Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Архитектурное бюро Глушкова

УЛИЦА

 
УЛИЦА — часть территории города, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, застроенная, как правило, вдоль трассы различными зданиями и сооружениями. В современном городе система улиц определяет его планировочную структуру, занимая 20— 25% городской территории. Она делит территорию города на микрорайоны, жилые и промышленные районы, центральная часть, складские и коммунальные зоны и вместе с тем соединяет их между собой кратчайшими путями. Система улица в современном городе строится из расчета, что продолжительность массовых поездок населения, с учетом подходов к общественному транспорту, не должна превышать 30—35 мин. Основные требования городского движения к улице: обеспечение быстроты, безопасности и удобства передвижения. Улицы формировались на протяжении столетий.
 
В истории градостроительства известны выдающиеся примеры сооружения улиц (улица Колонн в Пальмире, 2—3 века; улицы Уффици во Флоренции, 16 век; улица Ри-воли в Париже, 17 век; Невский проспект в Петербурге, 18—19 века и другие). В древнерусских городах улицы складывались по пути к крепостным воротам и далее к Соборной площади Кремля (Киев, Владимир, Новгород, Псков, Москва, Рязань, Ярославль и др.). В 18—19 веках развивались города с регулярной планировкой, и улицы принимали прямолинейное направление, четко расчлененные площадями (Одесса, Кременчуг, Ростов-на-Дону и др.). Для 20 века характерно острое противоречие между исторически сложившимися улицами и интенсивным развитием городского движения. Узкие улицы-коридоры ограничивали возможности быстроходного транспорта (особенно в часы «пик»), что обусловило коренную перестройку уличной сети.
 
В крупных городах Европы и США сооружались сложные транспортные развязки в разных уровнях, туннели, эстакады, специальные обходные и дублирующие городские дороги. Крупные работы по переустройству улиц осуществлены в городах СССР (см. Реконструкция города). Улицы по своему назначению подразделяются на магистральные, улицы общегородского значения, предназначенные для связи между собой основных районов города, крупных общественных центров и внешних транспортных коммуникаций. Магистральные улицы районного значения предназначены для связи между районами и магистралями общегородского значения с автостоянками вне проезжей части, а улицы местного движения для подъезда и подхода к жилым и производственным зданиям, исключают транзитное движение.
 
Пешеходные улицы предназначены для связи внутри жилых районов и микрорайонов, а также между ними и местами приложения труда, общественными центрами и остановками общественного транспорта, обеспечивающие пешеходам движение, изолированное от транспортных потоков. В городах СССР на долю магистральных улиц приходится по площади 30—40% всей уличной сети. Расстояние между ними принимается 800—1200 м. В крупных городах большое значение имеют магистральные улицы скоростного движения для пропуска транзитного пассажирского и грузового транспорта и связи между собой отдаленных пунктов города.
 
Благодаря полному разобщению транспортного и пешеходного движения и редким перекресткам, которые решаются в разных уровнях, скорость на таких магистралях не ограничивается. Кроме указанных улиц, встречаются парковые улицы, не имеющие застройки и служащие, главным образом, для прогулок и отдыха. К этой категории улиц относятся, например, улицы по склонам Днепра в Киеве, на Сололакском хребте в Тбилиси и другие. Среди улиц нередко выделяется главная улица, на которой обычно располагаются крупные общественные здания (административные, торговые, зрелищные и др.).
 
Трамвайное и грузовое автомобильное движение на главной улице исключается. К таким улицам относятся, например, улица Горького и улица Калинина — Кутузовский проспект в Москве, Невский проспект в Ленинграде, улица Крещатик в Киеве, улица Ленина в Минске и др. Улицы включают проезжую часть, тротуары, зеленые насаждения, ограждения, фонари, дорожные знаки и другие элементы благоустройства. Ширина улиц определяется красными линиями и зависит от интенсивности движения и состава транспортных потоков. Для магистральных улиц общегородского значения ширину в красных линиях рекомендуется принимать в пределах 40—65 м, магистральных улиц районного значения — 30—45 м, улицы местного значения — 25—30 м. Ширина улиц, особенно на перекрестках, должна обеспечивать возможность создания в дальнейшем скоростной магистрали, устройства развязок пешеходного и автомобильного движения в разных уровнях.
 
Улица в современном городе имеет сложный комплекс подземных инженерных сооружений, состоящий из коллекторов, трубопроводов и кабелей различного назначения, включая подземные пешеходные переходы. Зеленые насаждения располагаются между проезжей частью и тротуаром, на полосах, ширина которых принимается от 0,8 (при посадке кустарника) до 5 и более метров (при многорядной посадке деревьев). Для пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха устраиваются бульвары, шириной не менее 10 м, которые рекомендуется размещать между проезжей частью и тротуаром.
 
Выбор направления улицы, как правило, учитывает направление господствующих ветров для проветривания, особенно в южных районах, где важен доступ в город ночных бризов, несущих прохладу с гор (Фрунзе, Алма-Ата), защиту от «сквозняков» при сильных ветрах (Волгоград, Новороссийск) и снежных заносов (Норильск, Воркута). При выборе трассы улицы учитываются также требования инсоляции. Так, меридиональное (С. — Ю.) направление обеспечивает равномерные условия естественного освещения помещений в зданиях с обеих сторон улицы; экваториальное (В.—3.) направление создает различные условия освещения помещений по трассе улицы.
 
Искусственное освещение улицы способствует безопасности движения и архитектурной выразительности города. Равномерность освещения улиц, в зависимости от их категории, достигается размещением на равных интервалах светильников над проезжей частью и тротуарами. Световые сигнальные установки (светофоры, дорожные знаки и др.) размещаются у перекрестков, переходов и на участках, требующих повышенного внимания водителей транспорта и пешеходов. Световое оформление крупных общественных зданий, витрин магазинов, реклам выявляет характер улиц, и украшает панораму вечернего города.
 
 
Лит.: Баранов Н. В., Современное градостроительство, М., 1962; Справочник проектировщика, [т. 6] — Градостроительство, М., 1963; Страментов А. Е., Городские улицы и дороги, 2 изд., М., 1955; ПОЛЯКОВА. А., Городское движение и планировка улиц, М.—Л., 1953; Проблемы советского градостроительства, вып. 7 — Вопросы городского движения и транспорта, М., 1959; СНиП, разд. К, гл. 3. Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования, М., 1963.    Л. Н. Кулага.
 
 
 

« УДАР в динамике сооружений УНИФИКАЦИЯ в строительстве »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Термины - Крыша
Лестницы