IPB Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
ДВА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ XV В. В КАУНАСЕ
Arnold
сообщение 21.7.2010, 19:10
Сообщение #1


пользователь
Иконка группы

Участник
*

Группа: консультанты
Сообщений: 6
Регистрация: 20.7.2010

Фотоальбомы



Репутация: 0


ДВА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ XV В. В КАУНАСЕ

А. С. ЯНКЯВИЧЕНЕ

Развитие одного из крупнейших и старейших литовских городов Каунаса представляет большой интерес для исследователей. Сооруженный в XIII в. на слиянии двух больших судоходных рек Немана и Нерис, Каунасский замок был одним из самых мощных оборонных пунктов средневековой Литвы. Вблизи замка вырос посад, окруженный крепостной стеной. Удобное стратегическое и географическое положение стимулировало быстрый рост посада. К югу от замка образовалась прямоугольная торговая площадь, впоследствии ставшая центром города, а за площадью, вблизи Неманской гавани, разместилось поселение иностранных купцов.

В XV в. застройка Каунаса все более расширялась. Город приобрел сравнительно регулярную прямоугольную планировку, свойственную многим средневековым западноевропейским городам. Образованию регулярного плана способствовали природные условия, определившие направление основных торговых путей: две главные дороги, соединявшие Каунас с Вильнюсом и с Аукштайтией, подходили к замку и к торговой площади с востока, параллельно рекам и друг другу. Между дорогами возвышался большой холм Антакальнис. Улицы были проложены параллельно и перпендикулярно дорогам. Главной улицей стал отрезок большой вильнюсской дороги. Немаловажное функциональное и композиционное значение имела перпендикулярная ей улица, соединявшая торговую площадь с обеими реками.

XIV и XV вв. были особенно важными этапами градостроительного развития Каунаса. Сложившаяся в это время часть города впоследствии
стала его центром. Однако данный период развития плана и застройки Каунаса до сих пор мало изучен. Имеющиеся публикации не дают даже общей картины города того времени. 1

Поэтому на данном этапе первостепенное значение имеет исследование сохранившихся памятников средневековой архитектуры.
В XV в. основная часть застройки Каунаса была деревянной, и лишь на главных улицах и площадях стояли каменные жилые и общественные здания. Среди них выделялись монументальные культовые сооружения. Некоторые из них были приспособлены и для обороны, например приходской храм св. Петра и Павла, заложенный в начале XV в. вблизи торговой площади. В это же время на улице, ведущей от торга к Неману, вырос францисканский храм с монастырем. Несколько позже, в 1471 г., в районе замка началось строительство крупного комплекса бернардинского костела и монастыря. Остальные культовые здания разместились на окраинах города: на склоне холма Антоколь храм св. Николая; к востоку от него, вблизи татарской
слободы, костел св. Гертруды, построенный во второй половине XV в.

Панорама Каунаса Т. Маковского. Начало XVII в


1. Панорама Каунаса Т. Маковского. Начало XVII в.
/ бернардинский костел; 2 замок; 3 ратуша; 4 приходской костел; 5 францисканский костел; 6 костел св. Николая; 7 доминиканский костел; 8 костел св. Гертруды


Культовые здания были и остались доминантами городского силуэта; они являлись существенными элементами композиции улиц и площадей. Видные со многих точек города костелы живописно раскрывались в перспективе узких средневековых улиц, обогащая их облик. Типичными памятниками средневековья, до сих пор почти не освещенными в литературе, являются костелы: францисканский Успения божьей матери и приходской св. Николая. Первый старейший христианский храм Каунаса, один из первых литовских каменных костелов, построенный великим князем Витовтом и часто называемый храмом Витовта. В его архитектуре ярко отражены черты времени становления литовской готики. Костел св. Николая является памятником второй
половины XV в. Оба здания не выделяются среди других современных им костелов, это сравнительно небольшие городские храмы.

Францисканский костел сооружен в начале XV в.2 В наши дни костел стоит на берегу Немана. Однако еще в XVII в. между костелом и рекой была полоса суши, тесно застроенная домами. Интенсивно размываемые берега Немана в то время имели деревянные ограждения, постоянный уход за которыми был одной из обязанностей горожан. Построенный вблизи поселения иноземцев францисканский костел предназначался главным образом для купцов и других лиц, прибывающих из Пруссии, Ливонии и Ганзейских городов. Привилегия Базельского собора, данная в 1439 г., подтвердила это право костела. 3 Письменные данные о ходе строительства францисканского костела отсутствуют. Внимательное изучение кладки стен свидетельствует об одновременном возведении всего здания. На панораме Каунаса начала XVII в., гравированной Т. Маковским, францисканский костел имеет высокую башню, завершенную острым шпилем (рис. 1). Вероятно, первоначальный облик сооружения был близок к изображенному на панораме.
Здание впервые было сильно повреждено во время войны 1655 г. * Его возобновление закончено лишь в 1669 г.** К несколько более позднему времени относится следующее описание: "костел каменный, со сводами на четырех столбах..., с ризницей, притвором и колокольней, которая нуждается в быстром покрытии. Костел же покрыт гонтом. В нем окон стеклянных, оправленных свинцом, двенадцать, в храме меньших три... Подвал под ризницей, дверь в него со двора... В самом костеле неочищенных, а также засыпанных подвалов три...4
В дальнейшем храм неоднократно страдал от пожаров, войн, наводнений и различных перестроек.5 Тем не менее архитектура костела сохранила готический характер (рис. 2).

Кроме традиционных элементов литовского зального костела трехнефной продольной части и хора францисканский храм имеет высокую башню-колокольню и две симметрично наподобие трансепта расположенные капеллы (рис. 3). Башня иногда встречается и в других культовых зданиях средневековой Литвы, например в Каунасском костеле св. Гертруды.
Однако она не является характерной частью литовского готического храма. Большинство костелов XIV XVI вв. безбашенных с отдельно стоящими колокольнями. Данный храм с двумя боковыми капеллами, по-видимому, был единственным в Литве в XV в. Культовые здания с таким планом появляются позднее. Возможно, подобный план после перестройки в XVI в. имел вильнюсский доминиканский костел. Отдельные примеры готических храмов с боковыми капеллами встречаются в Мазовше (костел в Кжценцице, 1542 г.), однако по внешнему виду они совершенно не похожи на францисканский костел в Каунасе.


Каунасский францисканский костел. Общий вид


2. Каунасский францисканский костел. Общий вид.


Зальная часть францисканского костела длиною 23,5 м, шириною 14,5 м, высотою 9,5 м двумя парами столбов разделена на три нефа, пролеты которых относятся как 1 : 1,65 ::1. Хор, отделенный стрельчатой триумфальной аркой, завершен граненой апсидой. Длина хора 12 м, высота 8 м, ширина- 8 м. Он ниже и шире среднего нефа.


 Францисканский костел. Северный и западный фасады, план, продольный и поперечный разрезы


3. Францисканский костел. Северный и западный фасады, план, продольный и поперечный разрезы

Низкие боковые капеллы также отделены от продольной части арками. Таким образом, внутреннее пространство храма оптически расчленено на несколько частей, среди которых доминирует трехнефный зал. Пространство зала едино и компактно. Оно почти не нарушается стройными восьмигранными столбами опорами сводов. Внутри стены храма, так же как и стены остальных готических костелов Литвы, были оштукатурены и побелены. В окнах храма имеются витражи, относящиеся к началу XX в. Следы средневековых цветных витражей в Литве не обнаружены.
Нервюры сводов храма, сложенные из лекального кирпича, образуют большие шестиугольные звезды (рис. 4). Звездчатые своды такого рисунка во второй половине XIV в. часто встречались в памятниках кирпичной готики.6

На сводах нефов нервюры отсутствуют. Однако судя по материалам реставрации костела 1938 г., в боковых нефах под штукатуркой были обнаружены следы нервюр. Стены францисканского костела массивны. Их толщина в продольной части достигает 1,6 м, в хоре и капеллах 1,2 1,3 м, в нижней части башни 2,2 м. Размеры кирпича колеблются от 28,2 X 17,2 X 9,7 до 25 X 11 X 7 сл. Чаще всего встречается кирпич размером 27x12x8,5 см. Техника кладки готическая (во всех рядах кладка чередуется: один кирпич тычком, один ложком). На поверхности стены кое-где видны черные торцы пережженного кирпича, не составляющие определенного рисунка. Толщина швов неодинакова: в некоторых местах она достигает 4 см.
Композиция фасадов костела подчинена главной доминанте здания высокой башне (25 м), воздвигнутой в центре главного западного фасада (см. рис. 3). Восьмигранная башня разделена на шесть ярусов. Нижний ярус представляет собой гладкий массивный четверик со стрельчатыми порталами на трех сторонах. По направлению кверху композиция башни облегчается. Верхушка ее изрезана узкими окнами и нишами. Вертикальность башни подчеркивается равномерным ее сужением, разделяющими плоскость стены лопатками, узкими стрельчатыми окнами и нишами. Остальные детали западного фасада являются лишь вспомогательными элементами, на фоне которых еще более выделяется башня. В прошлом костел стоял на узкой улице. Судя по панораме Т. Маковского, напротив него не было свободной площади, и башня лучше всего просматривалась с реки или других отдаленных точек. Поэтому башня высока, крупномасштабна, в ней отсутствуют измельченные детали. Основную роль в ее композиции играют гармоничные пропорции, четкие членения и продуманно расположенные проемы.

На северной и южной сторонах костела (см. рис. 3) выступают строго симметричные фасады капелл. В XIX в. капеллы были увенчаны ступенчатыми щипцами с фиалами. Первоначальные
щипцы, следы которых хорошо видны над сводами капелл, были более низкими и имели небольшие арочные отверстия. Однако основным мотивом композиции боковых и апсидального фасадов храма является чередование стрельчатых окон, контрфорсов и высоких узких ниш. Большие широкие стрельчатые окна боковых фасадов расположены на значительном расстоянии друг от друга. Между окнами помещены массивные ступенчатые контрфорсы прямоугольного сечения и узкие стрельчатые ниши (рис. 5).

 Своды хора францисканского костела

4. Своды хора францисканского костела


Фрагмент южного фасада францисканского костела


5. Фрагмент южного фасада францисканского костела


Мощные контрфорсы в углах зальной части расположены по диагонали плана, что характерно для литовской готики конца XIV начала XV вв. В зданиях, построенных в конце XV XVI вв., углы чаще подпирались двумя перпендикулярными контрфорсами.7
В отличие от большинства литовских памятников начала XV в., на фасадах францисканского костела заметно стремление заполнить плоскость стены декоративными элементами. Здесь и круглые пиши с обрамлением из одного ряда выкружек, и две горизонтальпые полосы поребрика, проходящие под карнизом. Поребрик, широко распространенный в кирпичных готических постройках многих стран, особенно часто встречается в ранних памятниках литовской готики.


Костел св. Николая. Восточный п северный фасады, профиль карниза апсиды, поперечный разрез и план


6. Костел св. Николая. Восточный п северный фасады, профиль карниза апсиды, поперечный разрез и план.

Сакристия костела св. Николая. Разрез и план

7. Сакристия костела св. Николая. Разрез и план

Тупые углы стен, восьмигранных столбов, откосы костельных окон и порталов сложены из профилированного кирпича. Кирпичные профили здесь просты: скос, выкружка, валик. Откосы проемов сильно углублены и не образуют снаружи широкого обрамления.
Живописная простота и массивность францисканского костела, его приземистые очертания, строительная техника и конструкции характерны и для других ранних памятников литовской готики. Однако своеобразное сочетание традиционных элементов, оригинальная композиция объема, не имевшая себе подобных и за пределами страны, ставит францисканский храм в ряд самобытных памятников литовской средневековой архитектуры.
Костел св. Николая. Склон холма Антоколь, на котором стоит костел, в XV в. был окраиной Каунаса. К востоку от костела на холме находились королевские владения8 , а с запада у подножья холма простиралось небольшое заболоченное озеро.9
Между костелом и озером проходила улица, соединявшая большую вильнюсскую улицу с дорогой, ведущей в Аукштайтию. Построенный на возвышенном месте с небольшой башней колокольней, костел хорошо обозрим со стороны города. Особенно отчетливо его башня видна от замка и главной
улицы.

Дата основания костела св. Николая неизвестна. Впервые он упоминается в документе 1495 г. * В 1503 г. грамотой короля Александра этот костел был подчинен приходскому костелу.10
В начале XVII в. здание было в очень плохом состоянии. В 1627 г. произведен ремонт, после чего храм был отдан бенедиктинскому монастырю11. Во время ремонта, по-видимому, сооружена южная сакристия храма.


Восточный фасад костела св. Николая


8. Восточный фасад костела св. Николая

В 1882 г.* был сооружен большой придел, закрывший весь западный фасад. Двухэтажный переход заслонил южный фасад. Таким образом, костел утратил два готических фасада. Первоначально костел состоял из нефа (13,5X10,5 м) и сдвинутого вправо хора (длина 7,45, ширина 6,9, высота 8 м) с трехгранной апсидой (рис. 6). Сдвиг хора дал возможность поместить сакристию между хором и северной стеной нефа. Таким образом, план костела стал компактным. Едва ли не единственным его выступом являлась примыкающая к нефу с юга башня. Асимметричное расположение хора и башни придают храму весьма своеобразный внешний облик. Интерьер костела св. Николая почти не отличается от интерьеров других готических храмов; хор также отделен от более высокого нефа стрельчатой триумфальной аркой; аркой отделена и капелла, расположенная в нижней части башни. Традиционное членение интерьера несколько смягчает асимметрию помещения.

С течением времени были внесены существенные изменения: в конце XIX в. сооружен новый свод нефа; в начале XX в. в окна хора вставлены витражи. До наших дней сохранилось не только общее построение интерьера, по и некоторые ценнейшие первоначальные элементы: своды хора, капеллы, сакристии. Звездчатые своды хора и капеллы сложены из короткого кирпича (21X15X7 см), удобного для возведения лекальных кривых. Нервюры сводов сложены из профилированного кирпича. В сакристии и эмпорах сохранились сотовые своды, рисунок которых составлен из рельефных восьмиугольных звезд (рис. 7). Своды аналогичного рисунка встречаются и в другом средневековом памятнике Каунаса жилом доме 2 на площади Ротушес.
По литературным данным, сотовые своды впервые появились в 1471 г. в Мейсенском замке.

В конце XV в. они стали известны в восточной Германии (Грейнбергский замок), а около 1500 г. в Чехии, Пруссии, Поморье.12
По мнению М. и О. Радовых, в первой половине XVI в. прусско-поморский тип сотовых сводов распространился в Мазовше и Литве13. В то время экономические связи между Литвой и Поморьем, в частности Гданьском, были столь тесны, что преемственность сотовых сводов была вполне естественна. Однако более ранняя датировка некоторых литовских памятников, в частности каунасского костела св. Николая, ставит под сомнение данное утверждение.14
Чтобы проверить, является ли существующий храм св. Николая и упомянутый в документах 1495 и 1503 гг. костел одним и тем же зданием, и обнаружить, не были ли сотовые своды костела сооружены в XVI в., проведены натурные исследования. Вскрытие места примыкания сотовых сводов к наружной стене показало, что эти своды органически соединяются с ней. Возможность утолщения стены при более позднем сооружении сводов в данном случае исключается, так как кирпич и кладка внутренней поверхности стены полностью соответствуют кирпичу и кладке всего здания. Следовательно, есть основание считать, что своды сакристии в костеле св. Николая были построены одновременно с другими частями здания, т. с. еще в XV в., и что ячеистые своды были известны в Литве до начала XVI в.


 Башня костела св. Николая


9. Башня костела св. Николая

Гладкие стены восточного и северного фасадов храма, сохранившихся в своем первоначальном состоянии, имеют тяжелые пропорции (рис. dirol.gif. Плоскость стены северного фасада оживлена фрагментами ромбовидных орнаментов из черных торцов кирпича. Верхняя ступень контрфорсов северного фасада имеет пятиугольное сечение. Она завершена черепичным скатом, подпертым по углам консолями. Подобные контрфорсы, характерные для литовской средневековой архитектуры, не встречаются в кирпичной готике иных стран. Они имеются также в других каунасских памятниках конца XV в.: бернардинском костеле, апсиде приходского храма. Наиболее примечательной деталью является карниз апсиды, состоящий из двух рядов профилированного кирпича. Во время ремонта костела св. Николая в 1938 г. были обнаружены остатки оконного переплета, сделанного из профилированного кирпича, имеющего отверстие посредине, через которое продевалась деревянная арматура, придававшая переплету жесткость.15

Башня костела, четырехгранная в основании, в двух верхних ярусах переходит в восьмигранную (рис. 9). В каждой грани яруса имеется по одному арочному проему, вписанному в прямоугольную оштукатуренную и побеленную нишу. Состоящий из валика толщиной в один кирпич обвод ниш аналогичен оконным обводам апсиды храма. В противовес строгим формам костела, его башня отличается стройностью пропорций и изяществом композиции. Примененные в ней арочные проемы с прямоугольными обводами стали излюбленным декоративным мотивом в готических зданиях XVI в. Однако предположение о том, что башня была пристроена к костелу позднее, не имеет оснований: характер кладки башни и размеры кирпича едины для всего здания; об одновременной постройке обеих частей свидетельствует и перевязка швов в местах стыка башни и стены. Простота и сдержанность фасадов костела св. Николая характерны для литовской готики конца XIV начала XV вв. Однако отдельные элементы фасадов башня, контрфорсы, сложный профилированный карниз свидетельствуют о том, что костел св. Николая был построен во второй половине XV в. и что в документах упоминается именно ныне существующее здание. Материалы и строительная техника, принципы и средства композиции свидетельствуют о том, что каунасские костелы францисканский и св. Николая являются типичными памятниками литовской архитектуры XV в. Однако зодчие внесли смелые новшества в компоновку их объема, фасадов и конструкций: зальный францисканский костел приобрел боковые капеллы и высокую башню, однонефный костел св. Николая получил асимметричное построение объема, изящную башню и сотовые своды. Этот храм является одним из первых памятников литовской готики, достигшей расцвета в XVI в. Стремление, опираясь на сложившиеся традиции, создать оптимальную пространственную форму здания, найти наиболее полное соответствие его композиции конкретным условиям местности является характерной чертой литовского средневекового зодчества. Поэтому каждый город, в том числе и Каунас, приобрел особый, самобытный облик.

* * *

Оригиналы использованных в статье обмерных чертежей хранятся в Управлении музеев и охраны памятников архитектуры Министерства культуры Литвы. Обмеры костела св. Николая (инв. 1593 1609) исполнены арх. В. Бальчунасом в 1947 г., францисканского костела (инв. 1640 1648) арх. М. Клейнасоми и Б. Янавичусом в 1953 г. Фотоснимки автора.

Сноски


*1 Основной материал по планировке и застройке средневекового Каунаса содержится в следующих паботах, Гуковский К-. Город Ковна. Ковна, 1904.; Biciunas V., Kaunas 1030 1930, Kaunas, 1930; Puzinas J., IS Kauno baznyciu istojijos. Savivaldybe Nr. I. Kaunas, 1929. Puzinas J., Is mus savivaldybes istorijos. Senieji Kauno paminklai. Savivaldybe, 1928, Nr. 6,9, 11, 12; 1929, Nr. 1; Mekas K. Kauno pilis. Mokslas ir gyvenimas, I960, Nr. 4; Pilypaitis A., Kauno rotuse. Vilnius, 1961; Zareckniene D., Perkuno namas, Statyba ir architeklura, 1965; Grineviciute Jankeviciene A., Trys gotiskos halines baznycois Lietuvoje. Lietuvos TSR architekturos klausimai, I, Kaunas, 1960; Qrineviciute Jankeviciene A., Kauno bazilika. Valstybines LTSR, architekturos paminkl, apsaugos inspekcijos metrastis, II. Vilnius, 1960; Raulinaitis A., Gynybines Kauno miesto sienos. Lietuvos TSR architekturos Krausimai, II. Vilnius, 1964.

*2 Альберт Виюк Коялович в истории, изданной в 1650 г., отмечает, что храм был возведен в 1400 г. по инициативе Витовта (Wiuk Koialowicz A., Historiae Lithuaniae, 66. Danzig, 1650). Я. Курчевский утверждает, что каунасский францисканский костел был построен во времена епископа Николая в 1408 1414 гг. (Kurcewski J. Biskupstwo Wileriskie, 26. Wilno, 1912). Ныне трудно проверить правильность указанных утверждений, так как архив францисканского монастыря не сохранился. Документом, в котором впервые упоминается францисканский костел, является привилегия 1436 г. (Codex diplomaticus ecclesiae cathedralis necnon dioceseos Vilnensis, I, 159, 179 181. Krakow, 1948-CDECV). 3 CDECV, 179-181.

* Р й z i n a s J., Is Kauno baznycin, istorijos, ук. соч.; Juozapavicius R., Seniausias gotikos paminklas. Kauno tiesa, 1957, VI. 14. Biciunas V., указ. соч., 191.
** На мраморной доске, находящейся в костеле, указано, что здание было восстановлено в 1669 г. на средства минского префекта Михаила Иеронима Ивановского.

*4 Библиотека Вильнюсского гос. университета им. Е. Капсукаса. Отдел рукописей, БВУ, А-3862. Документ содержит сведения и о монастыре, состоящем из нескольких каменных и деревянных зданий. Дается описание каменной жилой постройки с трапезной, кухней, чуланами и погребами. В монастыре имелись конюшня, баня и другие хозяйственные строения.

*5 Костел возобновлялся в 1712 г. на средства Яна Пашкевича, подарившего 18 тыс. злотых. ЦГИАЛ, ф. 799, оп. 26, д. 143. После войны 1812 г. костел был восстановлен в 1819 г. В 1845 г. монастырь был упразднен и разобран, а костел закрыт. В 1853 г. храм превращен в православную церковь. Реконструкция здания проводилась по проекту арх. Тимофеева. КГА, ф. 473, on. 1, д. 210. При реконструкции стены здания были оштукатурены и окрашены в красный цвет с белыми швами кирпича. Крыша покрыта жестью; несколько изменено завершение башни. (Puzinas. Is Kauno baznyciu, istorijos, указ. соч. 207). В 1853 г. начаты работы по укреплению берегов Немана. КГА, ф. 473, on. 1, д. 823. С южной стороны костела сделана насыпь, под которой оказался нижний ярус башни со стрельчатой аркой южного портала. Однако насыпь недостаточно защитила храм от наводнений. Особенно большие наводнения были в 1862 и
1868 г. Поэтому уже в 1870 1872 гг. был произведен капитальный ремонт здания. ЦГИАЛ, ф. 799, оп 26 д. 143. В 1938 г. францисканский костел реставрировался в последний раз. Был заменен обветшавший кирпич стен, заново покрашены фасады (КГА, ф. 473, on. 1, д. 823).

*7 В ранних памятниках польской и немецкой готики у каждого угла здания перпендикулярно друг другу стояли два контрфорса, а с XIV в. начали ставить по одному диагональному контрфорсу. Последнюю форму усвоили литовские зодчие, вскоре вернувшиеся к двум перпендикулярным контрфорсам.

*8 Библиотека Польской Академии наук, Краков Отдел рукописей. (ПАНК), 1775. 9 Озеро было засыпано лишь во второй половине XVIII в. (Инвентарное описание каунасского приходского костела. 1782 г.).
* .1. Р u z i n a s. Is Kauno baznyciu. istorijos, указ. соч., стр. 13 14; V а 1 а п с i u s М., Pastabos paciam sau, 114, Klaipeda, 1929; Biciunas V., указ. соч., стр. 208. 10 CDECV. 657.
Привилегией 1621 г. король Спгизмунд Ваза разрешил каунасскому маршалу Андрею Скорульскому отремонтировать храм св. Николая и отдать его монастырю бенедиктинок. ПАНК, 1775.
* Библиотека АН Лит. ССР (БЛН), КБВ, 86.

*12 С. Н. C l a s e n . Указ. соч., стр. 87; R a d o v a - S t i k o v a М., Sklipkova klenba, Umeni VI 3, 218, Praha. 1958. 13 M. a O. R a d о v i. Sklipkova klenba a prostor. Umeni, Nr. 5, 446, Praha, 1960. 14 A. J a n k e v i c i e n e . Lietuvos gotiskos architekturos kompozicijos ypatybes. Lietuvos TSR architekturos klausimai, III, 369, Vilnius, 1966.

*15 Обмеры детали отсутствуют. О ней известно лишь по описанию ремонтных работ.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 5.12.2016, 13:52

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности