IPB Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Композиция внутреннего пространства здания, Основы архитектурно-строительного проектирования зданий
valen1112
сообщение 18.3.2014, 11:12
Сообщение #1


Мл. сержант
Иконка группы

Квестор
***

Группа: консультанты
Сообщений: 185
Регистрация: 5.2.2014

Фотоальбомы



Репутация: 4


Глава 3. Основы планировочных решений при проектировании зданий

§ 8. Композиция внутреннего пространства здания

Основой архитектурной композиции здания является его объемно-пространственная структура, под которой понимают сочетание внутреннего пространства здания и внешнего объема в единое композиционное целое.

Построение оптимальной объемно-пространственной структуры здания представляет собой сложный творческий, процесс, требующий больших профессиональных навыков и мастерства. Проектировщик должен найти такой прием композиции, чтобы объемно-планировочное решение здания и его внешний облик отвечали его функциональному назначению, архитектурно-художественным и градостроительным требованиям, климатическим и национально-бытовым особенностям района строительства, гидрогеологическим условиям участка, а также требованиям экономики.

Композицию внутреннего пространства здания и его план нельзя рассматривать в отрыве от композиции внешнего объема. По существу организация внутреннего пространства здания и построение его внешнего объема представляют собой единый комплексный процесс, который основан на одних и тех же исходных данных (функциональный процесс, конструктивная система, условия внешней среды и требования экономики). Однако по методическим соображениям композицию внутреннего пространства здания и его внешнего объема удобно рассматривать раздельно, с тем, чтобы наиболее полно выявить отдельные элементы объемно-пространственной структуры здания и раскрыть закономерности ее образования.

В основу планировочного решения здания должно быть положено осуществление функционального процесса. При составлении проекта плана здания необходимо, прежде всего, установить состав отдельных помещений, их форму и размеры в зависимости от характера размещения людей и оборудования.

Помещения в здании по назначению подразделяют на следующие группы:
- главные помещения, предназначенные для основных функций здания (например, жилые комнаты в жилых зданиях, учебные помещения в школах, зрительные залы в театрах и т. д.);
- подсобные помещения, предназначенные для вспомогательных функций (кухни, санитарные узлы, передние, входные узлы, состоящие из тамбура, вестибюля и гардероба, и др.);
- коммуникационные помещения: вертикальные (лестницы, лифты) и горизонтальные (коридоры, галереи, всевозможные проходы).

Порядок размещения помещений устанавливают с учетом последовательности функциональных процессов, протекающих в здании и обусловливающих ту или иную схему передвижения в нем людей. Связь между помещениями должна обеспечивать кратчайшие пути сообщения внутри здания и возможность легкой ориентировки в нем.

В связи с ошибками, допускаемыми иногда по формальным соображениям, необходимо подчеркнуть, что в основу архитектурной композиции плана должны быть положены в первую очередь практические требования, вытекающие из назначения здания, — удобства, экономичность, рациональная структура плана здания и четкая композиция его внутреннего пространства.

В процессе создания композиции внутреннего пространства здания нужно обеспечить соответствие всех площадей и высот помещений действительной потребности, пользуясь нормами проектирования, а также обеспечить выполнение ряда санитарно-гигиенических требований. К этим требованиям относятся: правильная ориентация помещений по странам света, инсоляция, освещенность естественным светом, нормальный температурно-влажностный режим воздушной среды помещений и ограждающих конструкций, надлежащая звукоизоляция. Кроме того, план здания необходимо проектировать на основе модульной системы во взаимосвязи с принятой в проекте конструктивной схемой здания.

Качество архитектурной композиции, уровень художественного мастерства в значительной степени зависят от того, насколько четко выделено главное в объемно-пространственном построении и насколько все остальные элементы композиции связаны с этим главным в единое целое. Исходя из этого условия, в каждой архитектурной композиции следует различать главное, определяющее назначение данного сооружения, и второстепенное, что дополняет главное и подчеркивает его значение.

В процессе создания композиции внутреннего пространства здания предусматривают главное композиционное ядро, состоящее из одного или нескольких основных помещений, непосредственно отражающих назначение здания, и одну или несколько композиционных осей, по которым будет направлено движение людей к композиционному ядру.

Выявление ядра композиции всегда способствует созданию правильной системы группировки внутренних пространств здания. Эта система может быть симметричной и асимметричной. Симметричная система группировки внутренних пространств здания обычно приводит к более компактной его композиции.
При асимметричном решении композиционное ядро располагают внецентренно, причем соподчиненные элементы размещают таким образом, чтобы они создавали зрительное равновесие.

Отрывок из книги Сербинович П. П. "Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания массового строительства". Учебник для строительных вузов.

далее: Планировочные композиционные схемы зданий
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 4.12.2016, 1:06

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности