IPB Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Художественные средства архитектурной композиции, Основы архитектурно-строительного проектирования зданий
valen1112
сообщение 18.3.2014, 12:03
Сообщение #1


Мл. сержант
Иконка группы

Квестор
***

Группа: консультанты
Сообщений: 185
Регистрация: 5.2.2014

Фотоальбомы



Репутация: 4


§ 11. Художественные средства архитектурной композиции

При проектировании архитектурного сооружения используют ряд композиционных художественных приемов и средств для обеспечения гармоничной связи всех его частей и достижения наибольшей художественной выразительности, как отдельного здания, так и всего комплекса.

Художественное единство, гармоничную согласованность зданий и окружающей среды называют архитектурным ансамблем.

Важнейшим композиционным средством в архитектуре является тектоника, т. е. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здания приобретают образную выразительность, представляющую собой самостоя¬тельную художественную ценность.

Большое значение в композиции здания имеет членение поверхности архитектурного объема па отдельные объемные элементы в задуманном архитектурном масштабе.
Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.

Для крупных монументальных зданий не характерно членение на мелкие элементы, и в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема. Так, Мавзолей В. И. Ленина — небольшое по своим размерам сооружение — выглядит вблизи больше своих размеров благодаря крупным членениям объема.

С понятием «архитектурный, масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику. Архитектурной масштабностью называют соотношение, воспринимаемое нами, между размерами сооружения и челове-ком, а также между всем сооружением и его частями и деталями.

Большое значение для установления масштабности имеют такие элементы, которые связаны с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.

Одним из важных средств художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения между собой и целым. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения.

Пропорции не следует рассматривать как произвольно вносимое архитектором средство гармонизации художественного образа: они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются «внутренне присущей ему мерой», способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания.

Важным средством архитектурной композиции является художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность здания. В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену - с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными и т. п.

Художественную выразительность архитектурных композиций зданий можно усилить не только использованием контраста, но и нюанса, под которым понимают едва заметный переход от одного художественного мотива к другому.

При проектировании отдельных зданий и их совокупности в ансамбле часто используют закономерности ритма как одного из специфических художественных средств архитектурной композиции. Под ритмом в архитектуре понимают закономерное повторение - чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта.

Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности. На рис. 10 приведены схемы метрического и ритмического расположения элементов.

В условиях современного индустриального строительства по типовым проектам из унифицированных сборных конструкций заводского изготовления, имеющих простые формы, повысилась роль таких важных композиционных средств, как цвет, светотень, фактура. Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцветность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций.

Использование полихромии расширяет творческую палитру архитектора, поскольку в этом случае значительно возрастают возможности вариантности при многократном применении однообразных архитектурных элементов заводского изготовления.

Схема расположения элементов в архитектурной композиции

Рис. 10. Схема расположения элементов в архитектурной композиции: а — метрический ряд, б — ритмический ряд.

Отрывок из книги Сербинович П. П. "Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания массового строительства". Учебник для строительных вузов.

далее: Вопросы конструктивного проектирования зданий
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 3.12.2016, 9:50

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности