида цен значительно упрощаются сметные расчеты, фактическая стоимость местных материалов не отклоняется от сметной стоимости.
 
Наценки снабженческих и сбытовых организаций взимаются сверх отпускных цен за посреднические операции по реализации фондов и нарядов, оказываемые стройкам сбытовыми и снабженческими организациями. Различают: транзитные наценки — при отправках стройкам материалов непосредственно от поставщиков (заводов, предприятий), складские наценки — при получении материалов с баз этих организаций. Наценки снабженческих и сбытовых организаций устанавливаются в процентах от отпускных цен на материалы. При определении размеров складских наценок, помимо расходов по реализации фондов и нарядов (из которых состоят транзитные наценки), учитываются расходы по доставке материалов от поставщиков до баз, а также по содержанию баз (оплата персонала, амортизация и содержание складских помещений и т. п.).
 
По материалам, на которые установлены розничные цены, при получении их сбытовыми или снабженческими организациями делаются скидки, за счет которых покрываются затраты по реализации фондов и содержанию баз. Поэтому наценки по этим материалам при исчислении сметных цен на них не предусматриваются. Стоимость тары и упаковки включается в состав отпускных цен на материалы и изделия в тех случаях, когда они упаковываются в однородную тару (стекло, гвозди и т. п.) и без тары не отпускаются. При возможности применения разнородной тары или отправке материала без тары стоимость тары и упаковки, как правило, в состав отпускной цены не включается.
 
Затраты на тару и упаковку учитываются при определении сметных цен строительных материалов при помощи специальных ценников, в которых приводятся данные о размере затрат, а также поправочные коэффициенты для перехода от веса нетто к весу брутто, т. е. к весу материалов с учетом веса тары.Учитываемые в сметных ценах расходы по доставке материалов, деталей и конструкций до приобъектных складов строек включают оплату ж.-д., водных (морских, речных), автомобильных, тракторных, гужевых и других тарифов, затраты, связанные с подачей вагонов и судов под погрузку и разгрузку, а также по оплате погрузочно-разгрузочных работ.
 
Расходы по доставке материалов и изделий оплачиваются стройками лишь в той части, которая не учтена в отпускной цене.Заготовительно-складские расходы предусматривают затраты строек на содержание заготовительного аппарата (отделы или конторы материально-технического снабжения строительно-монтажных управлений и трестов) и материальных базисных, участковых и приобъектных складов (заработная плата заведующих складами, кладовщиков, рабочих при складах, содержание складских помещений и территорий и т. п.), а также по утере и порче материалов в пути и на складах.
 
Размеры отдельных статей затрат, включенных в сметные цены на материалы, детали и конструкции, зависят от территориального расположения строек и расстояния от них до предприятий, поставляющих материалы. В целях упорядочения и значительного сокращения трудоемкости сметных расчетов на подавляющее большинство материалов и изделий установлены средние районные сметные цены. Эти цены не охватывают лишь те материалы и изделия, в стоимости которых транспортные расходы занимают большой удельный вес, и размер их колеблется в зависимости от местных условий — сборные железобетонные детали и конструкции, камень, щебень, песок, кирпич и некоторые другие.
 
Средние районные сметные цены разработаны по территориальным районам, на которые распределена территория СССР, и рассчитаны для строек, находящихся на определенном расстоянии от станций железных дорог. При расположении строек на расстоянии, превышающем учтенное в районных сметных ценах, применяется система поправок к величине расходов по доставке материалов и изделий до складов строек.Затраты на механизацию строительно-монтажных работ определяются с помощью сметных цен на машино-смены работы строительных машин и оборудования. Эти цены разрабатываются на основе норм для определения сметной стоимости машино-смен (IV часть Строительных Норм и Правил).
 
В сметных нормах по разновидностям и типам машин определяются потребляемые ресурсы. При этом затраты на амортизацию, ремонты, монтаж и демонтаж машин, доставку их на площадку и перемещение на другую площадку или в парк механизации строительства выражены в рублях; затраты труда рабочих, управляющих машинами, приведены с указанием разрядов рабочих; расход энергетических ресурсов дается в натуральных измерителях: электроэнергии — в квт-ч, угля — в т, воды — в м3, бензина и дизельного топлива — в кг и т. д.Для условий работы в отдаленных районах к нормам на машино-смены предусмотрены соответствующие поправки к величине затрат, выраженных в рублях, и расхода ресурсов в натуральных измерителях. В целях облегчения определения размеров затрат на механизацию строительно-монтажных работ разработаны средние районные сметные цены машино-смен.
 
Эти цены, так же как и средние районные сметные цены на материалы и изделия, разработаны по территориальным районам.Сметные цены на перевозку грузов применяют при определении стоимости доставки материалов и оборудования от мест их получения до приобъектных складов строек. Эти цены устанавливают на тонну грузов. Размеры транспортных расходов на единицу измерения материалов (тысяч штук кирпича, м3 камня и т. д.) или оборудования определяются путем умножения цены перевозки за тонну на вес материалов или оборудования (нетто — если перевозки предусматриваются без тары и брутто — если предусмотрены тара или реквизит).
 
 
Лит.: Ефремов С. А., Рейнин С. Н., Сметы на капитальное строительство, М., 1959; Справочник по сметному делу в строительстве, 2 изд., ч. 1, М., 1964.
 
 
 

« СМЕТНЫЕ НОРМЫ СМОЛЫ ПОЛИМЕРНЫЕ »


Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова