Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 



ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗДАНИЯ

 
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗДАНИЯ —  в зависимости от состава специальностей обучения различаются по профилю: университеты, политехнические, машиностроительные, сельскохозяйственные, экономические, медицинские, педагогические и другие. По количеству студентов и по системе обучения (дневные, вечерние, заочные - раздельно или с комбинациями этих систем). —    Технические вузы размещаются преимущественно в районах промышленных предприятий данного профиля, иногда объединяются с ними (заводы-втузы), сельскохозяйственные вузы — близ центральных усадеб опорных совхозов (совхозы-вузы) и т. п. При строительстве нескольких вузов в одном городе целесообразно объединение их в один комплекс (Ташкентский вуз городок, Хабаровский и Иркутский комплексы вузов). Необходимая площадь участка в расчете на 1 студента составляет 150— 180 м2; участок обычно делится на 3 зоны: учебно-хозяйственную (главные и учебно-лабораторные корпуса, учебные мастерские, хозяйственные и энергетические здания и т. п.), спортивную (спортивное ядро, спортивные павильоны, манежи, площадки и т. п.), жилищно-бытовую (студенческие общежития, жилые дома профессорско-преподавательского состава, коммунальные, бытовые, торговые, лечебные, детские и т. п. учреждения). Жилье предусматривается для студентов, профессоров, преподавателей и обслуживающего персонала на 60— 100% общего их числа в зависимости от места расположения вуза по отношению к городу.
 
Плотность застройки учебно-хозяйственной зоны —10—15%, площадь озеленения — 50% и более от площади участка.В университетах, технических и сельскохозяйственных вузах объем учебных зданий принимается из расчета 50—60 м3 на 1 студента, в гуманитарных вузах — 30—35 м3. В целях экономичности и удобства эксплуатации все помещения размещаются преимущественно в одном здании. Количество этажей — не более 4—5, что позволяет обходиться без лифтов. В центральной части (блоке, корпусе) располагают наиболее посещаемые и многолюдные помещения: учебные помещения общенаучных (общетехнических) кафедр для обучения студентов младших курсов, большие лекционные аудитории, библиотека, актовый зал, администрация, общественные организации и т. п. В крыльях удобно размещать факультеты и специализированные (профилирующие) кафедры. Лаборатории с особым технологическим оборудованием и режимом работы, сопровождающимся выделением тепла, пыли, шума и др., выносятся в отдельные учебно-лабораторные корпуса, по возможности соединенные с главным учебным корпусом отапливаемыми переходами. Некоторые учебно-лабораторные здания (ветеринарные клиники, обсерватории и др.) в силу специфических условий работы имеют полосы отчуждения и располагаются отдельно от других учебных зданий.
 
В вузах с большим количеством студентов выделяются в самостоятельные здания библиотеки, актовые залы, спортивные залы, администрация, некоторые факультеты. Распространен как наиболее оправдавший себя прием компоновки корпусов в единый организм, т. н. «гребенка» (ряд параллельных корпусов, соединенных между собой корпусом или переходом в перпендикулярном направлении). Утвердился также принцип свободной планировки зданий на участке в соответствии с условиями рельефа и требованиями к ориентации по странам света, вместо применявшихся в прошлом строго симметричных композиций.
 
При компоновке учебных зданий помещения факультетов или кафедр концентрируются у лестничных клеток (при размещении на нескольких этажах). Основные пути движения студентов в перерывах между занятиями принимаются кратчайшими, по возможности с исключением встречных потоков; группируются помещения с однородными строительными решениями, однотипным инженерным оборудованием и коммуникациями; предусматривается возможность независимой от учебного процесса эксплуатации актового и спортивного залов, библиотеки, столовой. Помещения с тяжелым технологическим оборудованием располагаются преимущественно на 1 этаже, а чертежные залы, лаборатории с усиленной вентиляцией — на верхнем этаже; крупнопролетные помещения размещаются либо на грунте, либо под крышей над помещениями меньшего пролета.
 
Перечень и количество учебных помещений определяются расчетом по учебным планам и количеству ежегодного приема по специальностям; вместимость аудиторий устанавливается из расчета: полгруппы (13 человек — аудитории для занятий иностранным языком, лаборатории с малым коэффициентом использования во времени), группа (25 человек — аудитории для практических и семинарских занятий, учебные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, залы черчения, курсового и дипломного проектирования и т. п.) либо кратно группе (50, 75, 100 человек и более — лекционные аудитории). Площади отдельных помещений зависят от характера оборудования и условий занятий. В расчете на 1 место в лекционных аудиториях приходится в среднем 1 м2, в групповых и полугрупповых аудиториях —1,3—1,4 м2, в чертежных залах — 3,0 м2, в учебных кабинетах — 2,0 м2 и более, в лабораториях — 2,8 м2 и более.
 
Спортзалы принимаются по нормам проектирования спортивных сооружений. Общая площадь учебных помещений составляет 40—45% полезной площади. При специализированных аудиториях (физических, химических) на 150—300 мест, лабораториях, чертежных предусматриваются препараторские, хранилища приборов и др. Рядом с лекционными аудиториями на 100 и более мест располагаются рекреации площадью 25% от площади аудиторий. Вместимость студенческих читальных залов в библиотеках определяется в 10% от количества студентов (2 м2 на 1 место), читальных залов для профессоров и преподавателей — 1% от количества студентов (3 м2 на 1 место), вместимость книгохранилищ определяется из расчета 100 томов на 1 студента, площадь —1м2 пола на 450 томов при одноярусном хранении книг. В библиотеках предусматривается свободный доступ читателей к книгам. Вместимость актового зала —50—25% от количества студентов (по 0,7 м2 на 1 место); при актовом зале предусматривается фойе площадью 25—30% от площади зала. Вестибюль с гардеробом рассчитывается по норме 0,25 м2 на 1 чел. Количество посадочных мест в столовых —10% от количества студентов и 2%—в буфетах. В мужских уборных на 50 мужчин 1 унитаз и 1 писсуар, в женских уборных на 30 женщин 1 унитаз. Входы в уборные — через умывальные- курительные.
 
В большинстве помещений коэффициент естественной освещенности должен быть не меньше 1,5 %, в чертежных — 2 %. Расположение окон в аудиториях, чертежных должно быть левосторонним. По условиям видимости длина лекционных аудиторий не должна превышать 21 м, при вместимости 100 человек и более устраивается амфитеатр. Амфитеатр целесообразен и в актовом зале.
Повышенные требования к акустике лекционных аудиторий и актовых залов ограничивают внутренний объем этих помещений в пределах 3—4,5 м3 на 1 место. Помещения в зданиях вузов имеют преимущественно прямоугольную форму; исключение иногда составляют большие лекционные аудитории и актовые залы, сооружаемые трапецеидальной формы. Наиболее экономична плановая система зданий вузов — коридорная с двухсторонним расположением помещений, с пролетами (в м) 6+3 (коридор) 4-6, с конструктивным шагом 6 м, с планировочным модулем 3 м, высотой этажа 3,3 м, а для большепролетных помещений — 4,2 м и более (кратно 0,6 м). Помещения площадью до 100 м2, вписанный каркас с навесными стеновыми панелями. Фундаменты, перекрытия, лестницы, покрытия — сборные железобетонные.
 
Системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, вентиляции рассчитываются на потребности бытовые и технологические. В отдельных лабораториях применяется кондиционирование воздуха. В странах с тропическим климатом предусматривается сквозное проветривание и горизонтальные потолочные вентиляторы (фены).   
 
Наиболее прогрессивное конструктивное решение учебных зданий вузов — пол различного напряжения. Искусственное освещение — преимущественно люминесцентное.
Во всех учебных зданиях предусматриваются электрические часы (в коридорах, вестибюле, фойе); телефон для внутренней и городской связи; радиофикация от собственного радиоузла с включением в городскую сеть. Актовые залы и большие лекционные аудитории кинофицированы, оборудуются установками для усиления звука; внедряется учебное телевидение.
 
Размещение магистральных инженерных коммуникаций осуществляется вдоль коридоров за подшивными потолками, в каналах под коридорами нижнего этажа и в технических этажах над коридором верхнего этажа. Вертикальные инженерные коммуникации (вентиляционные каналы, кабель электросети, стояки водопровода и т. п.) размещаются в двойных перегородках, отделяющих помещения от коридоров.
 
Разработана и применяется серия типовых проектов зданий высших учебных заведений. Типовые проекты главных учебных корпусов, в зависимости от количества студентов, обычно используются для вузов широкой группы различных профилей; типовые проекты учебно-лабораторных корпусов, учебно-производственных мастерских, клиник и т. п. применимы к условиям вузов определенного профиля. Стоимость учебных зданий без оборудования и мебели в расчете на 1 студента составляет 600—700 руб., а стоимость мебели и оборудования (вузов негуманитарных)—200—250 руб.
 
 
 

« ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР (ВДНХ) ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Архитектура зданий
Планировки однокомнатных квартир
Интерьеры кухни - идеи