Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

СТИЛИЗАЦИЯ в архитектуре

 
СТИЛИЗАЦИЯ в архитектуре — одна из разновидностей формализма; внешнее подражание какому-либо архитектурному стилю или творческому направлению. Для стилизации в архитектуре характерно стремление использовать из опыта прошлого не только общие творческие принципы и композиционные закономерности, но и конкретные архитектурные формы, возникшие на иной функционально-конструктивной основе. Особенно часто объектом стилизации в архитектуре становится такой сложившийся в прошлом стиль, для которого характерна развитая художественно- композиционная система, обладающая внутренними закономерностями формообразования (например, классический ордер).
 
При определенных условиях попытки воспроизведения архитектурных форм прошлого и даже, начавшись как стилизация, могут перерасти в стиль, при этом старая система обогащается приемами, выросшими на новой функционально-конструктивной основе. Так, сложившийся в Древней Греции классический ордер использовался в древнеримской архитектуре, в сооружениях Ренессанса, барокко, классицизма и ампира; заложенные в нем возможности развития постепенно исчерпывались и, все более наглядно, проявлялось характерное для стилизации в архитектуре несоответствие между внешними формально-эстетическими закономерностями и функционально-конструктивной основой зданий.
 
Ордер все более превращался в чисто внешнюю, декоративную систему средств и приемов, тормозившую развитие архитектуры. Особенно наглядно это проявилось при попытках использования классического ордера во второй половине 19—20 вв. (в том числе и в советской архитектуре 1930—50-х гг.), когда возникновение новых типов зданий и интенсивное развитие строительной техники потребовали принципиально нового отношения к проблемам формообразования.
 
Стилизация в архитектуре может быть также результатом неправильного понимания национальных особенностей архитектуры, т. е. когда в новом строительстве используются традиционные архитектурно-декоративные формы национальной архитектуры прошлого (напр., стилизация под кирпичную древнерусскую архитектуру). В духе характерных для начала 20 века национально-романтических направлений в ряде стран были созданы интересные в художественном отношении произведения (ратуша в Стокгольме — архитектор Р. Эст Берг, Казанский вокзал в Москве — архитектор А. Щусев), однако они не стали вехами в развитии современной архитектуры, а представляют собой лишь талантливые стилизации.
 
Для советской архитектуры 1930 —50-х гг. также была характерна стилизация под национальную архитектуру прошлого. В большинстве случаев она смыкалась с эклектикой, так как ее теоретическая основа требовала сочетания композиционных приемов и форм классического ордера с местными декоративно- художественными формами (дом правительства в Ереване, павильоны ВСХВ 1939 и др.). Стилизация под архитектуру прошлого (классическую или национальную) иногда пытаются оправдать, стремлением стилистически увязать новые сооружения со сложившимся ансамблем. И хотя это иногда делается тактично, стилизация, как правило, бывает хуже подлинника.
 
Стилизация является также и поверхностное использование средств архитектурно-художественной выразительности творческих направлений современной архитектуры, стремление применять чисто внешние приемы и формы новой архитектуры, воспринимая их как некую стилистическую моду. Например, стилизация в архитектуре под конструктивизм (т. н. конструктивный стиль) в советской архитектуре 1920-х гг., модернизм в современной западной архитектуре, обусловленный характерными для архитектуры капиталистических стран требованиями рекламы и моды.
 
 
 

« СТЕРЖНЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТИЛЬ в архитектуре »


Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова