Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Швы в конструкциях зданий и сооружений и в гидротехнических сооружениях

Швы в конструкциях зданий и сооружений по назначению подразделяются на соединяющие и деформационные. Деформационные швы служат для разделения зданий, сооружений и конструкций на отдельные части и элементы с целью уменьшения влияния усадки материалов конструкций, осадки опор или смещений отдельных частей сооружения, температурных и иных воздействий на их напряженное состояние.

 
Различают деформационные швы температурные, усадочные и осадочные; температурные и усадочные швы обычно совмещают. Изменение температуры вызывает деформации отдельных частей зданий и сооружений. Некоторые материалы (бетоны, растворы, кирпич и др.) дополнительно деформируются вследствие усадки. Температурные и усадочные деформации оказывают одинаковое влияние на работу конструкций, и поэтому принимаются аналогичные меры по устранению их воздействия. Такие деформации могут создать в конструкциях значительные внутренние напряжения, способные вызвать трещины и разрушения. Величина этих усилий зависит от перепада температур, длины зданий или сооружений, характера опор и материала конструкций.
 
Материалы с высокими упругопластическими характеристиками и хорошо работающие на растяжение (сталь, дерево) в меньшей степени страдают от температурных деформаций, а материалы, плохо работающие на растяжение (бетон, кирпич и т. д.), в большей степени подвержены температурно-усадочным воздействиям. Для уменьшения температурно-усадочных напряжений в строительстве широко применяются разделительные деформационные швы, которые расчленяют сооружение на отдельные изолированные блоки. В деревянных конструкциях устройства температурно-усадочных швов не требуется. В массивных железобетонных конструкциях (например, фундаменты под оборудование) усилия от усадочных деформаций могут в значительной степени снижаться устройством рабочих швов (с разрезкой арматуры), которыми массивы разбиваются на отдельные блоки. После приобретения бетоном требуемой прочности производится стыкование арматуры в рабочих швах с последующим заполнением их бетонной смесью.
 
Части зданий и сооружений, возводимых на различных по качеству грунтах, а также отличающихся по высоте или нагрузкам, должны быть разделены осадочными швами, причем в этих случаях швы обязательно должны разделять и фундаменты. Эти швы должны обеспечивать свободное по вертикали взаимное смещение разделенных ими конструкций. В большинстве случаев осадочные швы могут выполнять функции температурно-усадочных швов. Осадочные швы также должны устраиваться в местах примыкания новых зданий к старым. В сейсмических районах осадочные швы служат и как антисейсмические. Температурно-усадочные посадочные швы обычно используются как места для перерыва работ (границы захватов).
 
Лит.: Металлические конструкции, под ред. Н. С. Стрелецкого, 3 изд., М., 1961; Сахновский К. В., Железобетонные конструкции, 8 изд., М., 1961.
 
ШОВ (в гидротехнических сооружениях) — временный или постоянный водонепроницаемый разрез в бетонных гидротехнических сооружениях большой протяженности (плотины, здания гидростанций, туннели, водовыпуски, штольни, водоспуски, дюкеры и пр.) или в тонких бетонных покрытиях большой площади (диафрагмы, экраны плотин, крепления откосов, облицовка и пр.). Различают швы: строительные (рабочие) — усадочные; деформационные — осадочные или конструктивные; температурные.
 
Строительный шов — временный разрез сооружения на отдельные блоки бетонирования, размеры которых обусловливаются усадочными и температурными деформациями бетона, связанными с выделением тепла при его схватывании и твердении. Расстояние между строительными швами принимается от 12 до 15 м. Строительный шов по мере возведения сооружения ликвидируются. Для обеспечения водонепроницаемости строительный шов перегораживается доской, введенной на половину в бетон, цементируется или заполняется бетоном («широкий шов» — в бетонных гравитационных и арочных плотинах). Иногда в строительных швах, выходящих на напорную грань сооружения, применяются металлические, асфальтовые или битумные уплотнения.
 
Деформационный шов — постоянный разрез сооружения по всей высоте на отдельные монолитные секции, которые могут перемещаться независимо одна от другой. Расстояние между деформационными швами принимается от 10 до 60 м и зависит от высоты, материала и конструкции сооружения, геологического строения основания, очертания профиля створа, температурных условий и схемы возведения. Водонепроницаемость шва обеспечивается устройством противофильтрационных уплотнений — шпонок.
 
Температурный шов — постоянный разрез каждой секции сооружения на части, которые могут деформироваться в зависимости от температурных условий («температурные надрезы»). Влияние колебаний температуры воздуха сказывается в сооружении на глубину 4—8 м от поверхности — месячных на 1 — 1,5 м, суточных на 0,3—0,5 м. Температурные швы устраиваются на глубину 0—12 м в зависимости от температурных колебаний и конструкции сооружения. Расстояние между швами 12—15 м. Шов делается водонепроницаемым со шпонками. В небольших сооружениях (трубы, дюкеры, лотки и пр.) температурные швы совмещаются с деформационными швами и называются конструктивными.
 
Расстояние между швами от 10 до 25 м.В тонких бетонных покрытиях большой площади швы устраиваются совмещенными температурно-осадочными со шпонками. Расстояние между швами от 8 до 15 м. Водонепроницаемость шва обеспечивается шпонками. Разрезка сооружений швами и устройство уплотнений в них различны для сооружений на прочных скальных основаниях и на нескальных грунтах, где возможны значительные деформации основания, вызывающие неравномерные осадки отдельных частей (секций) сооружения и их перекосы. 
 
Противофильтрационные уплотнения (шпонки) в таких плотинах устраиваются по контуру водослива близ напорной грани, иногда и с низовой стороны, а также по контуру фундаментной плиты. Для повышения надежности в напорных сооружениях на нескальном основании иногда делают по несколько, последовательно расположенных, шпонок. Уплотнения швов — шпонки представляют собой вертикальный колодец или горизонтальный желоб, заполненный битумом или асфальтовым материалом. В колодце и желобе делается водонепроницаемая перегородка из металлических листов (медь, нержавеющая сталь), железобетонных брусьев, дерева, резины, просмоленной пакли, войлока или каната. Металлические листы и резина заделываются в тело каждой из соседних секций, а в колодце листы имеют петлю или укладываются внахлестку. При заполнении шпонок (и при пополнении потерь от утечки) асфальт разогревается паром или электрическим током при помощи закладываемых в шпонку труб.
 
 
Лит.: Гришин М. М., Гидротехнические сооружения, М., 1962; Замарин Е. А., Фандеев В. В., Гидротехнические сооружения, 4 изд., М., 1960; Щавелев Н. Ф., Проектирование асфальтовых шпонок в швах гидросооружений, М.—Л., 1956.
 
 
 

« ШЛАМ НЕФЕЛИНОВЫЙ ШПРЕНГЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!