Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР

 
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР — комплекс предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания. Прототипом современного торгового центра являются торговые и гостиные ряды 18 и 19 веков России, например Гостиный двор на Невском проспекте в Ленинграде (1761—85, архитектор Ж. В. Деламот), Верхние торговые ряды, ныне ГУМ, в Москве (1889—93, архитектор А. Н. Померанцев) и другие.
 
Первые современные торговые центры возникли в 30-х годах 20 века в США; крупнейшие из них («Норсленд» а и «Истленд» в Детройте, «Рузвелт-филд» в Нью-Йорке) в настоящее время обслуживают более 1 млн. постоянных посетителей. Лучшими европейскими примерами торговых центров являются «Лиинбан» в Роттердаме (Голландия), общегородские торговые центры в Ковентри (Англия), Веллингбю (Швеция) и другие. В СССР в соответствии со ступенчатой системой сети обслуживания, отвечающей планировочной структуре города, приняты три основные вида торговых центров: для микрорайонов, для жилых районов и общегородские, величина которых устанавливается в зависимости от размера и планировочной структуры города, транспортной сети и т. д. Ведется строительство ряда микро районных и районных торговых центров (в Новосибирске, Ташкенте, Киеве и др. городах).
 
Главным преимуществом торговых центров является комплексность обслуживания покупателей, т. к. предприятия торговли и обслуживания сосредоточиваются в одном месте, и посетители экономят время на передвижение от одного предприятия к другому. В торговом центре, возможно, создать крупные предприятия, имеющие широкий ассортимент товаров или более широкий профиль работы, чем в магазинах и мастерских, размещаемых изолированно, а также применить наиболее прогрессивные формы торговли и обслуживания. В состав микрорайонных торговых центров входят предприятия повседневного обслуживания: магазин продуктовых товаров с отделом мелко хозяйственных товаров, столовая, филиал комбината бытового обслуживания, парикмахерская, отделение связи, приемный пункт прачечной. Как правило, микро районные торговые центры составляют вместе с другими учреждениями общественный центр микрорайона.
 
В торговых центрах жилого района (см. Район города) сосредоточиваются предприятия периодического пользования: гастрономический магазин, магазин предметов одежды и туалета, ресторан, кафе или закусочная, магазин кулинарии и полуфабрикатов, ателье, комбинат бытового обслуживания, парикмахерская, отделение связи, сберкасса, аптека и др. Основным предприятием общегородского торгового центра является универмаг со специализированными отделами, занимающий до 65% общей рабочей площади; в его состав входят также продовольственный магазин, ресторан, специализированные закусочные, ателье пошива одежды, обуви, головных уборов, фотоателье и т. п.
 
Предприятия и учреждения размещаются в торговом центре в соответствии с частотой их посещения покупателями или характером предоставляемых услуг; они обычно кооперируются в зданиях таким образом, чтобы обеспечить посетителю комплексное обслуживание, максимально укрупнить и объединить торговые, складские и подсобные помещения, эффективно использовать обслуживающие коммуникации, а также иметь возможность в будущем расширять одно предприятие за счет другого. Прием кооперирования зависит от вида торговых центров: в комплексах общественных центров микрорайонов обеденный зал столовой пли кафе размещают смежно с фойе клуба; для комбината бытового обслуживания и парикмахерской проектируется общий зал ожидания.
 
В районных и общегородских торговых центрах промтоварный магазин кооперируется с продовольственным магазином или выделяется в отдельное 2—4-этажное здание дополнительного обслуживания покупателей — столы заказов, бюро хранения и доставки товаров на дом, детские комнаты и другие виды услуг для покупателей. Концентрированное размещение предприятий в виде торговых центров позволяет рационально зонировать территорию, четко организовать транспортные пути и изолировать зону жилья от участков торговых учреждений. Сосредоточение зданий торговых и культурно- бытовых предприятий в единых комплексах создает основу для формирования архитектурных ансамблей современного города. Торговые центры микрорайонов, жилых районов и малых городов проектируются чаще всего двухэтажными (микрорайонные — обычно без подвала). Крупные общегородские торговые центры, как правило, имеют 3—5 надземных этажей и 2—3 подвальных, с обязательным устройством подземного грузового дебаркадера.
 
Композиционные схемы торговых центров, выработанные многолетней практикой отечественного и зарубежного строительства, определяются конкретными градостроительными условиями. Наиболее распространенными являются пешеходные торговые площади с компактной и изолированной от автотранспорта пешеходной зоной, на которой покупатель легко ориентируется. Когда отведенный участок имеет ограниченные размеры по фронту, делают «глубинные» площади. На островных участках, особенно в условиях реконструируемой квартальной застройки, здания торгового центра располагаются по его периметру, образуя «изолированную» торговую площадь.
 
Пешеходные торговые улицы также создают четкий график движения потоков покупателей и возможность правильного функционального зонирования участка. В новом районе такая улица может быть началом внутрирайонной пешеходной аллеи, а в условиях реконструкции — переходом между параллельными транспортными улицами. Наиболее компактное решение и широкие возможности трансформации помещений достигаются при размещении всех предприятий в едином объеме. Однако этот прием применим главным образом в микрорайонных торговых центрах со сравнительно небольшими количеством и размерами помещений. Для строительства в условиях реконструкции и на участках со сложным рельефом предпочтительны свободные (павильонные) комплексы торговых центров из отдельных кооперированных зданий 
 
 
Лит.: Торговые центры, М., 1964; Комплексная серия общественных зданий для микрорайонов, жилых районов, городов и поселков, М., 1964; Gruen V., Smith L., Shopping towns USA. The planning of shopping centers, N. Y., [i960].
 
 
 

« ТОНКОСТЕННЫЕ СТЕРЖНИ ТОРКРЕТБЕТОН »


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Термины - Крыша
Лестницы