IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВ КОМПЛЕКСНЫЙ КЛАСТЕРНЫЙ ДИЗАЙН
designkb
сообщение 24.5.2008, 10:53
Сообщение #1


пользователь
Иконка группы

Участник
*

Группа: участники
Сообщений: 3
Регистрация: 17.5.2008

Фотоальбомы



Репутация: 0


СПОСОБ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВ

ФПС в методике планировочного решения типовой квартиры. Как выбрать
гармоничный вариант планировки квартиры?
Известно, что древние греки при возведении своих сооружений использовали так называемые «аналогии». Витрувий свидетельствует: «Композиция Храмов построена на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы». Она возникает из пропорции, которая у греков называется «аналогия». Вокруг трактовки этого понятия, как и других «темных» мест, которых к Витрувия множество, его толкователи ведут ожесточенные споры, большинство, однако сходиться на том, что слово «аналогия», помимо взаимного подобия, пропорциональности частей сооружения. Означает также и соразмерность целому, которое определяется в уменьшенной графической модели будущей постройки. «Аналогия» в такой трактовке – это подобие современного чертежа. Вот как определил «аналогию» исследователь П. Ш. Захидов: «Аналогия – это прежде всего особый архитектурный чертеж, который можно построить на специальной деревянной доске, на гладко оштукатуренной поверхности, на каменной плите или на поверхности земли поблизости от будущей постройки. Своего рода «аналогии» существовали и у древнерусских зодчих. Во всяком случае такое назначение приписывает историк академик Б.А. Рыбаков так называемым «вавилонам». Это лабиринтообразные графические изображения нескольких квадратов или прямоугольников, последовательно вложенных друг в друга (?) и имеющих общий центр. «Вавилоны» встречаются на кирпичах и черепице древних построек, каменных плитах, изделиях гончаров (Иллюстрация 1). Б.А. Рыбаков называет «вавилоны» символами зодческой мудрости, в которой зашифрованы не только отношения основных единиц древнерусской системы мер, но и решения главных задач средневековой геометрии сооружений, необходимых для пропорционирования его частей и разбивки в натуре.

Многие исследователи в этой области приходят к выводу, что наиболее сложной процедурой была разбивка участка под строительства, вынос плана в натуру и говорят о первичном определяющем значении круга. По мнению Э. Месселя, античные зодчие в качестве источника гармонии использовали пропорции «платоновских тел». Это вписанные в сферу правильные многогранники с четным числом граней. Тут Мессель начинает говорить о вписанном в круг правильном десятиугольнике и о построении на его основе пропорций выраженных иррациональным числом. Не будем далее рассуждать о пропорции иначе зайдем в те же непроходимые «золотые» дебри. Отметим лишь, что известна система вписанных и описанных квадратов, дающая пропорциональную шкалу на основании которой строится пропорциональные закономерности, отношения сторон квадратов к их диагонали в системе образуют ряд: 1; корень из2; 2; 2корня из2; 4; 4 корня из 2; достоинством ряда является удвоение площади каждого описанного квадрата.
Эстетическая оценка архитектурной среды, как результат эстетического восприятия, обусловленного многосвязной системой мирозданья и представляющего собой единство чувственного и рационального познания мира, зависит от множества факторов, которые условно могут быть разбиты на три основные группы:

а) объективные качества формы-объекта восприятия;
б) объективные и субъективные качества человека-субъекта восприятия;
в) условия восприятия.

Все эти факторы возможно обобщить, измерить в качественном отношении, смоделировать и формализовать при помощи Формализующей Пропорциональной сетки (ФПС).
В этом случае компоненты архитектурной среды соотносятся таким образом, что характеризуют определенную среду не такой, какой она воспринимается, а такой, какова она на самом деле.
На основе ФПС созданы методы объемного моделирования и организации пространств и систем. Метод ФПС и Метод статичных Структур (МСС) (орнаментов)
Кратко коснемся МСС, как частного случая. Ну, а подробнее конечно будем говорить о методе ФПС, непосредственно применительно к интерьеру.

МЕТОД СТАТИЧНЫХ СТРУКТУР (МСС)

Цель метода - создание гармоничного образа жизни.

В основе Метода Статичных Структур лежит единая система пропорций, вписанных и описанных квадратов, приведенная к единой Формализующей Пропорциональной Сетке (ФПС) и построение в ней статичных структур - орнаментов.

Некоторые современные исследования позволяют связать пропорциональные ритмические композиции с электрическими колебаниями нейронов коры головного мозга. А соотношение расстояний между лучами, преломляющимися через хрусталик глаза с "золотым сечением", в результате возникает гармония между миром видимым и чувственным.
Сетчатка глаза преобразует проекции объектов, превращая пространственные величины в электрические колебания нейронов, которые передают возбуждение в зрительный отдел коры головного мозга, где воспроизводится образ объекта восприятия, затем колебания в обратном порядке, превращаются в специфические отношения, на уровне электрохимических процессов нервной деятельности.
Эти процессы описываются логарифмическими законами и сочетают в себе отношения “золотого сечения”, обладая универсальными особенностями.
Это позволяет определить параметрическую зависимость между геометрической формой и образом объекта и психосоматическим и биохимическим процессами.
Орнаменты в закодированном виде передают нам мотивационную информацию, регулирующую электрохимические процессы нашей нервной деятельности и являются интегрирующим элементом восприятия окружающей среды, как гармоничного целого.

Выбор топологической структуры для дальнейшего проектирования средового комплекса производится по альбому орнаментов на основании субъективно-объективных свойств психофизиологического состояния.

МСС обеспечивающий выполнение объективных экологических, эргономических и психофизиологических характеристик проектируемых объектов в среде Орнаментального конструирования (нового Структурного дизайна или Кластерного дизайна), Орнаментальной архитектуры (обновленной Структурной архитектуры или Кластерной архитектуры).

МЕТОД ФПС

Метод обеспечивает единство материального и психического факторов, где стабильность внутренних состояний взаимодействующего с системой субъекта, достигается средствами предметного мира. При этом создаются общие по принципу построения и различные по характеристикам пространственные системы, при этом исключена субъективная оценка формы и произвольная трактовка символов.

Метод преодолевает беспорядок своим принципом, лежащим в основе применяемых построений, и является визуальным выражением борьбы за достижение порядка внутри различий, стремясь к воссоединению и локализации геометрических и психических центров.

Метод не ставит своей целью формирование миропонимания, противоречащего общей направленности деструктивного развития нашего мира с его категориями нестабильности, иррационализма и динамизма, выражающихся в недолговечных системах современного пространства, насыщенного неуправляемыми продуктами технократического мышления.

Метод проявляется на их фоне в виде точечных локализованных центров сгущения и организации материи и позволяет обрести способность апеллировать к созидающему началу, создавая пространственную модель утерянного целостного мира.

Мы знаем, что среда обитания, созданная человеком, оказывает влияние на психику, а ее воздействие в течение длительного времени, характером своей структуры предписывает определенные нормы и образ поведения людям независимо от их психического развития.

Окружающая среда вообще влияет на человека химическим и физическим составами, а также геометрической формой.

Поэтому при формировании среды должны гармонизироваться ее совокупные характеристики.

Структурная среда настолько разнообразна, что неизбежно вызывает целый комплекс реакций - посредством которых человек объясняет среду, наделяет ее многослойным значением, обусловленным социальным, культурным и историческим развитием.

Психическое влияние на человека созданной им среды очень значительно. Настоящее время с достаточной наглядностью показывает, что созданное человеком однажды может обернуться против него и подчинить его себе. И теперь стало очевидным, как много зависит от того, насколько человек понимает то, что он привел в действие.

Восприятие окружающей среды, ее интерпретация имеют большое значение, так как с помощью этого сложного процесса человек придает смысл окружающему миру, устанавливает межвещественные и межличностные взаимоотношения, формирует отношение к среде, выбирает пространство для гармоничного времяпрепровождения.

Формирование пространственной среды при помощи Формализующей Пропорциональной сетки (ФПС) и Метода Статичных Структур (МСС), уделяет большое внимание пространственным свойствам среды, которая определяет характер поведения человека (характер изменчивости биологических структур), его общественные отношения, которые могут стимулироваться различными типами комплексов орнаментальной архитектуры.

Среда имеет непреходящее значение для развития личности, начиная с рождения. Процесс миропознания определяется соответствием или несоответствием среды объективным жизненным процессам. Всю жизнь человек ощущает структуру и функцию, значение среды, в которой находиться.

Среда, в зависимости от своей структуры, ускоряет или подавляет действия и влияет на психику человека вне зависимости от того, осознает он это или нет.

Это качество среды проявляется в процессе непрерывного и длительного взаимодействия человека с окружающей средой, формулируя единую и целостную картину при гармоничном построении, и деструктивную, разрушающуюся - при бесструктурном и хаотичном строении среды.

Структура среды влияет и на восприятие человеком времени, не физического времени, отмеряемого стрелками часов (тоже являющимися одной из моделей структуризации ), а изменяет только временную ритмичность внутреннего состояния, структурированного теперь согласно индивидуальным особенностям человека.

Отмечается, различное изменение временной ритмичности внутреннего состояния в различно структурированных средах.

Известно, что каждый человек получает при рождении пакет генетических программ развития, из которых в данных конкретных условиях реализуется лишь один.

Он-то и является для данных условий нормой. Изменились условия - включается другой пакет программ, порождающий норму для этих измененных условий.

Таким образом, статичная, уравновешенная структура создает условия для проявления и реализации не проявленных еще пакетов генетических программ.

Структурные среды построенные на основе ФПС позволяют привести в соответствие внутренние процессы восприятия среды человеком к действительным существующим пространственным структурам.
Это путь к гармонии, ведь с точки зрения психологии сам человек является организатором своей среды; познавая пространство, он сам устанавливает в нем границы, которых, в сущности нет.

Человек ищет и мысленно создает границы, которые отвечают его практическим потребностям. Не имея в действительности такой структуры, человек постоянно находится в состоянии неосознанного расщепления и прострации, это состояние становится настолько привычным, что человек перестает замечать его.

Предпринимая действие, человек концентрирует свое внимание на том, что находится перед ним. Но здесь и сейчас существует пространство “позади” нас, которое представляет такую же ценность, как и пространство впереди нас. Хотя человек его и не воспринимает, но свои действия соотносит с его существованием.

Человек, созданный как сложная гармоничная структурная система в современном мире, обусловленном социально-культурной историей, стал перед необходимостью отграничивать отдельные сегменты, придавать им целостность, задействовать постоянный внутренний процесс приведения внешнего хаоса в соответствие с первоначальной природой.

Это отнимает у него некоторое количество энергии.

Структурная среда позволяет освободить человека от этой внутренней работы, направить освободившуюся энергию в другое русло.

Гармонично построенный интерьер квартиры лишает возможности наше сознание заниматься пространством “позади” нас, так как пространство это теперь ясно и понятно и не требует участия, каких бы то ни было внутренних усилий для своей объективизации.

Восприятие людьми среды детерминировано основной идеей - идеей организации пространства: середина и окраина, центр и периферия. Эта, якобы универсальная оценочная координатная система, связана с тем, что человек воспринимает пространство вокруг себя эгоцентрически и структурирует в соответствии с противопоставлением “ центр - чужбина”. С этой точки зрения в центре действия в конце концов оказывается ”Я”, создающее вокруг себя воображаемые поля, с помощью которых оценивается среда.

Центр имеет наибольшую ценность, а объекты, более отдаленные, периферийные, имеют убывающую ценность, отчуждаются, пугают и выпадают из бытия.

Вообще-то говоря, это и есть противопоставление человеческого “Я” истинному бытию, боязнь, порожденная неверием и незнанием.

Приводя в соответствие и устанавливая равнозначные отношения между противопоставлением “центр - периферия”, посредством гармонизации пространства при помощи ФПС, человек перестает противопоставлять себя окружающему бытию, так как отпадает потребность в единовольной, субъективной структуризации.

Лишаясь этой последней опоры, пропадает неверие в гармоничное устройство бытия, якобы не могущее существовать без участия в нем человека.

Эгоцентризм со временем в таком пространстве пропадает, появляется осознание истинного “Я” человека.
“Я” , как части сообщества , находящихся в этом пространстве, человек начинает ощущать ту солидарную общность, которая направляет “единственное” ко благу многих.

Взаимодействие человека со средой строится по принципу обратной связи; действия человека помогают ему убедиться в адекватности своего восприятия, в соответствии или несоответствии среды выполняемым действиям по отношению к целому и цели действия.

Чтобы понять отношение между человеком, воспринимающим и человеком действующим, необходимо рассматривать человека в постоянном взаимодействии со структурой данной среды обитания, а среду рассматривать, как систему пространство-человек.

Системность отношений и иерархической компоновки системы пространство-человек задается и формализуется при помощи ФПС на основе которой разрабатываются статичные структуры-орнаменты и пространственные кластеры, используемые при проектировании интерьера.

В этом случае компоненты системы пространство-человек соотносятся таким образом, что характеризуют определенную среду не такой, какой она воспринимается, а такой, какова она на самом деле.

Среда оказывает на нас приятное или депрессивное воздействие, предстает чем-то экзотическим или обыденным, призывает к действию или располагает к отдыху.

Все эти чувства, возможно обобщить, измерить в качественном отношении, смоделировать и формализовать при помощи ФПС.

Экологический и психологический комфорт критерии, которые вышли на первый план в связи с работами, проводимыми в области исследования длительного влияния замкнутых пространств на человека.

Должны, а в ряде внедренных проектов, ощущаются, различия в психических реакциях вызываемые нахождением человека в различно структурированных средах.

Особенно важно, что психосоматические изменения, а следовательно и биохимические процессы можно описать при помощи зависимости такого рода изменений от показателя гармоничности структуры, Кфпс.

Предварительные данные позволяют предлагать ФПС для проектирования объектов и для создания обитаемых микро сред для Реального макетирования пространственных объектов.
Система автоматизированного проектирования созданная на основе ФПС, позволяет оптимизировать поиск дизайнерских решений на всех этапах проектирования и обеспечивает их формализацию, создавая возможности хранения и передачи информации об объектах в параметрическом виде.

Причем следует отметить адекватность принятого решения на первом этапе проектирования среды обитания, т.е. при выборе планировки квартиры, предпочтение, как правило, отдается интерьерам с высокими коэффициентами гармоничности.

Так при проведении тестирования группы из 10 потенциальных заказчиков им было предложено 10 вариантов планировки интерьера. Пять были выполнены в стиле Кластерного дизайна по методу ФПС и пять разрабатывались по традиционной методике субъективного зонирования. Все решения проходили оценку по методу ФПС.

Ставилась задача выбрать наиболее оптимальный вариант планировки. В результате было отобрано 4 варианта, все из которых были разработаны при помощи ФПС и имели Кфпс равный 0,87, 0,91, 0,94 и 0,98. Вариант с Кфпс =0,68 был отмечен, как предпочтительный из оставшихся. Результаты анализа пяти интерьеров в традиционной методике показали Кфпс равный 0,56, 0,45, 0,44, 0,37

Рассмотрим планировку типовой квартиры, оценим ее объективные характеристики и выполним планировочное и функциональное зонирование в стиле Кластерного ФПС дизайна. Пока не касаясь насыщения среды и ее стилистического решения и декорирования.

Рисунок 1.
Пока отметим, что очевидно правильно спроектированный дом должен быть ориентирован по странам света. На практике это не всегда так, почему-то до сих пор предпочтительным является ориентация зданий по розе ветров. А в некоторых случаях встречается ориентация продольных осей здания по направлению предполагаемого ядерного взрыва.
Как мы говорили выше, мы рассматриваем интерьер, как единую систему Среда-Человек, требующую комплексного подхода при решении задач в этой системе возникающих.
Здесь заметим лишь, что биохимические процессы, происходящие в организме действительно зависят от ориентации его по отношению к странам света. Ориентация и вообще все направления, в нашем случае задаются и направляется кластерной пространственной структурой.
Как меняется функц.зонирование при правильной ориентации здания, когда функциональные зоны органично вписывается в кластерную структуру и при «не правильной».
Доминирующее значение центра при планировке также важно он него как Вы помните строится психическая модель пространства центр-периферия.

Сообщение отредактировал OleLukoe - 1.12.2017, 15:02
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Ненси
сообщение 27.11.2008, 10:53
Сообщение #2


Ефрейтор
Иконка группы

Трибун
**

Группа: участники
Сообщений: 93
Регистрация: 25.11.2008

Фотоальбомы



Репутация: 2


Было бы хорошо обучиться на курсах дизайну помещений. Надо об этом подумать. С чего начать?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Похожие темы
Прикрепленное изображение Дизайн-студия White design studio - Проектирование (архитектура, дизайн интерьера)
Прикрепленное изображение Art Home Service - Дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн в Москве
Текстильный дизайн
Экспресс дизайн
Прикрепленное изображение Дизайн и декор интерьера
Сейчас: 20.1.2018, 12:30

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности