IPB Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Типизация, унификация и стандартизация в строительстве, Основы архитектурно-строительного проектирования зданий
valen1112
сообщение 18.3.2014, 10:23
Сообщение #1


Мл. сержант
Иконка группы

Квестор
***

Группа: консультанты
Сообщений: 185
Регистрация: 5.2.2014

Фотоальбомы



Репутация: 4


Глава 2. Модульная система, типизация, унификация и стандартизация в строительстве

§ 5. Типизация, унификация и стандартизация в строительстве

Выполнение грандиозной программы современного массового строительства возможно лишь на основе индустриальных методов производства работ.

Индустриализация является основным направлением развития строительства. Сущность ее заключается в превращении строительного производства в механизированный поточный процесс сборки и монтажа зданий из крупноразмерных конструкций, их элементов и блоков, имеющих максимальную заводскую готовность. Изготовляемые на специальных заводах, такие элементы обеспечивают снижение затрат общественного труда в строительстве, сокращение его продолжительности и скорейший ввод в действие объектов.

Важнейшими признаками индустриализации строительства являются комплексная механизация и автоматизация строительно-монтажных работ, максимальная сборность применяемых конструкций, массовое заводское производство унифицированных деталей, конструкций, узлов и поточные методы строительства.

Технология современного индустриального строительства основана на применении типовых сборных деталей и конструкций. Типовыми называют детали и конструкции, имеющие более рациональное решение для данного момента времени, предназначенные для многократного применения. Количество типов и размеров сборных деталей и конструкций для здания должно быть ограничено, так как изготовить большое количество одинаковых изделий проще, а монтаж их вести легче. В результате этого резко снижается стоимость строительства. Поэтому типизация сопровождается унификацией, т. е. приведением многообразных видов типовых деталей к небольшому числу определенных типов, единообразных по форме и размерам.

Для проектирования зданий массового строительства унифицированы не только основные геометрические размеры деталей и конструкций, но и основные их свойства (например, несущая способность для несущих конструкций, тепло- и звукоизоляционные свойства ограждения). Унификация деталей должна обеспечивать их взаимозаменяемость и универсальность.

Под взаимозаменяемостью понимают возможность замены данного изделия другим без изменения объемно-планировочных параметров здания. Например, взаимозаменяемы плиты перекрытий шириной 1600 и 800 мм, так как вместо одной широкой плиты можно уложить две узкие. Взаимозаменяемость изделий возможна не только по размерам, но и по материалу и по конструктивному решению тех или иных изделий или конструкций. Универсальность деталей позволяет применять один и тот же типоразмер для зданий различных видов с различными конструктивными схемами.

Наиболее совершенные типовые детали и конструкции, предложенные отраслевыми проектными организациями и проверенные в отечественном строительстве, стандартизируют, после чего они становятся обязательными для применения в проектировании и для заводского изготовления. Стандартные строительные элементы регламентируются Государственными общесоюзными стандартами (ГОСТами), в которых для деталей и конструкций установлены определенные формы, размеры и качество их, а также технические условия изготовления.

Поскольку основные размеры деталей определяются объемно-планировочными решениями зданий, унификация строительных конструкций базируется на унификации объемно-планировочных параметров зданий, которыми являются шаг, пролет и высота этажа.

Шагом (рис. 5) при проектировании плана здания называют расстояние между разбивочными осями, которые расчленяют здание на планировочные элементы или определяют расположение вертикальных несущих конструкций зданий — стен и отдельных опор. В зависимости от направления, в плане здания шаг может быть продольный или поперечный.
Пролетом в плане называют расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, соответствующем пролету основной несущей конструкции перекрытия или покрытия.

Схема расположения  разбивочных осей в плане здания

Фото Рис. 5. Схема расположения разбивочных осей в плане здания:
В — шаг, L — пролет


В зависимости от конструктивно-планировочной схемы, пролет совпадает по направлению с поперечным или продольным шагом, а в отдельных случаях (например, в железобетонных безбалочных перекрытиях) — с тем и другим. В большинстве случаев шаг представляет собой меньшее расстояние между осями, а пролет — большее.

Разбивочные оси, применяемые для удобства проектирования и возведения зданий, указывают на плане обычно во взаимно перпендикулярных направлениях. Оси маркируют, т. е. обозначают в одном направлении (более протяженном) цифрами, а в другом — заглавными буквами русского алфавита.

Высотой этажа считают расстояние по вертикали от уровня пола данного этажа до уровня пола вышележащего этажа, а в верхних этажах и одноэтажных зданиях — расстояние от уровня пола до отметки верха чердачного перекрытия.

Принятие в проектах единого или ограниченного числа размеров шагов, пролетов и высот этажей дает возможность применять ограниченное число типоразмеров деталей.
Таким образом, унификация конструктивных схем зданий и их объемно-планировочных параметров является важнейшей предпосылкой унификации строительных деталей и конструкций.

Отрывок из книги Сербинович П. П. "Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания массового строительства". Учебник для строительных вузов.

далее: Основные положения модульной системы
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 8.12.2016, 15:07

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности