Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Архитектурное бюро Глушкова

ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 
ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО — строительство новых и реконструкция существующих сооружений железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта; включает строительство земляного полотна железных и автомобильных дорог, устройство верхнего строения железнодорожного пути, дорожных и аэродромных покрытий, мостостроение, туннеле - и метростроение, электрификацию железнодорожное, строительство портовых и гидротехнических сооружений, магистральных нефте - и газопроводов и транспортных зданий.
 
Транспортное строительство получило особенно большое развитие в годы Советской власти. За этот период построено 136 тысяч км железнодорожных путей (в том числе более 60 тысяч км железных дорог общего пользования); переведено на электрическую тягу поездов свыше 22,5 тыс. км. По протяженности электрифицированных железных дорог СССР занимает первое место в мире; построены сотни больших железобетонных и металлических мостов; в Москве, Ленинграде и Киеве сооружено более 250 км туннелей (в однопутном исчислении) метрополитена; введено в эксплуатацию свыше 5,5 тыс. км искусственных водных путей; построены десятки тысяч километров автомобильных магистралей с твердыми покрытиями капитального типа; трубопроводный транспорт занял ведущее место в передаче нефти, нефтепродуктов и газов на дальние расстояния; сеть магистральных трубопроводов на 1 января 1965 превысила 64 тысяч км.За период 1959—64 сдано в эксплуатацию более 6 тысяч км новых железных дорог, свыше 5,5 тысяч км вторых и станционных путей, 12,8 тысяч км электрифицированных железных дорог, более 38 тысяч погонных м причалов в морских и речных портах (Волго-Балтийский водный путь, крупнейшая в стране паромная переправа Баку — Красноводск), свыше 3 тысяч км автомобильных магистралей общегосударственного значения, 53 км новых линий метрополитена в Москве, Ленинграде и Киеве, 26 тысяч км магистральных газопроводов и около 10 тысяч км нефтепроводов.
 
Грузооборот всех видов транспорта в СССР к 1980 достигнет 7 триллионов т/км. Для обеспечения такого объема перевозок предусматривается согласованное развитие всех видов транспорта, как составных частей единой транспортной сети страны. Предполагается строительство 10—12 железнодорожных магистралей межрайонного значения. Наряду с новым строительством будет продолжена электрификация действующих железных дорог. Особенно широкое применение получит электротяга на переменном токе промышленной частоты. Большие работы предстоят по развитию и технической реконструкции морского и речного транспорта. В числе первоочередных задач переброска части стока вод Печоры и Вычегды в Каму и Волгу с созданием нового глубоководного пути протяжением свыше 1000 км. Значительно расширится сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, связывающих центр страны с различными районами.
 
Для возрастающих перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом будут построены и реконструированы аэропорты во всех крупных городах СССР. Усилены транспортные связи отдаленных населенных пунктов, промыслов и предприятий с районными и областными центрами.Особенно большое развитие получит трубопроводный транспорт. Предусмотрено построить около 100 тысяч км нефтепроводов и продуктопроводов, более 150 тыс. км газопроводов. Главная особенность транспортного строительства — его линейность, при которой строительные площадки растягиваются на десятки и сотни км, сооружения рассредоточены по всей длине трассы, а специализированные строительные организации вынуждены непрерывно передвигаться или часто перебазироваться с одного объекта на другой, удаляясь от производственных баз. В этих условиях особенно эффективна индустриализация строительства с широким применением сборных конструкций из элементов и узлов заводского изготовления, комплексной механизации всех производственных процессов и прогрессивной технологии.
 
Ведущая роль в индустриализации транспортного строительства принадлежит сборному железобетону. В мостостроении широко применяются сборные предварительно напряженные железобетонные конструкции для водопропускных труб и пролетных строений длиной до 42 м, сооружаемых по типовым проектам. Из сборного железобетона построены мосты и путепроводы с пролетными строениями длиной до 166 м, внедрены сборные железобетонные сваи-оболочки диаметром от 0,4 до 5 м, погружаемые мощными вибраторами с поверхности воды. Разработана конструкция сборного решетчатого пролетного строения длиной 55 м из центрифугированных элементов. Создаются типовые проекты сборных железобетонных конструкций надфундаментной части опор больших мостов и виадуков.
 
Ведутся исследования по снижению веса конструкций за счет повышения марок бетона и использования легких бетонов, уменьшения расхода металла на арматуру, применения полимерных материалов для изоляции проезжей части, защиты напряженной арматуры, склеивания блоков пролетных строений. Для самых больших мостов разработаны сталежелезобетонные сварные пролетные строения с монтажными стыками на высокопрочных болтах, совершенствуются Байтовые и висячие системы с использованием высокопрочных канатов.  Сборный железобетон широко применяется для отделок станционных и перегонных туннелей метрополитенов. Чугунные тюбинги используются теперь только в самых сложных инженерно-геологических условиях. Для закрытого способа работ получила распространение обделка кругового очертания из сплошных или ребристых блоков, для открытого способа — прямоугольная обделка из предварительно напряженных крупных панелей или замкнутых объемных секций. Применяются сборные железобетонные конструкции для станций глубокого заложения, создаются трещино-стойкие водонепроницаемые и долговечные бетонные обделки.
 
При электрификации железных дорог вместо металлических, устанавливаются железобетонные опоры контактной сети. Прекращено сооружение металлических опор на перегонах. Созданы предварительно напряженные железобетонные опоры с жесткими металлическими поперечинами для подвески контактной сети на станциях, имеющих до 10 путей. Сборный железобетон нашел широкое применение для зданий и открытых частей тяговых подстанций, электродепо, высоких платформ и других сооружений. Для изготовления консолей, фиксаторов, изоляторов, арматуры и несущего троса контактной сети намечается использование высокопрочных полимерных материалов.
 
Индустриализация путеукладочных работ достигается предварительной сборкой звеньев с рельсами длиной 25 м и крупных блоков стрелочных переводов на механизированных базах, сваркой рельсов в плети длина до 800 м для бесстыкового пути на железобетонных шпалах, применением мощных путеукладочных машин. Создаются новые подрельсовые основания в виде железобетонных блоков вместо балластного слоя, что повышает долговечность и эксплуатационные качества верхнего строения пути. В портовом гидротехническом строительстве широко применяются конструкции набережных из железобетонных оболочек диаметром 1,2— 1,0 м со сборным предварительно напряженным верхним строением, набережных и эстакад на предварительно напряженных и обычных железобетонных сваях со сборным железобетонным ростверком, больверки из железобетонного шпунта, причалы из сборных железобетонных элементов уголкового профиля и набережные из массивов-гигантов со сборной причальной частью.
 
Речные берега укрепляются гибкими покрытиями из сборных железобетонных плит, морские побережья защищаются бунами и волноломами из крупных блоков. Судоподъемные сооружения (в частности, слипы) собираются подводным способом из предварительно напряженного железобетона. Унифицируются конструкции причалов различного назначения для морских и речных портов. При строительстве автомагистралей основной конструкцией являются дорожные одежды: цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. Повышение их капитальности достигается укреплением грунтов битумом и цементом при устройстве оснований. Весьма эффективны для улучшения качества дорог и аэродромов струнобетонные покрытия. Внедряются сборные конструкции дорожных и аэродромных покрытий из предварительно напряженных железобетонных плит.
 
В трубопроводном строительстве наиболее целесообразно применение конструктивных элементов линейных сооружений из длинномерных плетей, заготовляемых на сварочно-монтажных базах. Надземные переходы через естественные препятствия осуществляются с применением сборных конструкций; здания компрессорных и насосных станций возводятся из сборного железобетона. Ведутся исследования по снижению металлоемкости трубопроводного транспорта путем улучшения пластичных свойств сталей для труб большого диаметра, применения стеклопластиков для изготовления труб средних диаметров, полимерных материалов — для защиты стальных труб от коррозии. Большое внимание уделяется унификации конструкций магистральных трубопроводов.
 
В транспортном строительстве около Ч3 общего объема капиталовложений затрачивается на строительство зданий различного назначения, поэтому индустриализации этого строительства придается большое значение. Пересмотрены типовые проекты производственных и служебно-технических зданий, что более чем в 2 раза сократило номенклатуру железобетонных конструкций и изделий. Разработаны типовые проекты унифицированных транспортных полносборных зданий различного назначения с железобетонным каркасом и стеновыми панелями из эффективных материалов. В домах, которые строятся по типовым проектам со стенами из кирпича, применяются сборные железобетонные панели перекрытий, лестничные марши, фундаментные и цокольные блоки, прогоны и балки.Комплексная механизация производственных процессов в транспортном строительстве является одним из основных элементов его индустриализации. Возведение транспортных сооружений связано, прежде всего, с разработкой и перемещением огромных земляных масс. Средний уровень механизации земляных работ в транспортном строительстве достиг к 1965 99%.
 
Созданы сотни образцов новых землеройных и отделочных машин и механизмов. На устройстве земляного полотна железных и автомобильных дорог работают экскаваторы с ковшами емкостью до 2 м3 в комплексе с большегрузными автосамосвалами, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, канаво - и кюветоко-патели, кусторезы, корчеватели, пневмо-катки, трамбовочные машины, планировщики, агрегаты для укрепления откосов травосеянием и др. Для возведения земляных сооружений на водном транспорте широко применяются мощные земснаряды с автоматическим управлением, для рытья котлованов под опоры контактной сети электрифицируемых железных дорог — различные котловано-копатели. Проходка туннелей осуществляется механизированными щитами и буровзрывным способом с уборкой породы мощными погрузочными машинами, рытье траншей под магистральные трубопроводы — роторными и ковшовыми экскаваторами.
 
Особенно много создано специальных машин для возведения и монтажа конструкций транспортных сооружений. При устройстве верхнего строения пути применяются комплексно механизированные звеносборочные базы, путеукладчики нового типа, тракторные дозировщики балласта, путеподъемники, шпалоподбивочные и другие машины; при электрификации железных дорог — агрегаты для вибропогружения свайных фундаментов, краны для установки опор с железнодорожного пути и со стороны поля, монтажные машины с телескопической вышкой и с шарнирной стрелой; при строительстве дорожных и аэродромных покрытий — передвижные асфальтобетонные и цементно-бетонные заводы с автоматизированным управлением, бетоноукладочные и бетоноотделочные машины, оборудование для нарезки швов в затвердевшем бетонном покрытии и для нагнетания мастики в температурные швы; в мостостроении — мощные виброагрегаты для погружения свай-оболочек и буровые машины для извлечения из их полости грунта, поворотные консольные краны грузоподъемностью 70 и 130 тон для монтажа пролетных строений; в туннелестроении — блоко - и тюбинго-укладчики различных систем, передвижные агрегаты для сооружения бесшовной обделки железнодорожных туннелей, комплекты машин и механизмов для горизонтального и вертикального транспорта конструкций и материалов; в портовом строительстве — мощные плавучие и наземные монтажные краны, плавучий механизированный кондуктор для сооружения сборных причалов эстакадного типа; в трубопроводном строительстве — тракторные трубоукладчики, автоматические установки для сварки труб, машины для очистки труб и нанесения на них противокоррозионной изоляции.
 
Уровень механизации монтажа конструкций в транспортном строительстве в 1965 достиг 99,6%. В специфических условиях транспортного строительства эффективность внедрения сборных конструкций и комплексной механизации особенно сильно зависит от технологии производства и организации строительно-монтажных работ. Наиболее прогрессивная технология транспортного строительства базируется на поточных методах строительного производства, весьма эффективной формой, которого является комплексный строительный поток, охватывающий всю совокупность работ (от инженерной подготовки площадок до полного окончания строительства).
 
Основные технологические процессы в транспортном строительстве выполняются специализированными передвижными механизированными колоннами, строительно-монтажными поездами, мосто-отрядами, туннельными отрядами и другими, объединенными в управления и территориальные тресты, специализированные по видам транспортных сооружений и производству строительных материалов. Исходя из того, что наилучшей экспериментальной базой для совершенствования технологических процессов являются сами объекты строительства, ежегодно организуется показательное строительство транспортных сооружений, на котором доводятся до стадии широкого внедрения вновь созданные конструкции, машины, технологические схемы и передовые методы труда.
 
Во всех отраслях транспортного строительства ведутся исследования по созданию новых высокоэффективных методов производства работ, основанных на применении сборных конструкций, новых машин и механизмов. Начато широкое внедрение управления строительством с применением сетевых графиков и электронных вычислительных машин.
 
 
 

« ТРАНСПОРТ в строительстве ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ »


Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова
 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Термины - Крыша
Лестницы