Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова
ТЕАТР

ТЕАТР (гр. театрон — место для зрелищ, зрелище, от смотреть, видеть) — 1) род иск-ва, худ. отражения жизни посредством драматического действия, представляемого актерами перед зрителями; 2) архит. СООРУЖЕНИЕ со СЦЕНОЙ и зрительным ЗАЛОМ, предназначенное для исполнения театральных представлений; 3) места зрителей в др.-гр. Т. В Др. Греции с IV в. до н.э. начали строить открытые каменные Т. Части Т.: ТЕАТРОН — полукруглая постройка с расположенными АМФИТЕАТРОМ на склоне сиденьями для зрителей; ПРОСКЕНИОН (сцена), а между этими двумя частями ОРХЕСТРА (оркестр — круглая площадка, по которой двигался хор) и СКЕНА (пристройка для переодевания и хранения реквизита).

ТЕАТР
 
     Театры обычно располагаются в городских общественных центрах, на площадях или городских магистралях и в большинстве случаев главенствуют в архитектурном ансамбле. Для обеспечения свободной эвакуации зрителей и соблюдения противопожарных требований желательно, чтобы здание театра было полностью открыто к общественным проездам или площади с главного и боковых фасадов (к заднему фасаду допускается примыкание служебного корпуса с устройством хозяйственного двора). Здание театра со стороны главного входа должно отстоять от других зданий не менее чем на 40 м, а с остальных сторон — не менее чем на 20 м. Разгрузочные площади у входов и выходов из театра устраиваются по норме 0,25 м2 на одного зрителя. На участке театра размещаются площадки для стоянки автомашин из расчета 1 легковая машина на 20 мест в зале. В соответствии с градостроительными нормами, действующими в СССР, сеть театров планируется из расчета около 5 мест на 1000 жителей.

Современные здания театров по назначению (сценическому жанру) подразделяются на здания драматических, музыкально-драматических и оперно-балетных театров. Помимо этих традиционных театров, в СССР также получили распространение специальные детские театры (театр юного зрителя), кукольные театры и театры теней. В последнее время в практику строительства в СССР внедряется новый тип театрального здания, трансформируемого в концертный зал, например театры в гг. Туле и Норильске. Такие трансформируемые здания театра распространены и в некоторых зарубежных странах.По эксплуатационным и архитектурно-строительным особенностям различают здания театров постоянного и сезонного функционирования (летние театры), которые бывают открытыми и закрытыми.

Вместимость зрительных залов театра зависит от их назначения. В практике строительства современных театральных зданий, как в СССР, так и за рубежом вместимость зрительных залов драматических театров принимается от 500 до 1200 мест, музыкально-драматических — от 800 до 1500 и оперно-балетных — от 1500 до 2000. В СССР в соответствии с действующими нормами вместимости зрительных залов театров данного назначения соответственно принимаются от 500 до 900 мест, от 1000 до 1200 мест и от 1400 до 1600 мест, что позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия видимости и слышимости спектаклей. Вместимость детских театров не должна превышать 800 мест, кукольных — 500, театров теней — 300.Состав помещений театральных зданий зависит от назначения, вместимости, условий эксплуатации.

Помещения театра подразделяются на следующие основные группы: зрелищную, включающую зрительный зал и обслуживающие его помещения (вестибюль с гардеробом, фойе, буфет, кулуары, сан. узлы); сценическую, включающую сцену и обслуживающие ее помещения (артистические уборные, мастерские, склады, сан. узлы, помещения технического назначения); административно-хозяйственные, в состав которой входят помещения администрации, а также производственного и хозяйственного обслуживания. На участке театрального здания обычно сооружается подсобно-производственный корпус, в котором размещаются резервные склады и ряд других вспомогательных помещений (красильная, прачечная, бутафорская и др.).

С целью удешевления стоимости рядом условий. Наиболее сложной частью театрального здания (по объемно-пространственной композиции и оборудованию) является демонстрационный комплекс, состоящий из зрительного зала и сцены. Его устройство и эксплуатационные качества зависят от многих нормативных и технических требований (акустических, оптических, эвакуационных, постановочных, технологических и противопожарных). Размеры демонстрационного комплекса определяются вместимостью зрительного зала, который рассчитывается по норме 0,65—0,7 м2 на 1 зрителя.Хорошая слышимость в зале зависит от его акустических качеств. Форма и соотношение сторон зрительного зала должны обеспечивать равномерное распределение звука, исключать возможность возникновения акустических эффектов «фокусирования» и «эха».

Оптимальное время реверберации определяется с учетом особенностей сценического жанра. Объем зала на 1 зрителя рекомендуется принимать для драматических театров от 3,8 до 5,0 м3, а для музыкально-драматических и оперно-балетных театров — от 5,0 до 6,0 м3. Для равномерного распределения звука форма зала должна быть компактной, простой, без большого преобладания одних размеров над другими и без значительных впадин и выступов. Следует обращать особое внимание на формы стен в плане и потолка, в особенности над просцениумом и оркестром. Во избежание появления «глухих» мест отношение выноса балкона к высоте отверстия под ним, открытого в сторону зала, не должно быть более 2. Хорошей акустике зрительного зала и исправлению ее дефектов способствуют обработка стен, потолка и пола, зала акустическими отделочными материалами, применение специальных акустических конструкций (экраны, складки, ребра), поглощающих или отражающих звук.

Одно из основных требований к акустике залов всех сценических жанров — естественное восприятие звука всеми зрителями.Планировка зала и обслуживающих его помещений, расположение мест для зрителей и проходов должны обеспечивать удобное заполнение зала, беспрепятственный выход из него в антрактах и быструю эвакуацию зрителей в случае аварии. В соответствии с противопожарными требованиями ширина эвакуационных проходов и выходов принимается из расчета 100 человек на 0,6 м, при этом минимальная ширина прохода—0,9 м и максим.— 2,4 м. Длина непрерывного ряда мест для зрителей в зале при двухсторонней эвакуации принимается не более 40 мест и при односторонней — 20 мест. Расстояние между спинками кресел ряда — от 85 до 90 см в зависимости от количества мест в ряду и от конструкции кресел.По принципу расположения мест для зрителей и объемно-пространственной композиции залы современные театры делятся на партерные (до 500 мест), амфитеатральные (до 1000 мест) и залы с балконами или ярусами (от 1000 мест и более). В зависимости от сценического жанра и вместимости залы могут иметь различную форму.

Наиболее благоприятны по акустическим соображениям залы прямоугольной и трапециевидной форм. Наиболее вместительны залы овальной или эллиптической формы и залы с балконами или ярусами, однако в акустическом отношении они уступают залам прямоугольной и трапециевидной формы и требуют специальной акустической обработки. Устройство и размеры сцены целиком зависят от сценического жанра театра и вместимости зрительного зала. Размеры обычной глубинной сцены, ее планшета, декорационных карманов и арьерсцены определяются шириной и высотой отверстия игрового портала, связывающего зрительный зал со сценой.Для быстрой смены декораций верх сцены оборудуется колосниками с блочными устройствами для подъема и спуска софитов с осветительной арматурой и штанкетов, к которым прикрепляются декоративные полотна и занавесы.

На боковых стенах сцены устраиваются рабочие галереи с переходными мостиками для управления штанкетными подъемами и софитами. Низ сцены оборудуется трюмом, вращающимся кругом для смены декораций и системой подъемно-опускных площадок для постановочных эффектов (провалы, спуски, подъемы) и изменения рельефа планшета. В практике строительства театров применяются бес колосниковые сцены, на планшет которых декорации подаются только из карманов и трюма при помощи специальных подъемно-опускных устройств. В оперно-балетных театрах вращающийся круг применяется не всегда.

Перед сценой обязательно устраивается просцениум глубиной не менее 1,5 м от границы антрактового занавеса до оркестрового рва; размеры просцениума зависят от жанра театра.Помимо софитов, на сцене для ее освещения устраиваются специальные осветительные ложи и выносные софиты в зале, обычно скрытые в конструкциях потолка.В целях противопожарной безопасности сцена оборудуется клапанами для вытяжки дыма, системой автоматически действующего противопожарного водопровода (спринклер, дренчер), а в театров с залом свыше 600 мест также и огнезащитным противопожарным занавесом, отделяющим зал от сцены.В театральном зодчестве последних лет глубинная сцена-коробка с колосниками и трюмом — не единственный тип сцены.

Наряду с ней устраиваются и комбинированные сцены, сочетающие закрытую сцену-коробку традиционного типа с открытой сценической площадкой, которая сильно выступает в зал и окружена с трех сторон зрителями (ТЮЗ в г. Ленинграде, театр в Туле и др.), а также открытые сценические площадки для игры в окружении зрителей (театр в г. Мангейме и др.).Состав помещений, обслуживающих сцену, принимается в зависимости от вместимости зала и сценического жанра театра.

Театральные здания имеют сложное электротехническое оборудование — силовое (для механизмов сцены), осветительное (для сцены, зала и других помещений), слаботочное (для режиссерской и пожарной сигнализации); оборудуются вентиляцией, кондиционированием воздуха (залы от 800 мест) и горячим водоснабжением. В зданиях театров применяются наиболее современные и долговечные конструкции из железобетона, металла, а также разнообразные отделочные (пластики, алюминий, стекло, керамика, дерево и др.) и акустические (перфорированные древесноволокнистые плиты, алюминиевые панели, асбестоцементные плиты и др.) материалы.

Летние закрытые театры строятся обычно в местах массового отдыха — в парках культуры и отдыха или пригородных зонах отдыха крупных городов. Летние театральные здания, возводимые из облегченных конструкций (дерево, железобетонный каркас с легким заполнением), имеют вместимость залов, аналогичную театрам круглогодичного действия. В отличие от театров круглогодичного действия, в летних театрах состав помещений, обслуживающих зрителей и сцену, значительно сокращается; в основном сохраняет свои размеры только демонстрационный комплекс — зрительный зал и сцена. Значительно упрощается механическое оборудование сцены.

Открытые летние театры предназначаются обычно не только для сценических выступлений, но и для концертов, демонстрации кинофильмов. Их вместимость в СССР принята от 600 до 10 000 мест. Эти театры бывают с открытой сценой-площадкой и с закрытой сценой с порталом. Такие сцены имеют обычно упрощенное колосниковое оборудование для подвески декораций и софитов, карман для хранения и монтажа декораций, а также врезной или накладной поворотный круг.

 

( ист. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ СТРОИТЕЛЬСТВО )






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться
« ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (ТВОРЧЕСТВО) ТЕКСТУРА »