Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :



проектирование домов студия архитектурного дизайна и архитектурная мастерская загородных домов


 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

СТИЛЬ в архитектуре

 
СТИЛЬ в архитектуре входит в более общее понятие стиля в искусстве, определяемый как исторически сложившаяся, социально обусловленная относительно устойчивая общность идейного содержания, творческих принципов, образной системы, художественных средств и приемов, характерных для того или иного периода или направления.В области архитектуры, где становление и развитие стиля в архитектуре определяется объективными предпосылками (социальными, экономическими, техническими и эстетическими), он выступает как единство художественного мировоззрения, отражающего эстетические идеалы своего времени и вырастающего на базе конкретной идеологии; идейно-художественного содержания и эмоциональной характеристики архитектурных образов, зависящих от социального назначения зданий; формально-эстетических закономерностей (принципы объемно-пространственного построения, средства архитектурной композиции, приемы использования архитектурных форм), тесно связанных с конкретным уровнем развития строительной техники, функциональной структурой сооружения, природно-климатическими и другими условиями.
 
Стиль в архитектуре того или иного периода наиболее ярко проявляется именно в архитектуре, которая оказывает большое влияние на становление стиля в изобразительных и декоративно-прикладном искусствах, в бытовых вещах, причем сложение стиля в архитектуре обычно свидетельствует о завершении процесса сложения общего стиля. Такое большое влияние архитектуры на становление общего стиля объясняется ее ролью в жизни общества, тесной связью с развитием производительных сил (в частности, со строительной техникой), с социально-экономическими условиями жизни общества, с идеологией и эстетическими идеалами народа, от изменения (и прогресса) которых, в конечном счете, зависят появление, развитие и смена архитектурных стилей.Однако влияние социальных условий жизни общества, уровня развития строительной техники и конкретной идеологии на становление стиля в архитектуре не всегда бывает непосредственным и не одинаково в отдельные периоды развития архитектуры. Так, например, опыт истории мировой архитектуры свидетельствует о том, что смена стиля не всегда сопровождалась коренными изменениями: в строительной технике (переход от Ренессанса к барокко), в социально-экономических условиях (романский стиль и готика), в господствующей идеологии (русский классицизм и ампир).Каждый стиль проходит в своем развитии различные этапы.
 
Период становления стиля, обычно характеризуется наиболее интенсивными новаторскими поисками, а в периоды расцвета стиля чаще происходит преемственное совершенствование средств и приемов, характерных для данного стиля. Однако неверным было бы рассматривать каждый стиль как замкнутый в себе, ни с чем не связанный период в развитии архитектуры.Нельзя, разумеется, сводить историю архитектуры к смене стиля в архитектуре, как нельзя отрицать и того, что развитие архитектуры включает и смену стилей. Как и все развитие архитектуры, развитие стилей имеет свое поступательное движение. Поэтому стиль можно рассматривать не только с точки зрения их соответствия конкретным историческим условиям или по относительным художественным достоинствам сооружений, но и с точки зрения потенциальных возможностей, заложенных в идейно-эстетических закономерностях данного стиля или их ценности и роли в общей эволюции стилей.
 
Для архитектуры, более чем для любого другого вида искусства, характерно стилевое единство. Поэтому индивидуальность мастера в архитектуре обычно проявляется в пределах стилевого единства, а не в отходе от общих стилевых закономерностей, как это часто бывает в других видах искусства. Архитектура именно в те периоды своего развития, когда идейно-художественное воздействие ее произведений было наиболее сильным (древнегреческая архитектура, готика и др.), отличалась наибольшим стилевым единством. Причем стиль — это, как правило, единство не только идейно-художественного содержания, но и формы, т. е. каждый стиль, имеет формально-эстетическую определенность, которая является как бы внешним проявлением присущих архитектуре специфических закономерностей.
 
Формально-эстетические закономерности архитектуры включают общие средства архитектурной композиции, конкретные художественно-композиционные системы и узко стилевые закономерности и приемы. Средства архитектурной композиции (объемно-пространственное построение, тектоника, симметрия и асимметрия, метр и ритм, контраст и нюанс, пропорции, масштабность, свет и цвет) составляют ту область профессионального художественного мастерства архитектора, объективные закономерности которой характерны для архитектуры в целом. Однако применение этих средств и их закономерностей различно в каждом конкретном стиле.
 
Художественно-композиционная система (совокупность взаимосвязанных друг с другом художественных средств и приемов), возникнув на конкретной функционально- конструктивной основе, может развиваться в дальнейшем относительно самостоятельно, сохраняя свои внутренние эстетические закономерности. Так случилось, например, с классическим ордером, который, существуя более двух тысяч лет, использовался в ряде стилей. При этом он не всегда органично сочетался с конкретными конструктивными решениями и применяемыми материалами (например, в Ренессансе и классицизме), а в 19 и 20 веках использовался даже в качестве чисто внешних архитектурно-художественных средств и приемов в стилизациях различного рода.Узко стилистические черты характерны лишь для данного стиля в архитектуре. Например, в древнегреческой архитектуре они совпадали с художественно-композиционной системой классического ордера (в период его становления), в других же стилях, где также использовался ордер, стилистические черты представляли собой совокупность особенностей, характеризовавших эту художественно-композиционную систему в пределах данного стиля (классический ордер в архитектуре барокко).
 
Эстетические закономерности, характерные для данного стиля (в том числе идейно- художественное содержание архитектурных образов), формируются под влиянием художественного мировоззрения в процессе развития функционально-конструктивной основы нового архитектурного направления. Являясь результатом влияния многих объективных факторов, эстетические закономерности стиля складываются постепенно и не могут быть навязаны архитектуре.Формирование стиля проходит ряд стадий, включающих выработку новых типов зданий, освоение новых конструкций и строительных материалов, разработку принципов творческого метода и т. д. Лишь как результат всех этих объективных процессов складываются эстетические закономерности.
 
Попытки «изобрести» стиль путем разработки системы формально-эстетических закономерностей обречены на провал даже в том случае, когда в архитектуре действительно появляется потребность пересмотра ряда эстетических принципов. Так было, например, с модерном, который не стал подлинным стилем потому, что его формально-эстетические (а вернее декоративные) приемы были во многом искусственно навязаны архитектуре, а не выросли закономерно на развивавшейся в конце 19 — начале 20 веков новой функционально-конструктивной основе, хотя в известной мере они и отражали художественное мировоззрение того периода в развитии буржуазного искусства.
 
Однако формально-эстетические закономерности архитектуры связаны не только с художественным мировоззрением, но и с функционально-конструктивной основой. Поэтому стилевые признаки в архитектуре складываются труднее, чем в других видах искусства и бывают более устойчивыми.Стиль в архитектуре обязательно предполагает не только внешнее единство содержания и формы, но и их объективную взаимообусловленность, причем содержание и форма должны быть подлинно современны (разумеется, для каждого данного периода в развитии архитектуры).
 
 
 

« СТИЛИЗАЦИЯ в архитектуре СТАДИОН »