IPB Архитектурное бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
БЕЛОРУССКИЕ КОЛЛЕГИУМЫ XVIII В
Arnold
сообщение 2.8.2010, 23:42
Сообщение #1


пользователь
Иконка группы

Участник
*

Группа: консультанты
Сообщений: 6
Регистрация: 20.7.2010

Фотоальбомы



Репутация: 0


БЕЛОРУССКИЕ КОЛЛЕГИУМЫ XVIII В

Е. Д. КВИТНИЦКАЯ

В начале XVIII в. намечаются те принципы построения масс сооружения, его объема и силуэта, которые носят в литературе название «виленского барокко». Первым памятником, в котором это направление окончательно определилось, является костел св. Якуба в Вильнюсе (1727 г.). Источником нового направления в Белоруссии, которая в рассматриваемый период входила в состав Великого княжества Литовского, были не только храмы иезуитских коллегиумов (так называли свои монастыри иезуиты), но и костелы других монастырей. Памятниками нового стилистического течения могут быть названы костел кармелитов в Глубоком (1735 г.), униатский собор св. Софии в Полоцке (1750 г.), униатские монастырские храмы в Орше (1758 г.) и Березвечье (1763 г.). Однако архитектура коллегиумов в общем направлении развития архитектуры представляла собой своеобразную ветвь более сдержанного и более монументального барокко. Следует отметить, что иезуитские школы остаются почти единственным 1 источником того образования, которое в какой-то мере приближается к сегодняшнему «высшему», на протяжении всего XVIII в.

Количество сохранившихся памятников крайне ограничено. Деревянные сооружения не сохранились. В архивах и библиотечных хранилищах автором статьи обнаружены материалы, относящиеся к строительству каменных зданий, — это чертежи, фотографии, описи. Поэтому рассматриваемый период может быть проиллюстрирован лишь несколькими сооружениями. Однако и они, как кажется, могут дать читателю достаточное понятие об этого рода памятниках.

В предыдущей статье рассматривался каменный коллегиум Могилева, однако его каменный костел, относящийся к следующему столетию, рассмотрен не был. Здание монастыря, как уже отмечалось, основано до начала строительства храма в камне. Основные даты строительства храма2 следующие: фундаменты заложены в 1699 г., строительство продолжалось до 1723 г., костел св. Ксаверия освящен в 1725 г., башни окончены позднее3. В настоящее время здания не существуют. Костел (рис.1) представлял собой трехнефную базилику около 18,6X26,6 м в плане с апсидальным завершением среднего нефа. На одной из башен были часы. Здание было покрыто гонтом, оштукатурено внутри и снаружи, пол каменный. Купол возведен после высылки иезуитов (1820 г.) и превращения костела в православную церковь. Сохранился рисунок художника И. Пешки (1767—1831), на котором костел изображен без купола (Львов, Кабинет искусств АН УССР). От коллегиума в костел можно было попасть двумя путями: через ход на органный хор со второго этажа коллегиума и через дверь в хранилище (скарбец), расположенное слева от большого алтаря. Отсутствие купола и сравнительно небольшие размеры костела отличают его от иезуитских храмов первой половины XVII в. Однако наиболее существенные отличия обнаруживаются в композиции фасада костела. В противоположность фасадам костелов XVII в., здесь налицо попытка к усложнению, к динамике архитектурных форм, окрашенных некоторым провинциализмом. Антаблементы над традиционными пилястрами уже не строго горизонтальны. Они имеют не только раскреповки, но и кривизну в различных направлениях. Костел является как бы прообразом ажурных сооружений «виленского барокко». Даже в общем силуэте здания, все еще массивного, можно ощутить стремление к усложнению объема, к вертикализму башен.

Могилев. Иезуитский костел. Общий вид, план, фрагмент рисунка И. Пешки

Могилев. Иезуитский костел. Общий вид, план, фрагмент рисунка И. Пешки

Большую общность с Могилевским костелом обнаруживает костел в Минске. Минские иезуиты осели в городе значительно раньше могилевских. Уже в 1656 г. смоленский епископ Иероним Сангушко, «видя в Минске перевес разных других исповеданий, решил поставить иезуитов на страже католицизма»4 и подарил иезуитам купленный для этой цели каменный жилой дом5 и небольшую деревянную часовню. Дом стоял на углу Койдановской улицы и Высокого рынка, куда сходились главные улицы города. Затем иезуиты сами купили у другого горожанина каменный дом6 для расширения сакристии. С 1682 г. они начали преподавать в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику.

Через 10 лет в школе преподавали уже 12 «профессоров» и кроме учащихся, за обучение которых вносилась плата, 30 учеников содержались за счет коллегиума. Однако секретарь немецкого посольства в России, проезжавший через Минск в 1698 г., отмечает убожество коллегиума. Положение меняется на рубеже XVII—XVIII вв. В 1699 г. иезуиты построили новую каменную школу (слева от костела на рис. 2)*со строго симметричным, как в могилевской школе, расположением помещений7. В отличие от могилевской школы, минская была обращена к основному потоку движения не торцом, а длинной стороной со входом, ведущим от площади прямо в школу. Таким образом, здесь еще сильнее, чем в более раннем могилевском здании, подчеркнут общественный характер сооружения. Впоследствии школа была перестроена под дом губернатора, что привело к переделке фасада и внутренних помещений 8.


Минск. Иезуитский коллегиум. Фасад, 1800 г. (ЦГИАЛ); план, 1800 г. (ЦГИАЛ) и схематический план  коллегиума (ЦГАДА)


Минск. Иезуитский коллегиум. Фасад, 1800 г. (ЦГИАЛ); план, 1800 г. (ЦГИАЛ) и схематический план коллегиума (ЦГАДА)
/ — школа; 2 — аптека; 3 — кельи; 4 — кладовые; 5 — кухня; S —трапезная; 7 —костел; 10 — коллегиум; // — бурса; 12 — конюшня; 13 — каретник; 14—кузница; 15 — деревянный 17 — сад; 18 — двор — сакристии; 9 — школа с двориком, амбар; 16 — пивоварня деревянная; /

В 1700 г. рядом со школой были заложены фундаменты каменного костела святых Иисуса, Марии и Барбары9. Несмотря на Северную войну, строительство костела продвигалось довольно быстро. Уже в 1709 г. в новый каменный костел было перенесено богослужение из небольшого каменного костела, стоявшего на месте деревянной часовни10. В марте 1710 г.
костел был освящен. Башни костела строились еще 20 лет. Они были закончены к 1730 г. В одной из них находились колокола, в другой — часы с боем, привезенные из Гданьска. Так же как и могилевский, костел иезуитов в Минске представлял собой трехнефную базилику с полукруглой апсидой (рис. 3)*.

Основные украшения были сосредоточены на главном фасаде, выходящем на площадь и несколько отступающем от красной линии застройки школы. Более простые, симметрично скомпонованные фасады школы и коллегиума служили обрамлением для пышно украшенного фасада. Башни костела в Минске, все еще достаточно тяжеловесные, содержат большее количество ярусов, чем башни костела в Могилеве. Здесь раскрепованы не только антаблементы, но и пилястры. Перед входом устроен глубокий портик, относящийся, вероятно, к более позднему, чем сам костел, времени.

История постройки самого здания коллегиума неясна. Известно лишь, что резиденция иезуитов11 в Минске была возведена в степень коллегиума в 1714 г. К 1750 г. к фасаду коллегиума, обращенному к площади, была пристроена большая башня-колокольня, в которой был повешен огромный колокол, отлитый в Кенигсберге и названный по имени своего жертвователя — Юзефом Соллогубом. В основании колокольни, выходящей за линию застройки, был устроен арочный проход для пешеходов. Эта башня была ниже башен костела и дополняла их, акцентируя вертикальную устремленность фасада храма. Характерно, что не разбиравшийся в стилях архитектуры, но верно почувствовавший общий характер здания писатель Сырокомля назвал башни костела «готическими». И башня коллегиума, и башни костела не совсем точно отвечают принципам «виленского барокко», но они уже значительно приближаются к нему. Еще более расчлененная, чем башни костела, башня коллегиума несет в себе черты нового стиля, так как благодаря ей усложняется и обогащается силуэт всего комплекса. Ритм однотипных вертикалей башен подчеркивает значимость зданий на обширной площади. Строения коллегиума повернуты к ней не двором, как в Могилеве, а длинным фасадом, каждая часть которого, симметричная сама по себе, составляет в целом живописный ансамбль (см. рис. 2). В противоположность сооружениям иезуитов в XVII в., когда па магистрали главенствовал лишь один костел, а остальные части коллегиума или совсем не ставились в одну линию с костелом (Несвиж), или выходили к ней частью построек (Гродно, Орша, Могилев), здесь к площади выходят все главные сооружения коллегиума (костел, школа, коллегиум). Не только костел, но и весь постепенно сложившийся комплекс становится ключевым ансамблем площади. Идея торжества, господства католицизма получает дальнейшее, все более полное развитие. По схеме организации ансамбля монастыря весьма близок к Минскому коллегиуму коллегиум в Бресте, в одном из значительнейших городов края. Иезуиты появились в Бресте в 1609 г.* Вначале они поселились при приходском костеле12, а в 1621 г. приобрели возле рынка каменный дом (каменицу) для своего коллегиума, на месте которого впоследствии был сооружен каменный костел13. В это же время, а также позднее приобретаются близлежащие городские участки. Деревянный костел
святых Иисуса и Казимира начал возводиться вблизи дома в 1622 г.**. Строительство сопровождалось богатыми пожертвованиями; так, в 1623 г. воевода Лев Сапега подарил иезуитам имение Деревню с 113 дворами крепостных 14.

3. Минск. Костел иезуитов. Общий вид. Рисунок из  коллекции РОБГУВ

3. Минск. Костел иезуитов. Общий вид. Рисунок из коллекции РОБГУВ



Каменный костел начал возводиться в 1656 г.*, для чего сын Льва — Казимир завещал иезуитам в 1655 г. 30 тыс. злоты.ч. Вблизи р. Мухавца был построен для этой цели кирпичный завод. Строительство, видимо, было окончено до 1713 г., так как к этому времени кирпичный завод «разрушился».


4. Брест. Иезуитским коллегиум, 1833 г. (ЦГИАЛ) Разрез /—/, главный фасад, разрез костела 2—2, план 1-го  этажа, генеральный план, планы 2-го и 3-го этажей


4. Брест. Иезуитским коллегиум, 1833 г. (ЦГИАЛ) Разрез /—/, главный фасад, разрез костела 2—2, план 1-го этажа, генеральный план, планы 2-го и 3-го этажей
/ — монастырь; 2 — костст; д —- каменный дом; 4 ~ навесы на столбах; 5 — каменная баптя-колокольня

В 1750 г., судя по «Люстрации коллегиума 1773—1774 гг.»*, костел был отремонтирован: были настланы «шведского мрамора» полы, сделаны семь из девяти новых деревянных вызолоченных резных алтарей и в окнах обновлены спииповью рамы.

Каменный двухэтажный, крытый гонтом коллегиум был построен в разное время. Сначала там, где было кладбище приходского костела, была построена вместе с трапезной часть, идущая в глубину участка, сзади костела. О принадлежности этой части приходскому кладбищу свидетельствует «Люстрация»; передача же кладбища иезуитам произошла в 1664—1665 гг.* '. Видимо, вскоре после этого начала возводиться дворовая часть коллегиума. От более поздних частей ее отличают традиционные для монастырских зданий XVII в. лишенные каких-либо украшений фасады.

К 1692 г. относится начало строительства «на рынке» большой колокольни'6, стоящей, как в Минске, отдельно от костела. В 1750 г. (по «Люстрации») в ней был повешен большой колокол. Вершину каменной колокольни украшала статуя св. Юзефа. Тянущаяся по Ковальской улице в одну линию с костелом часть комплекса, по «Люстрации», была отстроена к 1750 г. Здесь находились наиболее посещаемые, «общественные» части коллегиума: аптека, оборудование которой было окончено к 1753 г., классы школы с театром и школьным ораториумом. О нахождении общежития учащихся нет сведений. Известно только, что бурса, жилище бедных учащихся, содержащихся за счет коллегиума, находилась «на снимке* ' 7 . Так же как и минский коллегиум, коллегиум в Бресте почти не сохранился. В 1831 г. весь Брест был превращен в крепость, монументальные здания были разрушены или переоборудованы в фортификационные сооружения. Коллегиум стал комендантским домом По-видимому, для целей перестройки в 1833 г. были сделаны обмеры всего комплекса (рис. 4 ) * * .

Еще раньше, в 1782 г., был снят план коллегиума (рис. 5 ) * * * . Обмерный материал и дает возможность представить себе брестский коллегиум в период упразднения ордена иезуитов (1773 г.). Следует заметить, что строительство и некоторые переделки продолжалнеь и после 1773 г. Так, в плане 1833 г. не было части, примыкающей к трапезной, но в этом же плане значился третий этаж над театром. В «Люстрации» указывается, что в сарае сложено 20 тыс. шт. кирпича и театр снаружи не закончен.

Таким образом, брестский коллегиум представлял собой сложный комплекс, возникший не одновременно и не по единому плану. Дворовая и уличная части коллегиума были соединены двухэтажным, идущим вдоль костела, богато декорированным снаружи коридором. К 1750 г. относится строительство показанных на плане 1782 г. каменных служб и ворот, сооруженных также па месте бывшего приходского кладбища. В том же году закончено возведение окружающей комплекс каменной стены, в середине двора поставлен колодец, увенчанный деревянной беседкой с большой статуей св. Ксаверия наверху. По описанию 1773—1774 гг., костел представлял собой базилику, крытую гонтом, с деревянным куполом над средокрестием.

рис. 5

На чертеже 1833 г. костел изображен сильно разрушенным, видимо, он пострадал от пожара: исчезли навершия башен, провалились своды. Однако это не мешает судить об архитектуре костела. Очевидно, он представлял собой по композиции нечто промежуточное между Несвижским и Гродненским костелами иезуитов.

К фасаду, повторяющему Несвижский фасад, приставлены две узенькие башенки, которые, как и в Гродненском костеле, имеют определенное функциональное назначение: в одной из них помещены колокола, в другой — часы, однако здесь башни еще не связаны с внутренним делением сооружения. На фасаде же они составляют часть общей композиции благодаря идентичности архитектурной обработки. Длинный, примыкающий к главному фасаду костела уличный фасад коллегиума, монотонно расчлененный пилястрами на втором этаже, посередине, на изломе улицы украшен ризалитом, имеющим пышный, характерный для дворцов XVIII в. декор. Ризалит, судя по плану 1782 г., имел два входа: в школу и в коллегиум. Выходящая к улице часть коллегиума, имевшая общественное назначение, обладала определенным ритмом, ее завершающий компонент — театр — гармонировал с фасадом костела. Так же как в коллегиуме Минска, здесь налицо стремление поставить на красную линию улицы костел, а также вывести к ней наиболее значительные части коллегиума, с возможной полнотой раскрыв его к городу. Если вышеописанные коллегиумы были построены среди сложившейся городской застройки, то резиденция в Юровичах возникла на свободном месте19, на возвышенности, господствующей над торговым местечком, с его старинной площадью и православной церковью на ней. Иезуиты поздно проникли в эту глухую, изобилующую болотами и лесами часть Полесья с редкими поселениями, и где жители исповедовали православную веру.

Первые сведения о Юровической резиденции относятся к 1677 г.*. Уже тогда она имела костел. В 1678 г. король Ян III дарует ей право на ярмарки в Юровичах20. Резиденция, видимо, была деревянной. В 1705 г. она целиком сгорела (подожжена со «злодейским умыслом» местным резчиком Казимиром Яроцким) 21. Находясь среди враждебно настроенного населения и опасаясь за свою судьбу, иезуиты окружили вновь отстроенную резиденцию высокой каменной стеной с восемью сторожевыми башнями. По всей Белоруссии примерно 100 лет назад монастырские комплексы не имели фортификационных приспособлений, и лишь некоторые, наиболее ответственные светские сооружения середины XVIII в. (Новый королевский замок в Гродно, 1751 г.), еще имели их. К настоящему времени уцелело только само здание монастыря. Костел (с 1832 г. — православная церковь с надстроенными главами) находится в полуразрушенном состоянии. Более подробное представление о монастыре дают чертежи-обмеры, произведенные в 1835 и в 1865 гг. (рис. 6)*, и описи монастыря от 1773** и 1817 гг.*** (последняя относится к тому времени, когда монастырь был передан бернардинцам). Согласно описи 1817 г., костел был отстроен в камне в 1746 г. В документе 1839 г.**** сообщается, что костел был построен в камне вместе с монастырем. Ориентированный по странам света монастырь с костелом, пресбитериум которого был обращен к востоку, представлял собой ансамбль, поставленный на холме и господствующий над небольшими деревянными Юро- вичами22. Он открывался к торговой части местечка. Костел не уступал по великолепию храмам крупных городов. Он имел значительные размеры (20,6x35,5 м в плане) и представлял собой сводчатую базилику с очень узкими и низкими боковыми нефами. Все три башни костела (кроме двух башен на фасаде, посередине среднего нефа имелась небольшая башенка с колоколом) были покрыты медными листами, кровля была черепичной. В башнях на фасаде находились: в одной — часы с боем и колокола в другой. Полы, кроме середины костела, где был дощатый пол, были из тесаного камня. К пресбитериуму примыкали сакристия и хранилище (скарбец). Большой алтарь в главном нефе был резным деревянным, «старосветским» 23 с иконой Божьей матери (костел носил название «Рождества Богородицы») . Восемь алтарей у боковых стен были сделаны из искусственного мрамора.



6. Юровичи. Иезуитский коллегиум. Западный (а); южный (б), восточный (в), фасады и план костела (г); восточный (д) и западный (е) фасады монастыря. Планы 1-го (ж) и 2-ГО (з) этажей монастыря. Фасад башни ограды (и), 1865 г. (ЦГИАЛ). Генеральный план, 1835


6. Юровичи. Иезуитский коллегиум. Западный (а); южный (б), восточный (в), фасады и план костела (г); восточный (д) и западный (е) фасады монастыря. Планы 1-го (ж) и 2-ГО (з) этажей монастыря. Фасад башни ограды (и), 1865 г. (ЦГИАЛ). Генеральный план, 1835 г. (ЦГИАЛ)

/ — костел; 2— монастырь; 3 — каменные службы; 4 — деревянный амбар; 5 — колодец; 6 — церковь; 7 — части местечка

Для того, чтобы дать возможность входящему через каменные ворота ограды полностью охватить взглядом величественный фасад костела, он был далеко отодвинут от ворот, так что между ними и костелом образовывалась достаточно обширная территория, занятая кладбищем. Фасад, повторяющий традиционную двухбашенную схему иезуитских костелов середины XVII в., значительно усложнен по сравнению с фасадами костелов Могилева и Минска. Количество ярусов меньше, они примерно одинаковы по высоте (нет присущей вышеописанным фасадам динамики), но пилястры сгруппированы, разнообразные окна и ниши обведены сложными профилями. Не исключено, что по каким-то причинам башни получили завершение, отличающееся
от проекта, так как в описи 1773 г. указывается, что покрытие башен не окончено. К сакристии и расположенной над ней молельне костела примыкал двухэтажный, ведущий в монастырь коридор. Не стесненному требованиями тесного земельного участка архитектору удалось создать строго симметричную композицию монастыря, принципы которой были намечены еще в композиции ансамбля Могилевского коллегиума конца XVII в. Так же как многие дворцы магнатов, монастырь имеет курдонер, главный вход в котором ведет в центрально расположенный парадный зал — трапезную. Среди симметрично группирующихся около нее помещений наиболее значительными являются аппартаменты настоятеля — в углу, ближайшем к костелу. Оба
этажа перекрыты сводами. Фасад со стороны курдонера расчленен пилястрами; более архитектурно развитым является противоположный фасад, на который выходят окна трапезной. Эта часть фасада также украшена пилястрами, а по углам его, подобно башням дворцов XVII в., поставлены две башенки, верхние помещения которых используются для хозяйственных целей.

В описи 1773 г. сказано, что монастырь частично был крыт черепицей, а частично гонтом «по случаю неоконченных каменных стен». По-видимому, стены считались неоконченными, так как, в отличие от костела, не были снаружи оштукатурены. Расположенная рядом с трапезной кухня с кладовыми сообщалась через коридор с крыльцом, выходящим на хозяйственный двор. Лишь эта часть монастыря выходила во двор, остальные окружал обширный фруктовый сад. Хозяйственный двор окаймляли примыкающие к монастырской стене каменные службы. Среди двора был выкопан колодец. В описи 1773 г. упомянут также фруктовый сад за монастырской стеной, где располагался деревянный зал для приема летом гостей. В углу сада находилась беседка. За воротами сада располагалась деревянная школа, состоящая из четырех помещений (на чертежах ни зал, ни школа не обозначены). В архивных изображениях всех упомянутых в статье костелов отсутствуют детали оформления интерьеров, особенно основной святыни храма — большого алтаря. Описания, как, например, описание большого алтаря в Юровичах, не дают сколько-нибудь ясного представления о них. Почти единственным уцелевшим памятником этого вида искусства является большой алтарь в Гродно, о котором сохранился даже контракт от 1736 г. «с обер-мастером в искусстве резницком» Яном Шмидтом из города Решеля 24. При сравнении существующего ныне алтаря с описанным в контракте видно, что этот алтарь
сохранился почти полностью (рис. 7), за исключением центральной на первом ярусе статуи св. Ксаверия и нескольких второстепенных фигур у подножия статуи. После заключения контракта мастер должен был в течение двух лет вместе с шестью подмастерьями и учеником-мальчиком вырезать весь алтарь, разобрать по ярусам старый и собрать новый, с тем чтобы следующие мастера-живописцы могли его разобрать для дальнейшей работы (по контракту — вызолотить). Только две с т а т у и — с в . Ксаверия и Иисуса (во втором ярусе, в центре) — мастер мог сделать дома (в Решеле) и привезти с собой.

Остальное все изготовлялось на месте. Мастеру выдавался скрепленный печатью рисунок — «абрис», видимо, весьма схематичный, так как выбор персонажей, кроме упомянутых и апостолов (в первом ярусе), отдавался на волю мастера. В контракте требовалось, чтобы алтарь был сооружен в зависимости от пропорций всего сооружения: «пропорционально фабрике (т. е. тому, как она сделана — Е. К-) базилики нашей» и учитывал «оптику». В первом ярусе кроме обязательных апостолов по краям сооружения стоят статуи св. Самуила с гербом и св. Констанции — патронов супругов Мстиславских, оплативших стоимость алтаря.

В середине XVIII в. алтарь был разделан щался с большой парадной (летней) трапезной, помещавшейся в среднем выступе коллегиума.


9. Полоцк. Иезуитский коллегиум. Фасад (РОБГУВ,  фонд альбомов, № 223). Генеральный план. 1828 г.  (ЦГВИА)


Полоцк. Иезуитский коллегиум. Фасад (РОБГУВ, фонд альбомов, № 223). Генеральный план. 1828 г. (ЦГВИА)

/ — костел; 2 — коллегиум; 3 — трапезная и библиотека; / — пекарня; 5 — кухня; 6 — конвикт; 7— службы; 8—аптека; 9—бурса; 10 — богадельня; // — училише. музей, театр; 12 — с а д

Выступ имел ту же высоту, что и прочие трехэтажные части коллегиума. К трапезной примыкала одноэтажная кухня. Полы в трапезной были деревянными только возле стен. Посередине они были кафельными с отопительными каналами. Стены были увешаны картинами, амвон справа от входа отделан штуком. Над трапезной находился музей с библиотекой, содержавшей в резных шкафах с позолоченными бюстами более 23 тыс. томов. Остальные помещения были разделены кирпичными стенами. Сообщение осуществлялось по огибающему все здание коридору. Перекрытия всех этажей — сводчатые. Крыши крыты черепицей. В кирпичных и изразцовых полах проложены отопительные каналы. Камины и печи почти не применялись. В 1773 г., примерно через год после присоединения Полоцка к России, орден иезуитов был упразднен папой римским. Екатерина II позволила иезуитам остаться в Белоруссии (в границах первого раздела Польши), с тем чтобы они продолжали свою просветительную деятельность, направленную теперь на поддержку царской власти. В полоцком коллегиуме, новом центре ордена, начинается усиленное строительство. Параллельно продольной оси костела, с юга, через улицу строится трехэтажный, без подвалов, корпус, оконченный к 1778 г.*

рис. 8

В первом этаже находилась типография с книжной лавкой *33, во втором — училище, в третьем — театр с уборными для актеров. Для возросшего количества учащихся с северной стороны костела пристраивается двухэтажный конвикт *34 (общежитие), повернутый в плане под прямым углом от костела к ранее построенному главному зданию. В 1780 г. в Полоцк приезжает Екатерина II. К этому времени отстраиваются в камне все одно и двухэтажные здания хозяйственного двора. Они располагаются вдоль рва Нижнего замка, поворачивают к югу и заканчиваются двухэтажным флигелем с воротами, ведущими на мост к Верхнему замку. Около этого флигеля находилась аптека с лабораторией и сушильней (на чердаке) для трав. В подвалах аптеки был колодец, соединенный системой водопроводных труб со всеми нуждающимися в воде производственными помещениями и с другими монастырскими колодцами. Кроме амбаров, конюшен, каретников, пекарни, коптильни, пивоварни здесь были мастерские (слесарная, токарная, столярная и т. д.) и суконная фабрика.


10. Полоцк. Иезуитский коллегиум. Учебный корпус.  Фото автора. План 1-го этажа. 1828 г.  (ЦГВИА)


10. Полоцк. Иезуитский коллегиум. Учебный корпус. Фото автора. План 1-го этажа. 1828 г. (ЦГВИА)

1 — главный вход; 1 — кельи привратника; 3 — комнаты вице-ректора; 4 — комнаты учителей; 5 — комнаты служителей; 6— комнаты с разной поклажей; 7 —комната с книгами; * — зимняя трапезная; 9 — столовая для пенсионеров; 10 — летняя трапезная; // — кладовые; /2—комната с химическими печами; 13 — зал для экзаменов по химии; 14 — зал минералогический; 75 — типография: 16 — хлебопекарня; 17 — жилище пекарей; 18 — кладовые для хлеба; 19 — колодец; 20 — комнаты незанятые;21 — кухня; 22 — конвикт со студенческой столовой и кухней.

В 1785 г. в Полоцк приезжает архитектор и математик Габриель Грубер, впоследствии глава ордена. Театральный и главный корпуса соединяются сооруженным по его инициативе корпусом 35 (см. рис. 10), в котором располагаются украшенные фресками картинная галерея, музей, химическая лаборатория, обсерватория и кабинеты (архитектурный, физический, естественно исторический, минералогический, этнографический и др.). Рядом с этим корпусом сделали главный вход в коллегиум. Последними, в конце XVHI в., постройками иезуитов были два флигеля южнее аптеки: бурса (в 1797 г. на 24 человека) и богадельня. Коллегиум и конвикт были расчленены снаружи тосканскими пилястрами, поставленными в простенках, — это скупая, но выразительная декорация,особенно для здания, просматриваемого с далеких точек. Подобный же декор имели гражданские здания второй половины XVII в. и многие монастырские постройки XVIII в. Построенные после 1773 г. к югу от костела трехэтажные корпуса были украшенынарядными ионическими пилястрами, а окна получили обрамления с треугольными фронтонами. В 1812 г. коллегиум был превращен в иезуитскую академию наук и приравнен к университету. Ко времени прекращения деятельности ордена в России (1820 г.) академия насчитывала 112 иезуитов. *36

В целом высшее учебное заведение иезуитов представляло собой феодальную, основанную на крепостном труде монастырскую усадьбу со всеми принадлежащими ей постройками, к которой были добавлены учебные помещения. Подобный же характер имели и культурно-промышленные центры, организуемые магнатами.

В отличие от удаленных в глубину участка коллегиумов XVII в., здесь постройки не только обращены к главной площади города, как в коллегиумах XVIII в., по и ядро коллегиума — главный корпус — имеет план, конфигурация которого исходит из потребности создать грандиозный, протяженный, открытый к пейзажу фасад. Подобные принципы планировки можно найти в XVIII в. в ряде монастырей других орденов.

В упомянутой работе Б. Брежего содержится ряд сведений, относящихся, впрочем,ко второй половине XVIII — началу XIX вв., об архитектурном образовании в Полоцком коллегиуме, а затем академии. Здесь имелся курс, состоящий из двух факультетов: гражданской и военной (строительство и осада крепостей) архитектуры, на которых занимались разные группы учащихся. В 1802 г. на первом было 18, а на в т о р о м— 14 человек. Преподавали архитекторы-иезуиты; из них Габриель Грубер учредил постоянную архитектурную школу. Преподаватели Жебровский, Скоковский и Перлинг во второй половине XVIII в. руководили строительством иезуитских зданий. Лучших учеников по окончании школы отправляли стажироваться за границу. Преподавание было наглядным. В музее находились 484 архитектурные гравюры. В архитектурном кабинете, где обучали также рисованию, содержались многочисленные модели ордеров, конструктивных узлов, различных фундаментов, модели, показывающие способы устройства плотин, домов, установки памятников и т. д.

В заключение следует указать, что идеи классицизма нашли отражение и в строительстве иезуитов. Так, после присоединения части Белоруссии к России генерал-губернатор Белорусских губерний граф Захар Чернышев в 1783 г. в пожалованном ему царицей в 1775 г. Чечерске основал иезуитскую резиденцию *37. Каменный костел возводился с 1784 г. и был освящен в 1786 г.*. Это было небольшое, круглое в плане сооружение с двумя башнями на главном фасаде и четырехколонным портиком между ними. Такие же портики стояли по сторонам здания. Храм был перекрыт деревянным куполом. В Витебске в 1801 г. была заложена при иезуитском коллегиуме в стиле классицизма новая каменная школа *35.

рис.11

В отличие от ранее рассмотренных иезуитских школ (Брест, Полоцк), здесь школа расположена через улицу от монастыря и имела симметричное построение плана (рис. 11). Отдельно стоящие школы конца XVII в. в Могилеве и Минске имели планы, структура которых прямо восходила к структуре плана жилого дома. В Витебске учебные помещения группируются возле круглого зала, предназначенного для публичных экзаменов3 9 . Здесь старая традиция получила новое звучание. Особенности развившегося в 40—60-х годах XVIII в. «виленского барокко» можно с большой долей вероятности впервые обнаружить в иезуитских храмах, построенных в начале этого века. В истории развития белорусской архитектуры иезуитские костелы следует
рассматривать не как самое яркое проявление стиля, а как особую ветвь его. В несколько сдержанной, застывшей, в отличие от храмов других монашеских орденов, манере строятся величественные, имеющие большое значение в структуре города сооружения. Видимо, все увеличивающиеся регрессивные, тормозящие развитие страны тенденции ордена отразились на определенной скованности зодчества, экономические стимулы которого были достаточно высокими.

* Настоящая работа является продолжением статьи «Белорусские коллегиумы XVII в.», опубликованной в сб. «Архитектурное наследство», № 18, 1969.
*1 Прочие монастырские ордена в ряде случаев также содержали школы, однако менее значительные, чем у иезуитов. Во второй половине XVIII в. в имениях магнатов появились кадетские корпуса.
*2 ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 2639, л. 1. Люстрация Могилевского коллегиума от 1817 г. 3 В 1733 г. еще продолжалась кладка. ЦГАДА, ф. 2188, оп. 7, сд. хр. 404, л. 20. 27. 4 S у г о к о m 1 a Wl. Minsk, Тека Wileiiska, № 2, Wilno, 1857, sir. 172.
Основные даты строительства иезуитами в Минске взяты из этой работы. Сырокомля пользовался рукописной хроникой иезуитов под названием Historia et origo residentiae Miscensis Soc. Jesu, хранящейся у ученого M. Балиньского. Дополнительным материалом служила Литовская метрика (ф. 2188), хранящаяся в ЦГАДА.
5 ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 3087, 3088, 1654 г. 5 Там же, ед. хр. 3105. Купленный в 1678 г. дом стоял возле рынка, по-соседству с костелом иезуитов.
* ЦГИАЛ, ф. 1350, оп. 312, ед. хр. 4, л. 9 об., 10 (фасад). Там же, ф. 1399, on. 1, ед. хр. 472, л. 4 (план). ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 3133, л. 5 (схематический план коллегиума). Земли для построек коллегиума были приобретены, главным образом, в XVII в. Там же, оп. 10, ед. хр. 12, л. 39, 40.
7 См. чертеж в статье автора «Белорусские коллегиумы XVII в.», АН, № 18, 1969.
8 Первоначальное расположение помещений взято из дела ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 3133, л. 1—3. 9 Контракт на аренду кирпичного завода для возведения костела и монастыря был заключен еще в 1681 г. ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 3298.
10 О том, что в Минске существовал до заложенного в 1700 г. каменный иезуитский костел, сообщал посетивший Минск в 1697 г. стольник Петра I П. А. Толстой. См. Путевой дневник П. А. Толстого. Русекий архив, кн. 1, М., 1888, стр. 185.
* Акварельный рисунок из Рукописного отдела библиотеки Государственного университета в Вильнюсе, фонд альбомов, № 333.
11 Монастырские образования со сравнительно небольшим количеством монахов и школами с начальным курсом образования назывались не коллегиумами, а резиденциями.
* Предисловие Актов, издаваемых Виленской Археографической комиссией, т. III, Вильно, 1870, стр. IX. 12 ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 2681. 13 Там же, оп. 5, ед. хр. 2673, 2674, 2676.
** Там же, оп. 4, ед. хр. 3746, л. 41.
14 Там же, оп. 4, ед. хр. 2763, л. 59, ед. хр. 2764, л. 3.
19 До иезуитов здесь была миссия доминиканцев, в память о которой перед воротами, ведущими к костелу, был поставлен большой деревянный крест. Рукописное отделение библиотеки Государственного университета.
21 Там же, ед. хр. 3221, л. 4—6. * ИГИАЛ, ф. 821, он. 150, ед. хр. 562, 1835; ЦГИАЛ, ф. 1293, оп. 167, ед. хр. 75, 1865. Приводится, в основном, более точный обмер 1865 г.
** ЦГАДА, ф. 2188, on. 1, ед. хр. 54.
*** Рукописное отделение библиотеки Государственного университета им. В. Капсукаса в Вильнюсе, А-2111. Визиты монастырей Минской губернии.
* ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 3502, л. 80.
23 К 1732 г. относится окончание работ над большим алтарем, который был осуществлен резчиком мастером Тарасом Оршицким и вызолочен Степаном Петровским. ЦГАДА, ф. 2188, оп. 4, ед. хр. 3221, л. 8, 9.
24 ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 2382. (Решелв — город Ольштынского воеводства в Польше). В 1768 г. другим мастером были сделаны три резные деревянные статуи (под фронтоном и в нижнем ярусе) для главного фасада костела. ЦГАДА, ф. 2188, оп. 5, ед. хр. 2383.
* План Полоцка 1778 г. Филиал ЦГВИА в Ленинграде, ф. 3, оп. 25, ед. хр. 2459. 33 Типография упомянута исходя из легенды к плану 1828 г., по другим сведениям (ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12,
34 В 1797 г. было 336 студентов и 31 молодой монах, готовящиеся стать профессорами. Преподаванием занимались 24 профессора. ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 2589, л. 138.
35 На плане Полоцка 1786 г. этого корпуса еще нет (филиал ЦГВИА в Ленинграде, ф. 3, оп. 25, ед. хр. 2454). Он есть на плане 1793 г. (ЦГИАЛ, ф. 485, on. 1, ед. хр. 241).
36 А. П. С а п у н о в, Р. П и н к е р т о н . Полоцк, Витебск и Минск в 20-х годах прошлого века. Витебск, 1901, стр. 5.
37 ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 2590, л. 126.
* ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 2640, л. 64.
*8 ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 2690, л. 124. Каменный коллегиум был построен в XVIII в., костел освящен в 1731 г. 39 ЦГИАЛ, ф. 822, оп. 12, ед. хр. 2641, л. 5, В 1818 г. в школе было 153 ученика. Чертеж — ЦГИАЛ, ф. 1488, on. 1, ед. хр. 363, л". 1, 1841 г.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 10.12.2016, 16:04

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности