Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

ТРУБЫ под насыпями

 
ТРУБЫ под насыпями — искусственные сооружения для пропуска ливневых и талых вод и небольших, постоянно действующих водотоков с расходом воды до 80—100 м3/сек. Трубы составляют около 2/3 от общего количества и А/3 от объема строительных работ и стоимости искусственных сооружений на железных и автомобильных дорогах.
 
Трубы бывают железобетонные, бетонные, каменные, металлические и деревянные. Наибольшее распространение получили железобетонные и бетонные трубы. Строительство каменных труб вследствие значительной трудоемкости и стоимости прекратилось. Металлические трубы распространены в некоторых зарубежных странах. Применение деревянных труб допускается лишь в качестве временных сооружений (на обходах, временных путях и т. п.). По гидравлическому признаку трубы делятся на напорные, в которых протекающая вода заполняет все сечение трубы, и безнапорные, заполняемые водой до 2/3 сечения по высоте. Возможен и полунапорный режим работы, когда вода заполняет все сечение трубы только на части ее длины (со стороны входа).
 
В зависимости от формы поперечного сечения трубы делятся на круглые, прямоугольные, треугольные и трапецеидальные (только деревянные). По числу параллельно поставленных труб в одном сооружении различают одно-, двух- и многоочковые трубы. Основные элементы трубы: звенья или секции трубы, входной и выходной оголовки и фундаменты. В СССР применяются трубы преимущественно 1э сборного железобетона и бетона. Секции труб, составленные из звеньев длиной 1—2 м (а для круглых труб диаметрами 0,5—0,75 м до 6 м), разделяются вместе с фундаментом сквозными деформационными швами, исключающими образование трещин при осадке под воздействием неравномерного по длине трубы давления грунта и веса подвижной нагрузки. Оголовки труб, предназначенные для обеспечения плавного входа и выхода водного потока, поддержания откосов насыпи и предохранения входного и выходного отверстий трубы от засыпания грунтом, делаются различной геометрической формы.
 
Наиболее распространены оголовки раструбного типа. В оголовках типов 2 и 5 перепад от подпорного горизонта у входного отверстия происходит в пределах оголовка. При оголовках типов У., 3 и 4 перепад осуществляется частично внутри трубы и, чтобы не увеличивать ее высоты на всем протяжении, у входного отверстия устраивают повышенные или конические звенья. Фундаменты труб делаются сборными из бетонных блоков или монолитными бетонными. Звенья труб отверстием до 1 м иногда укладывают непосредственно на щебеночно-песчаную или гравийно-песчаную подушку, а при благоприятных инженерно-геологических условиях — на спрофилированное естественное основание. Действующий типовой проект предусматривает унификацию сборных железобетонных элементов труб с отверстием от 0,5 до 4 м, круглого и прямоугольного сечения для железных и автомобильных дорог.
 
Наружные поверхности железобетонных и бетонных труб покрывают гидроизоляцией: обмазочной (горячая или холодная битумная мастика) при одноочковых или оклеечной (два слоя битумизированной ткани между тремя слоями битумной мастики) при двух- и многоочковых трубах. Для предохранения от размыва конусы насыпи и лоток на подходах к трубам укрепляют одиночным или двойным мощением, а также монолитным бетонным покрытием. В опытном порядке применяются сборные бетонные и асфальтобетонные крепления в виде отдельных плит или тюфяков. Толщина засыпки грунта над трубой принимается не менее 0,5 м для автомобильных и 1,0 м для железных дорог.
 
Оголовки — раструбные в сочетании с коническими для круглых и повышенными звеньями для прямоугольных труб. В сборных конструкциях фундаментов предусмотрены лекальные блоки для опирания звеньев круглых труб, что исключает работы по устройству обоймы на месте строительства. Автодорожные круглые трубы диаметрами 0,5 и 0,75 м, а также 1м (как вариант) запроектированы бесфундаментными с портальными оголовками.
 
Для типовых проектов трубы приняты безнапорный и частично, для пропуска максимального расхода воды, полунапорный режимы работы. В условиях вечной мерзлоты и наледеобразования, а также на косогорах трубы строятся по индивидуальным проектам. Звенья железобетонных труб изготавливают, как правило, в металлических вертикальных виброформах, а также (при длине звена 4—6 м) методом центрифугирования (см. Трубы бетонные и железобетонные). Монтаж сборных железобетонных труб осуществляется автомобильными или гусеничными кранами грузоподъемностью 5—10 т (рис. 4). На косогорах иногда используются легкие кабель-краны.Металлические трубы изготовляются из волнистой (гофрированной) стали. В США применяются гофрированные трубы диаметрами от 0,3 до 4,5 м из стали толщиной 1—2 мм.
 
При небольших диаметрах секции изготовляются целиком, а при больших — отдельными сегментами, свариваемыми при монтаже. Секции укладываются на подготовленные грунтовые основания и соединяются между собой накладными гофрированными манжетами, а иногда, кроме этого, заключаются в бетонную обойму. Преимущество стальных труб — небольшой вес и простота монтажа. Однако применение их весьма ограничено из-за необходимости затраты металла специальных марок.
 
 
Лит.: Евграфов Г. К., Мосты на железных дорогах, Зизд., М., 1955; Рысаков В.Н., Янковский О. А., Опыт строительства косогорных водопропускных труб, тельетво», 1962, № «Транспортное строительство 2; Технические условия проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб (СН 200—62), М., 1962; СНиП, ч. 2, разд. Д, гл. 7. Мосты и трубы. Нормы проектирования, М., 1963; СНиП, ч. 3, разд. Д, гл. 2. Мосты и трубы. Правила организации и производства работ, приемки и эксплуатации, М., 1964.
 
 
 

« ТРУБОУКЛАДЧИК ТРУБЫ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ »


Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова
 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Термины - Крыша
Лестницы