Обслуживание населения

В результате научных исследований и накопленного практического опыта в нашей стране выработана определенная методика решения основных градостроительных проблем.

Начальным и самым важным этапом строительства является проект районной планировки. Он позволяет наиболее рационально группировать промышленные предприятия, являющиеся главным градообразующим фактором, и, следовательно, наиболее целесообразно нормировать расселение жителей. В этом проекте предусматривается комплексное решение всех вопросов развития экономических районов и их планировочной организации. А вопросов этих очень много: использование природных ресурсов, резервирование территорий с благоприятными бальнеологическими факторами, охрана природных заповедников, выявление мест и маршрутов массового туризма, борьба с эрозией почв, загрязнением рек, улучшение ландшафта и т. п.

Масштабы проектных работ по районной планировке еще недостаточны, а их качество не всегда отвечает современным требованиям. Это является главной причиной чрезмерной концентрации населения в крупных городах. В настоящее время схемами и проектами районной планировки охвачена территория в миллион, квадратных километров, в то время как из 22,4 миллиона квадратных километров площади страны обжита только половина. Другая половина территории мало населена, но обладает огромными минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами.

Жилища составляют главное содержание города. Один из важнейших принципов социалистической застройки городов гласит: «каждой семье - отдельную благоустроенную квартиру».

В отличие от капиталистических стран, жилищное строительство в СССР наряду с удовлетворением насущных нужд населения служит развитию коммунистического быта. У нас в понятие «жилище» входит не только квартира, но и целая сеть общественных учреждений. Объединение жилища с общественным обслуживанием - основа структурного формирования жилой зоны городов, принципиально новая направленность градостроительства.

Наиболее целесообразная в современных условиях организация всестороннего культурно-бытового обслуживания населения строится на принципе приближения соответствующих учреждений и предприятий к потребителю.

Исследования и практика показали, что система обслуживания населения должна состоять из трех ступеней.

К первой ступени относятся учреждения и предприятия повседневного пользования - столовые, кафе, магазины, ателье, школы, детские сады и ясли, учреждения культурно-просветительного назначения. Все они должны располагаться на территории микрорайона с населением 6-12 тысяч человек.

Вторую ступень обслуживания составляют учреждения и предприятия периодического пользования - кинотеатры, клубы, библиотеки, рестораны, районные больницы, поликлиники, родильные дома, спортивные залы, размещаемые в радиусе пешеходной доступности- 1200- 1500 метров. Они рассчитаны на обслуживание населения жилого района с населением 25-50 тысяч человек. За исключением учреждений медицинского обслуживания, они должны размещаться в общественном центре района.

К третьей ступени обслуживания относятся учреждения и предприятия общегородского значения, которые посещаются населением эпизодически. Это театры, музеи, городские спортивные и торговые центры, выставки, различные административные учреждения.

Лесопарки, пляжи, водные станции, гостиницы, пансионаты, туристские базы и т. п., расположенные в пригородной зоне, относятся к четвертой ступени обслуживания.

При общем функциональном содержании формы планировки и застройки жилых районов и микрорайонов весьма разнообразны и зависят от местных природно-климатических особенностей, величины города, экономических соображений.

Организация четкой работы городского транспорта является очень важной и в то же время сложной проблемой. Одним из самых существенных показателей уровня жизненного комфорта в современном городе считается время, затрачиваемое населением на повседневные поездки. Эту проблему не могут решить только одни технические специалисты.

Большую помощь им могут и должны оказать градостроители, архитекторы.

За текущую пятилетку предусматривается увеличить выпуск легковых автомобилей с 201 тысячи в 1965 году до 700-800 тысяч к 1970 году. В связи с ростом благосостояния наших советских людей резко возрастет число легковых автомобилей индивидуального пользования. Для того чтобы избежать трудностей, характерных для крупных капиталистических городов, необходимо подготовить наши города к этому значительному росту автомобильного парка.

Почти повсеместный недостаток построения уличной сети - нехватка магистральных и дублирующих их улиц, недостаточная ширина их проезжей части и тротуаров, отсутствие транспортных направлений, идущих в обход центра города, частые перекрестки, плохая изоляция жилых домов, расположенных вдоль магистралей, от шума и пыли.

В последнее время значительно расширилось жилищное строительство на окраинах городов. В связи с этим возникает вопрос о создании наряду с подземными наземных транспортных магистралей скоростного движения. Они должны быть проложены вне улиц на разных уровнях и только в центре города проходить через тоннели. Автомобильные дороги должны устраиваться по возможности в разрывах городской застройки, в обход существующих и строящихся жилых районов.

Примером наиболее гибкого и эффективного решения транспортной проблемы является Москва. Наша столица избежала транспортного кризиса и успешно преодолевает трудности, связанные с быстрым ростом автомобильного движения, чего не удается добиться ни одной столице капиталистических стран.

Городские и районные магистрали являются основой планировочной структуры города, осями его композиционного построения. Они должны располагаться так, чтобы расстояние от жилого дома до остановки транспорта не превышало полукилометра. Система транспортных магистралей должна разделять жилые районы на территории, в пределах которых размещаются микрорайоны, где не допускается транзитное движение. Протяженность улиц и площадь территорий, изолированных от транзитного движения транспорта, определяют оптимальную величину микрорайона в 25-30 гектаров.

Жилые районы и микрорайоны - органические части города. Вопросы их функциональной и архитектурно-планировочной организации должны решаться в непосредственной связи со всеми проблемами и принципами застройки города.

В зарубежной строительной практике предпринимались попытки планировки жилых районов по принципу микрорайонирования. Они преследовали цель как-то сгладить Классовые противоречия средствами градостроительства. Но эти попытки оказались наивными и, естественно, ни к чему не привели. Расселение имущих и неимущих в одном микрорайоне с общим садом, спортивной площадкой, рестораном и церковным приходом, предложенное буржуазными архитекторами и социологами, потерпело полный крах.

Только в условиях социалистического строя имеются все необходимые предпосылки для воспитания чувства истинного коллективизма, являющегося идеологической основой общественной сущности градостроительства. Социальные процессы быта непосредственно связаны с социальными процессами, происходящими в сфере труда. В перспективе развития населенных пунктов, безусловно, появится новое градостроительное образование, основанное на единстве процессов труда, быта и общественной жизни трудящихся - производственно-селитебный район. Соседство промышленных предприятий с жильем благодаря использованию последних достижений науки и техники может стать абсолютно безвредным. Такой район с рациональной комбинацией промышленных предприятий, научно-исследовательских и культурно-бытовых учреждений, высших учебных заведений будет служить основой для дифференцированного использования рабочей силы, увеличения трудо^ вой занятости населения, устранения различия между умственным и физическим трудом.

Градостроительство, решающее обширные и .многообразные задачи, требует значительных денежных, материальных и трудовых затрат. В связи с этим экономическая эффективность строительства должна определяться комплексно, с учетом экономики всех отраслей городского хозяйства.

Максимальный эффект при минимальных строительных и эксплуатационных затратах может быть обеспечен прежде всего путем рационального размещения промышленных предприятий и селитебных территорий, применения прогрессивных приемов планировки жилых районов и экономичных типов зданий. Большое значение имеют также определение оптимального размера города, правильный выбор системы подземных коммуникаций и приемов внешнего благоустройства с учетом местных условий.

В ряде городов на тысячу жителей приходится до 14 гектаров и более территории. При более рациональном ее распределении удельный вес площади жилых микрорайонов может быть сокращен не менее чем в полтора раза, а улиц - в два-три раза. За счет этого можно увеличить площадь, занимаемую общественными учреждениями и зелеными насаждениями.

В большинстве городов одно-двухэтажные дома занимают 60- 85 процентов территории жилых кварталов. Можно себе представить, сколько средств нецелесообразно израсходовано на планировку, работы нулевого цикла, инженерную подготовку застройки. На каждый гектар территории на эти виды работ затрачивается 50-60 тысяч рублей в средних и до 150 тысяч рублей в крупных городах.



« Советские города сегодня и завтра Большие или малые города? »


Узнай все вопросы: Терем отзывы правдивые комментарии о компании на forum-home.com.





 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Озывы  на окна (форум)
Обогреватели отзывы
     


 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото