Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА

 
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА — комплекс сооружений и устройств, предназначенных для посадки, высадки и пересадки пассажиров на остановочных пунктах линий метрополитена, приема, пропуска и отправления поездов. Станции метрополитена размещаются в соответствии с генеральным планом развития города в пунктах образования массовых потоков пассажиров — на центральных городских площадях, на пересечениях главных городских магистралей, у крупнейших промышленных предприятий, универмагов, стадионов, парков, выставок, вокзалов, на пересечениях линий метрополитена с железной дорогой и между собой.
 
Основные элементы Станций метрополитена — пассажирские станционные платформы (перронные залы), наземные и подземные вестибюли с кассами, турникетами и служебно-вспомогательными помещениями (см. Вестибюль метрополитена), подходные коридоры, переходы, средства вертикального транспорта пассажиров (лестницы, эскалаторы, специальные лифты), устройства для вентиляции, дренажа и освещения.Главными современными требованиями, которые вытекают из назначения станции метрополитена, являются: обеспечение наиболее короткого и удобного пути пассажиров от поверхности земли к станционным платформам и в обратном направлении, необходимая пропускная способность всех основных элементов станции, исключающая возможность образования «пробок», обеспечение удобной и безопасной посадки пассажиров в вагоны, создание необходимого комфорта пассажирам (чистота воздуха, хорошая освещенность, наличие мест ожидания, удобных для всех категорий пассажиров), экономичность в строительстве и возможность его ведения индустриальными методами, удобства эксплуатации и содержания.
 
Станции метрополитена различаются по ряду признаков: по расположению относительно поверхности земли, по назначению (т. е. по характеру преобладающих потоков пассажиров), по архитектурно-конструктивному решению и т. д. Типы станций метрополитена значительно видоизменяются в зависимости от их расположения по отношению к поверхности земли. Наиболее распространены в мировой практике метрополитены подземного типа. В связи с этим различают станции метрополитена глубокого заложения (30—50 м от поверхности земли) и станции метрополитена мелкого заложения (менее 10 м от поверхности земли). Станции метрополитена глубокого заложения сооружают туннельным способом, без вскрытия поверхности, с которой платформы связывают эскалаторами или лифтами.
 
Станции метрополитена мелкого заложения сооружают преимущественно открытым способом и с поверхностью их обычно связывают лестницами и лишь в некоторых случаях — эскалаторами. Станции метрополитена мелкого и глубокого заложения существенно отличаются друг от друга в конструктивном отношении. Станции мелкого заложения сооружаются преимущественно с плоским перекрытием из сборного или монолитного железобетона. Для станций глубокого заложения применяются в основном трех сводчатые конструкции, а также односводчатые и двух сводчатые.
 
Туннели станций метрополитена глубокого заложения состоят из соединенных между собой колец, образованных чугунными или железобетонными тюбингами. В последние годы получили распространение станции метро наземного типа, преимущественно для вылетных, загородных линий.На зонных станциях метрополитена осуществляется оборот поездов, а также пропуск сквозных поездов, направляемых до конечной станции данной линии метрополитена.В местах пересечения линий метрополитена располагаются пересадочные (узловые) станции метрополитена, которые являются составной частью пересадочных узлов метрополитена.
 
Объемно-планировочное решение пересадочных станций метрополитена, осложняемое наличием пересадочных устройств (лестниц, переходов, эскалаторов), определяется принципиальной схемой компоновки узла, типом пересекающихся станций, их взаимным расположением в плане и профиле. В практике метростроения существуют различные типы пересадочных станций, в том числе 2-ярусные, совмещенные, объединенные и др.Большинство станций метрополитена являются промежуточными, и размещаются между конечными и пересадочными станциями.
 
Промежуточные станции метрополитена, даже при расположении в различных градостроительных условиях, включают одни и те же повторяющиеся элементы (рельсовые пути, пассажирские платформы, устройства для подъема и спуска пассажиров и др.), благодаря чему могут быть типизированы. Типизация основных конструкций станций метрополитена позволяет значительно ускорить их возведение, снизить стоимость строительно-монтажных работ.В зависимости от применяемых конструкций станции метрополитена глубокого заложения подразделяются на пилонные и колонные. Пилоны образуются рядом сплошных тюбинговых колец, между которыми устраивают проходы, связывающие центр, и боковые залы.
 
В дальнейшем, в соответствии с принятым архитектурным решением, пилоны облицовываются и получают различную образную характеристику. Такие непохожие по архитектуре станции метро, как, например, «Добрынинская», «Киевская кольцевая», «Смоленская радиальная», «Ботанический сад», имеют одинаковую пиленную конструкцию. Станции колонного типа, напр. «Маяковская», «Семеновская», «Технологический институт» (Ленинград), создают более раскрытое внутреннее пространство, что соответствует задачам организации беспрепятственного движения больших масс пассажиров и облегчает их ориентировку.Большое влияние на выбор типа станции метрополитена оказывают инженерно-геологические условия и методы сооружения туннелей. Так, станции старейшего в мире Лондонского метрополитена сооружались первоначально под улицами и имели перекрытие из кирпича, а в дальнейшем, при строительстве станций глубокого заложения, получили отделку из чугунных тюбингов. Каждая такая станция состоит из двух труб-туннелей, соединенных между собой переходами.
 
В Париже при сооружении метрополитена широко использовался опыт строительства подземных коллекторов со сводами из камня. Станции метрополитена Парижа, которые, как правило, являются односводчатыми, имеют центр, расположение путей и по две боковые пассажирские платформы. В Нью-Йорке, где преобладают скальные грунты, станции метрополитена, сооружаются преимущественно с плоским перекрытием из металлических настилов по стальным колоннам.
 
Еще при строительстве 1-й очереди станции Московского метрополитена получили признание лучшие в мире благодаря обилию воздуха и света, выразительности архитектуры. К лучшим станциям этого периода могут быть отнесены «Кропоткинская», «Лермонтовская». Уникальным сооружением 2-й очереди строительства метрополитена является колонная станция глубокого заложения «Маяковская», отличительной особенностью которой является полностью раскрытое на всю длину перрона пространство, строгий ритм своеобразных арок, облицованных рифленой нержавеющей сталью и красно-малиновым орлецом, оригинальная система освещения.
 
Строительство станций метрополитена не прекращалось и в годы Отечественной войны; в этот период были сооружены станция глубокого заложения «Семеновская», двух платформенная станция «Измайловская» и другие.К числу лучших станций 4-й очереди относятся «Курская» и «Добрынинская», привлекающие внимание строгостью и благородством форм, единством инженерно-конструктивного решения и архитектурно-художественного замысла.Прогрессивное влияние архитектуры советских станций метрополитена на мировое метростроение признается многими иностранными специалистами. Так, одна из лучших станций метрополитена Лондона «Гентс-Хилл», с центральным распределительным залом, по словам ее авторов, создана под впечатлением советских образцов. Однако в станциях Московского метрополитена, особенно в послевоенные годы, как и в некоторых других областях строительства, имело место чрезмерное увлечение показной стороной архитектуры, некритическое подражание архаическим формам прошлого. Это проявилось на примерах таких станций, как «Комсомольская кольцевая», «Арбатская», «Ботанический сад» и другие, а также в ряде станций 1-й очереди Ленинградского и 1-й очереди Киевского метрополитена.
 
Постановление партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (ноябрь, 1954) помогло преодолению ошибочных тенденций в проектировании станций метрополитена. В последние годы значительно снижена стоимость станции метро благодаря разработке новых типов и методов их индустриального строительства. Все шире внедряется унификация основных объемно- планировочных решений с использованием сборных железобетонных конструкций заводского изготовления. При этом достигнута известная индивидуализация облика станций, например, сооруженных на Фрунзенском, Горьковском, Покровском и др. радиусах. Положительным является сочетание систем входов на станции мелкого заложения с общегородскими переходами под транспортными магистралями.
 
Ряд современных и оригинальных станций метрополитена построены в Ленинграде и Киеве. Напр., станция «Парк Победы» в Ленинграде не имеет боковых перронных залов; непосредственно из вагонов пассажиры через автоматически открывающиеся двери попадают в центральный подземный зал станции. Станция «Днепр» в Киеве, как и станция «Ленинские горы» в Москве, расположена на мосту, над проезжей частью набережной и рекой.На периферии крупных городов во многих случаях сооружаются открытые наземные станции метро, стоимость строительства которых во много раз ниже стоимости станций метрополитена глубокого заложения, характерных для центральных плотно застроенных районов.
 
Дальнейшее строительство станций метрополитена связано с необходимостью развития и совершенствования всех основных их типов, широким внедрением индустриальных конструкций и элементов, гармоничным сочетанием станций метрополитена со всеми окружающими городскими сооружениями и устройствами и, в первую очередь, с остановками городского транспорта и общегородскими переходами.
 
 
 

« СТАНОК ДЛЯ РЕЗКИ АРМАТУРНОЙ СТАЛИ СТАТИКА СЫПУЧЕЙ СРЕДЫ »