Об эстетике градостроительства

Произведения архитектуры, являясь объектом материального производства, принося практическую пользу для жизни общества, несут в себе функции искусства, поскольку отображают окружающую действительность и активно воздействуют на сознание человека. Задачи их практической полезности и художественной идейности определяются обществом.

Капитализм выхолостил из архитектуры ее высокое общественное содержание. В наше время конфликт между капитализмом и передовыми идеями архитектуры обострился до крайности. Все больше и больше теоретиков зодчества приходит к выводу, что истинный расцвет;

архитектуры возможен только в условиях коллективной собственности и государственного планирования.

Известный немецкий архитектор Вальтер Гропиус в одной из своих статей, опубликованной в 1964 году во французском журнале, писал: «Битву за жилище мы почти проиграли, но мы рискуем потерять еще больше, если не решимся посмотреть в лицо проблеме строительства крупных жилых массивов, то есть тому препятствию, каковым является частная собственность на землю. Не подлежит сомнению, что требования коллективной организации города предполагают новые условия коллективной собственности». Гропиус, конечно, далек от идей коммунизма. Он ограничивается общегуманистическими протестами против капиталистической действительности. Но его грустный вывод о положении современной архитектуры капитализма, которую расхваливают официальные критики, понятен всем прогрессивным людям.

В капиталистических условиях индустриализация строительства в конечном счете нацелена на получение максимальной прибыли. Земля стала объектом торга и спекуляции. Градостроительство низведено до службы разделения земельных участков.

У буржуа нет никаких идеалов, кроме бизнеса. У него большой капитал, и он хочет, чтобы об этом знал весь мир. Его универсальный магазин, банковская контора должны походить на античный храм, на дворец эпохи Ренессанса. Рекламная архитектура стала средством борьбы за интересы буржуазии, средством компенсации убожества ее идей и ограниченных возможностей государственной экономики.

На передний план выдвинулись чисто формальные архитектурные решения. Многие буржуазные архитекторы, отравившись ядом формализма, превратились в высокооплачиваемых слуг при дворах финансовых тузов. Они остаются далеко в стороне от тех мест, где во всем своем уродстве проявляется подлинное лицо капиталистического города нашего времени, не принимают никакого участия в работе тех, кто пытается создать новые типы жилищ для масс. Это подтвердила и уже упоминавшаяся выставка «Архитектура США».

Крупный чикагский архитектор конца прошлого века Луис Салливен первым повел наступление на пошлые буржуазные вкусы. Его идеи, заключающиеся в том, что форма соответствует функции, что архитектура - это великое общественное искусство, которое должно «интерпретировать и предвосхищать» реальную жизнь простого народа, были встречены насмешками и презрением буржуазии. Затравленный богачами, этот великий архитектор умер нищим в трущобах Чикаго. Такова же судьба и другого выдающегося американского архитектора, ученика Салливена - Франка Ллойда Райта. Его признали все прогрессивные архитекторы мира, а в Америке он был окружен враждебностью, жил в постоянных поисках заказов.

Критерием нового, социалистического стиля архитектуры является истинная демократичность и массовость строительства, технический прогресс строительного производства.

Уничтожив классовую дифференциацию и изоляцию человека от общества, социалистический строй создает новые общественные потребности и взгляды, новые взаимоотношения между людьми. Это находит отражение в планировке строящихся микрорайонов и их центров, во взаимосвязи городов и ландшафта.

Пространственная композиция становится первостепенным требованием градостроительства. Комплексы дворцовых и культовых зданий, которые до революции монопольно выступали в роли архитектурных ансамблей, исчезают из нашей архитектуры и сохраняются лишь как памятники прошлого.

Прежние поселения людей возникали постепенно, в результате слияния малых и больших строений, по мере роста потребностей общества и развития техники. Сегодня на наших глазах в течение нескольких лет вырастают обширные жилые и производственные комплексы, функциональные и эстетические свойства которых не могут подчиняться случайности развития, - они задумываются заранее. Ныне роль ансамблей перешла к жилым массивам, ставшим господствующим видом городской застройки. Это не кварталы с замкнутыми тесными дворами, а микрорайоны и целые жилые районы с открытыми озелененными пространствами, омываемые воздухом и солнцем.

Социалистическая индустриализация строительства - это типовое проектирование, унификация заводских методов домостроения, комплексная застройка на единой технологической основе. Требования технологии, экономики, техники, позволяющие добиваться в строительстве максимальной простоты, ясности, единства, распространяются в равной мере и на решение архитектурно-художественных задач. Индустриальные методы не только не усложняют художественные проблемы градостроительства, а наилучшим образом способствуют их решению.

Печать капиталистических стран нередко поднимает вопрос о том, что якобы в советской архитектуре ярко выражен диктат техники и наметился возврат к конструктивизму. Такие рассуждения - плод полного непонимания или сознательного игнорирования радикальных изменений социально-экономических условий развития архитектуры в Советском Союзе.

При индустриальных методах строительства здание или сооружение становится объектом машинного массового производства. Этот новый индустриальный технологический процесс требует не только применения типового проектирования, но и стандартизации всего строительного производства. Проект становится общеприменимым, типовым как в части функциональной и строительно-технической, так и архитектурно-художественной. В основу его должно быть положено ясное представление о градостроительных связях. Такое проектирование нельзя трактовать только как экономическую и технологическую необходимость. Архитектурно-художественные задачи определяются новыми, социалистическими отношениями людей. Поэтому типовой проект, являясь продуктом социалистической архитектуры, должен обеспечивать полное их решение, в наивысшей степени отвечать всем требованиям нового общества.

Индустриальные методы строительства требуют совершенно особой тектоники сооружения, обусловленной заводским изготовлением сборных элементов и их монтажом. Крупноблочный метод принципиально не отличается от кирпичной кладки. В обоих случаях происходит кладка фасадной стены, которая воспринимает нагрузки от перекрытия. Но если кирпичная стена представляет собой практически монолит и оконные проемы размещаются более или менее свободно, то стена из крупных блоков соответствует определенной модульной системе.

Крупнопанельное строительство является принципиально новым направлением. Ему свойственна совершенно иная тектоника, ничего общего не имеющая с кирпичной кладкой. Панели фасада не воспринимают нагрузки от перекрытий, а ограждают внутренние помещения и являются жестким элементом, скрепляющим все здание. Фасад становится одеждой здания.

Индустриальное домостроение, основанное на единстве модульной сетки, не предъявляет к архитектору каких-то особых, ранее неизвестных требований. Главный его признак - развитие комплексного метода, основанного на едином технологическом процессе, поточном производстве с применением типовых проектов.

Признавая связь эстетики со строительной техникой, мы отказываемся от средств, удовлетворяющих только художественный замысел. Из арсенала художественных приемов выбираются лишь те, которые^ отвечают требованиям массового строительства, то есть просты, повто-' римы. Такое ограничение не только не умаляет достоинств архитектурного произведения как произведения художественного, а, наоборот, ведет к единству его важнейших качеств.

Типизация строительства - творческий процесс, так как все, что производится серийно, требует высокого технического и эстетического качества. Наиболее яркие периоды развития архитектуры свидетельствуют о том, что всюду, где зодчий стремился к целостности произведения, изящным пропорциям, ритму, контрасту, он повторял определенные художественные приемы, элементы здания, части плана, фасада. Метод заводского домостроения создал благоприятные условия для творческих дерзаний архитекторов и инженеров.

В условиях массового индустриального строительства центр тяжести решения эстетических проблем сосредоточивается главным образом на архитектуре жилых комплексов в целом. В то же время ни разнообразие ансамблей микрорайонов, ни богатство объемно-пространственных композиций отдельных групп домов не снимают задачи художественного решения самого здания. Типовые дома должны быть не только целесообразны по своим функциям и подчинены общей композиции, но и красивы сами по себе.

В 1946-1950 годах, когда в нашей стране развертывалось массовое жилищное строительство, был впервые разработан и внедрен в практику серийный метод типового проектирования. Он основан на использовании единых планировочных параметров домов и строго ограниченного числа конструктивных элементов. Серии жилых зданий рассчитаны на применение в различных градостроительных условиях.

Для начального периода развития крупнопанельного домостроения в СССР было характерно решение преимущественно инженерно-технических задач. Вопросы архитектуры отодвигались на второй план. Это было связано с применением предельной унификации планировочных решений домов, продиктованной в свою очередь поисками наиболее простых, но высокопроизводительных систем машин для производства крупных элементов зданий. Все было подчинено интересам и требованиям технологии заводского производства. Предприятия, как правило, выпускали наборы деталей на один-два типа домов. Это во многом определило архитектурные недостатки новых жилых районов.

Дальнейшее развитие индустриального строительства, необходимость повышения качественного и эстетического уровня жилых зданий ставили перед учеными и проектировщиками новые задачи по совершенствованию методики типизации.

Проекты жилых домов выпуска 1957-1959 годов отличались более прогрессивными качествами. Но и они не отвечали необходимым бытовым, архитектурным и технологическим требованиям.

В течение 1963-1964 годов проведена большая работа по улучшению действующих типовых проектов с сохранением основных конструктивных и технологических параметров. Количество типов квартир увеличено с трех-чётырех до семи-восьми. Причем каждый из них разрабатывается в нескольких вариантах с общей площадью по верхнему и нижнему пределам норм. Предусмотрена возможность увеличения числа встроенных шкафов и оборудования, устройства дополнительных балконов и лоджий.

Внедрение в нашей стране строительно-климатического районирования послужило основой для перехода к так называемым зональным сериям типовых проектов. В настоящее время в номенклатуру проектов для массового жилищного строительства входит около 130 серий, разработанных применительно к различным районам страны, для разных конструктивных систем.

Дальнейшим развитием серийного метода типового проектирования явилась разработка комплексных серий жилых и общественных зданий с применением единых параметров и унифицированных конструкций. Это позволяет застраивать микрорайоны достаточно разнообразными типами зданий с использованием ограниченного сортамента сборных элементов.

Однако вследствие определенных трудностей освоения новой технологии, неоправданных волевых решений об ограничении количества типовых проектов внедрение указанных серий в практику строительства затянулось. Сейчас используется не более 20 новых серий домов, и города продолжают застраиваться в основном по проектам 1957- 1959 годов.

В нашей стране по типовым проектам строится 90 процентов жилых домов и более 80 процентов зданий общественного назначения. Практически это означает, что уровень применения типовых проектов в жилищном строительстве почти уже достиг предела, так как часть зданий будет, безусловно, возводиться по индивидуальным проектам. Вместе с тем следует отметить, что он не отвечает возросшим требованиям к архитектуре зданий городской застройки, к индустриализации домостроения. Большинство действующих серий различается в основном по конструктивным, а не архитектурно-планировочным особенностям. Это по-прежнему ограничивает возможности разнообразия и выразительности городской застройки.

Архитекторы еще слишком робко используют возможности крупнопанельного строительства. Однообразие домов не следует относить только на счет нового метода домостроения. В таком случае можно предъявить претензии конструктору текстильной машины усовершенствованного типа, если она не произведет добротных изделий из пряжи низкого качества. При наличии хороших архитектурных проектов домостроительные комбинаты будут способны обеспечить высокое качество застройки городов.

Причина многих неудач в пространственной организации новых городских микрорайонов и районов состоит в том, что за короткое время, в течение которого была создана домостроительная промышленность, нам не удалось полностью отрешиться от старых эстетических критериев, освоить новые принципы застройки. Эта трудность роста была усугублена рядом ограничений дополнительных (занижение и нивелирование этажности зданий, требование однотипности домов заводского производства, сокращение объема строительства спортивных сооружений и т. п.). Сосредоточение внимания главным образом на решении конструктивных и технологических задач строительства привело к некоторому забвению эстетических функций архитектуры.

Еще часто типовые проекты используются без учета всего многообразия градостроительных задач, с единственной целью разместить на участке заданное количество квадратных метров жилой площади.' Иногда свободную планировку понимают так: поставил здание торцами к магистрали, включил в микрорайон два-три точечных дома - вот вам и архитектурный ансамбль. Недостатки, порожденные такой практикой, в сочетании с низким качеством строительно-монтажных работ и плохим благоустройством территорий и приводят к появлению в наших городах унылых кварталов и микрорайонов. Этим зачастую дискредитируются крупнейшие достижения нового этапа развития советской архитектуры.

Если понимать под качеством строительства повышение капитальности зданий и уровня их санитарно-технического благоустройства, то оно за последние годы неизмеримо возросло. Возможность добиться этого дало сборное индустриальное домостроение. Дальнейшее повышение качества зданий с эстетической точки зрения тесно связано с улучшением технического оснащения домостроительных предприятий.

Многого можно добиться, придав объемам зданий большую пластичность и критически пересмотрев привычные элементы фасадов. Вряд ли нужны, например, во всех домах балконы, требующие сложного крепления. В пятиэтажных зданиях жильцы почти не пользуются балконами, выходящими на магистрали. Следует чаще применять лоджии, они более удобны и красивы. Необходимо смелее использовать и другие средства архитектурной выразительности - выступы и запады, контраст остекления и панелей, цвет. Современная техника позволяет делать все это, не усложняя строительства.

Ныне созданы необходимые условия для повышения этажности зданий. В ряде городов производственная база крупнопанельного строительства позволяет перейти к возведению домов в пять, девять, шестнадцать этажей. Это не только существенно улучшит экономические показатели застройки и использования земли, но и положительно скажется на архитектурном облике новых районов.

В настоящее время начата разработка новых серий типовых проектов для строительства в 1970-1975 годах. Новая методика проектирования предполагает более свободную вариантность зданий различного назначения на основе применения унифицированных стандартных или типовых элементов. Это обеспечит более высокий уровень архитектуры, соответствующий современным требованиям и отвечающий разнообразию климатических и градостроительных условий. Пользование стабильным сортаментом строительных изделий, безусловно, сделает типовое проектирование более гибким и свободным.

Важным условием повышения качества архитектуры жилых районов являются благоустройство и озеленение внутриквартальных территорий, внешнее оформление магистралей. У нас многое сделано для того, чтобы избавить проектирование и строительство жилых и общественных зданий от украшательства и помпезности, противоречащих удобству, экономике, здравому смыслу. Но нельзя допускать другой крайности, рассматривая элементы искусства как излишества.

 

см. ещё:

Домостроительные комбинаты СССР

Города- спруты 

Знание истории градостроительства 

Проекты первых советских генеральных планов городов

Многоэтажное жилое строительство

Урбанистика

Крупнопанельное строительство

Конструктивизм

Индустриальное строительство

Градостроительство

 



« Завод строит дома (продолжение) Советские города сегодня и завтра »






 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     


 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото