IPB Архитектурное бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
ПРОПОРЦИИ И КОМПОЗИЦИЯ УСПЕНСКОЙ ЕЛЕЦКОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕРНИГОВЕ
Arnold
сообщение 4.8.2010, 9:59
Сообщение #1


пользователь
Иконка группы

Участник
*

Группа: консультанты
Сообщений: 6
Регистрация: 20.7.2010

Фотоальбомы



Репутация: 0


ПРОПОРЦИИ И КОМПОЗИЦИЯ УСПЕНСКОЙ ЕЛЕЦКОЙ ЦЕРКВИ В ЧЕРНИГОВЕ

И. Ш. ШЕВЕЛЕВ

Размеры Елецкой церкви объяснены дважды и с разных позиций. К. Н. Афанасьев объясняет их геометрическим построением плана и высоты; Б. А. Рыбаков рассматривает только план, применив к его объяснению древнерусские меры: прямую, косую и мерную сажени Интерес исследователей метрологии и архитектурных пропорций к этому храму закономерен. Его первоначальные формы от фундамента и до купола сохранились почти полностью; соотношения его размеров математически точны, формы геометрически правильны. Существуют детальные обмеры храма, выполнены его археологические натурные исследования *2.

Полный исходный материал позволил исследовать размеры храма не графически, а аналитически, более точным способом, сопоставляя данные расчета с данными обмеров в сантиметрах по всем главным измерениям. Предлагаемое исследование исходит из того, что мастером, строившим храм, применены две меры, две сажени. Такое предположен дало возможность не только объяснить Е размеры храма в плане и не только сравни эти размеры с размерами по высоте (так иследовалась Елецкая церковь Б. А. Рыбаковым и К- Н. Афанасьевым), но и выявить копозиционный принцип, которому следует зс чий при определении крупных внешних фор и принцип организации внутреннего прострг ства храма. Мы сможем проследить, как замысел зодчего был осуществлен в натуре. Комг зиция Елецкой церкви позволяет раскры причину использования зодчими часто встречающегося в архитектуре отношения золоте сечения и ясно представить себе, в чем кс кретно выражается «храмоздательская мудрость» древнего зодчего. Четко определившаяся в течение веков 5 ная конструктивная схема, выражена в ясн: геометрических формах: кубе, полуцилиндре со сферой. Стены и столбы кубичекого основания; соединившие их подпружн арки, своды и паруса, сомкнутые в светов кольцо; вознесенный над ними барабан с куполом, — все это повторено в XI XII вв. много раз. Но художественные обра даже однотипных и схожих построек различны, иногда противоположны друг другу потому, что каноническая конструкция поразно в разных случаях организует пространство, зависимости от того, к какому образу стремится зодчий, какое значение тем или иным формам он придает. Величина и красота служит как правило, первыми характеристиками в описании храмов в древних летописях. П этом нередко понятие красоты тесно связьп ется с понятием меры. Задача архитектуры — овладеть прострг ством, включить его в определенную конструктивно-тектоническую систему. Средством opганизации пространства служит мера.

Примение эталонов меры дает строителю удобный профессиональный язык, объединяющий мастера- зодчего, всех рабочих, материал и пространство в одном действии: в процессе возведения здания. Вместе с тем с помощью меры легко установить соответствие друг другу всех частей сооружения в зависимости от замысла пространственной композиции. Идея о геометрической сопряженности мер древней Руси принадлежит Б. А. Рыбакову. Им установлена связь прямой и косой саженей в отношении стороны квадрата к его диагонали. Факт существования геометрически сопряженных мер ставит вопрос о смысле этой геометрической сопряженности. Геометрическая сопряженность двух величин только тогда имеет значение, когда эти две величины сопоставляются одна с другой. Отсюда первый очевидный вывод: геометрически сопряженные меры существуют для того, чтобы ими одновременно пользоваться. Для чего же применяли две геометрически сопряженные меры в одной постройке? Многие исследователи, и в том числе Тирш3 , показали, что формам древней архитектуры характерно подобие. В русской архитектуре это отмечено, в частности в статье П. Н. Максимова4 , указавшего на возможную связь такого подобия с применением двух мер, связанных между собой определенным геометрическим отношением, например отношением стороны и диагонали квадрата. Анализ размеров древних архитектурных сооружений подтверждает эту гипотезу, исторические данные убедительно подкрепляют ее. Парная мера служит зодчему средством гармонизации формы, позволяет легко перейти от замысла к выполнению его в натуре. Меры на Руси, как и меры у других народов в древности, антропометричны: размах рук, двойной шаг, стопа, локоть. Меры колеблются в своих абсолютных размерах при относительной устойчивости определенных соотношений; лишь в близких по времени и месту постройках можно встретить точное повторение одного и того же эталона длины, как это имеет место в Нередицкой церкви и церкви Петра и Павла на Синичьей горе — Новгородских храмах конца XII в., время постройки которых разделено всего тринадцатью годами.

1. Парная мера строителей Руси  XII в.

Наибольшее распространение на Руси в XII в. имеет парная мера, где большим эталоном служит сажень, определенная размахом рук человека, а меньшая мера — парный шаг, которая может быть определена и расстоянием от земли до плеча (рис. 1). Отношение размаха рук и расстояния от земли до плеча в хорошо сложенном теле близко к 5 : 4. Так же и отношение мер, которому подчиняются пропорции исследованных автором статьи храмов XII в., близко к этому отношению. Установив парную меру, примененную в каждом частном случае, можно проследить, что с чем сочетает зодчий, понять его логику, и на сравнении ряда построек изучить те наиболее общие принципы, которым следует зодчий. В результате оказывается, парная мера служит не только построению подобных по силуэту объемов (так определяются в архитектуре Новгорода и Киева XII в. соразмерности крупной формы). Главную задачу составляет определение перехода от одной части к другой, установление взаимосвязи размеров целого и составляющих его частей. Характеристика связи частей и целого, переход от размера к размеру и есть пропорция. Эта закономерность построения формы и выражается парной мерой, отношением большей сажени к меньшей, т. е. Б к М. Что это значит?

меру, средний и боковые нефы. Средний неф по своему значению важнее бокового. Если установить размеры среднего и бокового нефов так, что ширина и высота среднего нефа будут связаны с шириной и высотой бокового нефа, как большая мера связана с меньшей, то пространство среднего нефа будет согласовано с пространством бокового нефа в едином для данного сооружения отношении Б к М, т. е. будет установлена пропорция—-переход от размеров среднего нефа к боковому. Для этого достаточно назначить обе пары размеров в одинаковое число мер—-соответственно больших (для среднего) и малых (для бокового) нефов. Подобные части оказываются гармонизованы, взаимосвязаны размерами; возникают подобные, ритмические согласованные членения, с одним математическим отношением, создается пространственная организация, свободная от случайных соотношений, целостная и способная удовлетворить зрительное восприятие. Воплощение не ясного еще для зодчего образа здания в объемно-пространственной композиции требует установления общих размеров храма и членений его объемов. Определить силуэт храма, установить внутри этого силуэта место четверика — основного ядра, завершающего его барабана с куполом, и притворов — вот первая задача определения соразмерностей и пропорций. Во-вторых, зодчий должен организовать пространство интерьера, установить связь пространства среднего и боковых нефов, пространства четверика с пространством барабана и купола. Строитель Елецкой церкви решение интерьера ставит на первое место. Идея внутренней организации пространства подчиняет себе решение внешнего вида, зодчий в этом верен византийской традиции. Прежде всего мастер связывает длину и ширину плана по внутренним стенам, затем определяет размер ядра интерьера — прямоугольника, очерчивающего столбы, и с его размерами связывает размеры подкупольного прямоугольника. Так гармонизуется пространство в плане при закладке стен. Из размеров плана с помощью парной меры получают размеры высот. Зодчий согласует объем внутри купола и барабана с пространством четверика и одновременно с пространством среднего нефа; согласует пространства среднего и боковых нефов; высоту хор подчиняет определившейся из расчета полной высоте четверика (до начала пер е к р ы т и я )— одним словом, согласует между собой размеры частей, реально взаимодействующих при восприятии внутреннего пространства.

Каждое композиционное членение храма по высоте, отвечающее и конструктивному стыку различных элементов, четко выражено в интерьере карнизами из тонких шиферных плит, выступающих из плоскости кирпичной кладки. Шиферные плиты лежат в четырех уровнях (все отсчеты даются от верхнего обреза фундамента). На отметке 1545 см они образуют кольцо, отделяющее барабан от четверика (см. далее рис. И ) . На отметке 1102 см отделяют от стены конструкцию перекрытия; эта отметка определяет высоту среднего нефа. На отметке 893 см в пятах арок боковых нефов определяют высоту последних. На отметке 682 см столбы расчленены в соответствии с высотой хор. Установление данных взаимосвязей размеров в Елецкой церкви должно было быть рассчитано заранее, тем более, что и внешние размеры храма показывают на последовательность связи ширины храма с его высотой как в целом, так и для его частей. Умение установить единство всех объемов, определить гармонически пространство интерьера — все это, конечно, проблема композиционного мастерства, а не задача ремесла, «рабочего метода». Гармонировать объемную композицию и пространство с помощью парной меры нельзя, если вначале не видеть их в воображении. Мера — не источник идей, не источник красоты, а только средство гармонизации, сложившейся в воображении объемно-пространственной композиции. Выбор варианта связи, логика связи контролируются художником, его опытом и художественной интуицией. Когда образ определился, мастер стремится отлить его в чеканную форму, придать ему красоту, причем в ту меру, как сам ее воспринимает, ибо в этом он предоставлен самому себе, и инструмент гармонизации, которым мастер владеет, лишь помогает преодолеть барьер, отделяющий замысел от воплощения. Строит не мера, а зодчий, и строит он «как мера и красота скажет». Построив идею сооружения и совместив с ней идею взаимосвязи частей парной мерой, зодчий рисует условный чертеж, на котором отмечает план взаимосвязи частей. Этот геометрический рисунок вложенных друг в друга прямоугольников получил название «вави- лона». Затем зодчий реализует свою идею в натуре, определяя мерами длину и ширину храма, положение столбов, несущих арки и своды, положение и толщину стен, центры и радиусы алтарей, крещальни, колонок и разбивает план на земле, после чего отрывают котлован и закладывают фундамент. Иногда вслед за закладкой фундамента следовала повторная разбивка плана стен, что связано со смещением стен относительно более широких фундаментов.

План Успенской Елецкой церкви разбивался один раз, так как ширина ее фундаментов равна толщине стен и столбов; боковые поверхности фундаментов и стен выполнены заподлицо 5. Поэтому верхний обрез фундамента и являлся для зодчего местом отсчета вертикальных размеров, тем более, что древний пол храма лежал почти по верхнему обрезу фундамента с превышением в 5—8 см. Неровный, небрежно выполненный фундамент новгородского храма XII в., равный по толщине стенам, не мог быть началом отсчета вертикальных размеров, и новгородские мастера должны были отсчитывать вертикальные размеры от уровня пола — порога. В храмах, имеющих сильно развитый в ширину цоколь, отсчет вертикальных размеров, по-видимому, велся от его ясно видимого верхнего обреза. Большая мера, примененная зодчим Елецкой церкви, — сажень в 191,5 см. Меньшая мер а — сажень в 154,9 см. Взаимосвязь мер выражается отношением — =0,809, что равно трастное отношение, он использует отношение Б большей меры к м а л о й = — = 1 , 2 3 6 ; там, где надо получить более контрастное отношение, он прибегает к отношению золотого сечения 2М — =1,618. Наружные соразмерности храма Б определены отношением — . Весь храм по западному (главному) фасаду — четверик, взятый до основания барабана, стена барабана по главному фасаду — все это вписано в горизон- Б тально расположенные прямоугольники — М (рис. 3). В интерьере отношение — определили ло ширину и высоту крещальни, взаимосвязь ширины среднего и бокового нефов, а также взаимосвязь их высот. На фасаде, кроме того, Б отношением — связаны высота четверика с высотой полуколонн. Отношение золотого се- 2М „ чения — господствует в интерьере. Этим Б отношением связаны длина и ширина храма, длина ядра и ширина подкупольного прямоугольника, высота хор с высотой стен четверика.


Построение золотого сечения



3. Схема западного фасада Елецкой церкви


3. Схема западного фасада Елецкой церкви

а — соразмерности, определенные отношением мер Б : М = 1,236; б — соразмерности, взятые с отношением золотого сечения 2М : Б — 1,618

На фасаде отношение — определяет связь высоты пилястр с их шагом, а также отношение высот барабана и купола. Сложность и множественность взаимосвязей сводится к простым расчетам, если предположить существование «вавилона» — чертежа из трех вложенных друг в друга прямоугольников. Построив такой «вавилон» с помощью мер, определив переход от одного прямоугольника к другому, зодчий имел, в линиях «вавилона » взаимосвязанные размеры, значение которых и придавал частям постройки (рис. 4 ) .

4. Предполагаемый «вавилон» Елецкой церкви,  построенный на отношении  золотого сечения

4. Предполагаемый «вавилон» Елецкой церкви, построенный на отношении золотого сечения

Трем прямоугольникам «вавилона» соответствуют в натуре: стороны внешнего прям угольника — длина и ширина храма по внутренним стенам; стороны среднего прямоугольника — д л и н а и ширина ядра, т. е. среди прямоугольник «очерчивает» столбы, несуш своды и барабан; стороны меньшего пряг; угольника — длина и ширина подкупольнс прямоугольника. Поскольку зодчий стремит не к линейной, формальной связи, а организм пространство, то при построении «вавилог он во всех случаях согласует длину с шириной. Связь элементов «вавилона» установле в отношении золотого сечения Длина храма -Ширина храма -ширина храма -длина ядра -Длина ядра -ширина подкупольного прямоугольника.

Начало построению дает ширина храма наружным контурам стен четверика в 10 женей Б. По-видимому, зодчий сразу зада и конструктивной толщиной стены (три ло Б) и столба (одна сажень М). Поэтому полной ширины четверика он вычислил, отб сив толщину стен, его внутреннюю ширин; 17 полусаженей Б (см. рис. 5) и по этому ходному размеру построил «вавилон». Длина храма равна 17 саженям М, длина ра — 13 полусаженям М и ширина подкупе ного прямоугольника— 13 локтям.


Организация внутренного пространства



Расхождение на 21 см между действительной длиной храма и 17 малыми саженями объясняется тем, что центр построения алтарной кривой в интерьере смещен к востоку относительно центра построения внешней кривой средней апсиды на 13 см, о причине чего будет сказано далее. Рассчитав «вавилон», зодчий мог приступить к строительству.


6. Разбивка очертания плана храма на выровненной  площадке с помощью «вавилона  » (а); схема разбивки фундамента (б)


6. Разбивка очертания плана храма на выровненной площадке с помощью «вавилона » (а); схема разбивки фундамента (б)

Утром по солнцу определяются главная ось храма, з а п а д — в о с т о к и центр храма. Через него проводится ось север — юг и ось поперечного нефа. На этой оси откладывается ширина х р а м а — 10 саженей Б, внутрь от нее отмеряется толщина стен — по 3 локтя Б. От центра построения на этой же оси откладывается ширина среднего нефа — 13 локтей Б, к которой прибавляется в сторону по одной сажени М на фундаменты под столбы. Положение поперечных стен определяется из «вавилона » с помощью размеров ядра храма. Отложив от центра на восток ширину ядра (13 локтей Б + две сажени Л4 = шесть саженей М) =шести саженям М, зодчий нашел восточную границу стен четверика; отсчитав от центра построения на запад длину ядра — 13 полусаженей М, он определил западную границу стен четверика (без нартекса), а прибавив к ней еще половину длины я д р а — 1 3 локтей М, — получил положение западной границы стен храма, включая нартекс. Толщину поперечных стен он приравнял также к трем локтям Б. Эта разбивка позволила приступить к закладке фундамента, так как ширина стен равна его ширине и раскреповкам стен соответствуют такие же по размеру раскреповки фундамента. Ширина раскреповки столбов, обращенных в средние нефы (продольный и поперечный), — одна сажень М и вынос — один локоть М. Ширина раскреповок, обращенных в боковые нефы, — три локтя Б. Лопатки на фасадах имеют ширину в три локтя Б, а угловые — три локтя М (рис. 6 ) .

Нахождение центров кривых плана показано на плане фундаментов. Центр средней апсиды отстоит от центра храма на 10 локтей Б, этому же размеру равен вынос алтарной части храма. Он расположен на главной оси храма. Центры боковых алтарей лежат на средних линиях боковых нефов, если в ширину нефа включать наружную стену (три локтя Б) и столб (одна сажень М). Это логично, так как полукружие апсиды соединяет конструктивно наружные стены со столбами, членящими храм на продольные нефы. Смещение центра внутренней алтарной кривой относительно расчетного центра к востоку удлинило план в интерьере. К- Н. Афанасьев полагает, что это вызвано гармонизацией внутренних размеров соприкасающихся частей интерьера: полная глубина алтаря с предалтарным пространством и столбом равна ширине ядра, а глубина бокового алтаря с предалтарным пространством равна ширине среднего нефа7. Эти размеры равны шести саженям М в первом случае и 13 локтям Б — во втором и являются линиями расчетного «вавилона». Центр апсиды крещальни отстоит на одну сажень М от стены нартекса и от северной продольной стены южного бокового нефа. Центры полуколонок фасада лежат в плоскости стен.

Радиусы, использованные при построении кривых плана, — девять и шесть локтей Б; одна сажень и одна полусажень М; локоть Б. Их выбор и взаимосвязь определены оригинальным способом. Все полуциркульные формы плана — стенки апсид, стена крещальни, полуколонка фасада, взятая с л о п а т к о й ,— могут быть плотно, без зазора вложены одна в одну (рис. 7). Внешний радиус средней апсиды — девять локтей Б. Ее внутренний радиус — шесть локтей Б — служит одновременно внешним радиусом боковой апсиды. Внутренний радиус боковой апсиды — одна сажень М — является внешним радиусом апсиды крещальни. Построение полуколонок фасадов показано на рис. 7, б. Закончив разбивку плана (рис. 8 ), зодчий разметил фундаменты и заложил их на глубину в одну сажень М. Включая заливку раствором, выравнивающую плоскость верха фундамента, расстояние от нижнего обреза фундамента до верхнего обреза определено шурфами как 160 см.* Рассмотрим вертикальные размеры храма: его объем и внутреннее пространство. Ширина четверика в плане равна 10 саженям Б, а высота четверика от обреза фундамента до основания барабана-—10 саженям М. Первоначально храм имел три п а п е р т и — с севера, юга и запада. Две из них раскопаны Н. В. Хо- лостенко.8 Расстояние от стены храма до внешней линии паперти с пилястрой определено Н. В. Холостенко в 675 см; 670 см составляют семь полусаженей Б. Таким образом, выясняется, что полная ширина храма вместе с папертями равна 17 саженям Б. Полная высота храма была, по-видимому, равна 17 саженям М, т. е. большему размеру «вавилона». Существующий купол храма местами сохранил первоначальную кладку на 2/3 ее высоты и потому достаточно точно воспроизводит его древнюю форму. Купол был покрыт свинцовыми листами, о которых упоминает восстановивший в XVII в. церковь И. Голятовский.9 Если по примеру новгородских Николо-Дворищенс- кого, Юрьевского и Антониевского соборов считать, что свинцовая кровля лежала непосредственно на куполе, по подготовке цемяноч- ного раствора10 в 4—6 см, то получим высоту храма от обреза фундамента до верха главы в 17 саженей М. Таким образом, силуэт храма по главному фасаду вписывался в прямоугольник с отношением сторон.

Если сравнить композицию внешних объемов Елецкой церкви с композицией объемов новгородских церквей Спаса-Нередицы, на Синичь- ей горе и в Перынском скиту, то можно видеть, что в них принцип установления подобия формы, осуществленный аналогичной парой мер, проявляет себя достаточно полно и убедительно. Важнейшая задача в гармонизации внутреннего пространства — установление связи пространства четверика с пространством барабана. Барабан Елецкой церкви в плане — неправильный круг, его внутренний продольный диаметр равен длине подкупольного прямоугольника.
Поперечный диаметр больше ширины среднего нефа; он равен >Д длины храма, т. е. 17 локтям М, и связан с шириной храма как М : 2Б. Высота внутреннего пространства барабан а — от его основания (верх шиферных плит) до замка купола — равна длине ядра храма (13 полусаженям М). Длина ядра — средний размер «вавилона» — связана золотым сечением с шириной подкупольного квадрата (средний неф) и со всей шириной храма. Значит, и высота купола связана золотым сечением и с шириной храма (как меньшее с большим) и с шириной установление главных членений пространства внутри четверика. Прежде всего из всей высоты нужно выделить высоту сводчатого перекрытия. В разрезе оно замкнуто внизу плитами в пятах подпружных арок и вверху—плитами светового кольца. Расстояние между ними в свету равно девяти локтям Б (431 см, по обмеру 433 см). Роль подпружных арок и парусов в разрезе та же, что роль стены средней апсиды в плане: ими смыкаются стены и столбы. Наружный радиус средней апсиды — девять локтей Б. Размер, необходимый для циркульного смыкания стен в плане, определил высоту арочно-сводчатого перекрытия тех же стен. Он также удовлетворяет и условию гармонической организации пространства: пространство, ограниченное шиферными плитами, является основанием пространству купола и связано отношением золотого сечения с длиной подкупольного прямоугольника: подкупольного пространства (как большее с меньшим), (рис. 10). Вторая задача в решении интерьера — установление главных членений пространства внутри четверика. Прежде всего из всей высоты нужно выделить высоту сводчатого перекрытия. В разрезе оно замкнуто внизу плитами в пятах подпружных арок и вверху—плитами светового кольца. Расстояние между ними в свету равно девяти локтям Б (431 см, по обмеру 433 см). Роль подпружных арок и парусов в разрезе та же, что роль стены средней апсиды в плане: ими смыкаются стены и столбы. Наружный радиус средней апсиды — девять локтей Б. Размер, необходимый для циркульного смыкания стен в плане, определил высоту арочно-сводчатого перекрытия тех же стен. Он также удовлетворяет и условию гармонической организации пространства: пространство, ограниченное шиферными плитами, является основанием пространству купола и связано отношением золотого сечения с длиной подкупольного прямоугольника:

Цитата
9 локтей Б Б
9 полусаженей М 2М


Здесь снова взаимосвязь не линейная, а пространственная, в пересекающихся направлениях.

Здесь снова взаимосвязь не линейная, а пространственная,  в пересекающихся направлениях.

Высота кладки стен среднего нефа до низа шиферных плит в основании подпружных арок от обреза фундамента — 1101 см, или 23 локтя Б. Она получена из высоты четверика (10 саженей М) за вычетом высоты перекрытия и толщины шиферных плит, а высота бокового нефа до пят арок назначена в 23 локтя М. Ширина и х — 13 локтей £ и 13 локтей М— и пространство среднего нефа связано с пространством бокового нефа подобием и, кроме того, как ширина, так и высота нефов линейно связаны отношением — М.

План церкви верхнего этажа


Сравнительная таблица


Столбы по высоте разделены шиферными карнизами на уровне хор. Высота столба (23 локтя Б) равна семи саженям и локтя М.

Высота хор задана в соответствии со всей высотой стены и связана с ней золотым сечением. Она равна семи полусаженям и 'Д локтя Б. Апсида крещальни обращена внутрь четверика. Ее диаметр — две сажени М, ее высота до верха карниза — две сажени Б. Таким образом она вписана в вертикальный прямо- Б угольник —, а высота ее связана с шириной М среднего нефа золотым сечением. Арка, сквозь которую видна крещальня, имеет пяту на высоте в 13 локтей М, равной ширине бокового нефа, в котором она расположена. Таковы основные членения интерьера (рис. 11). До сих пор рассмотренные нами высоты были высотами конструктивными. Высота пилястр западного фасада и полуколонок боковых фасадов определена из художественных соображений и не связана с конструктивной необходимостью. Кладка стены закончена на отметке 1102 см. В интерьере здесь уложены шиферные плиты, на фасаде начат аркатурный пояс в основании закомар. Но колонки подымаются выше. Древние распалубки сводов, обнаруженные исследованиями внутри поздних покрытий, позволили автору реконструкции Н. В. Холостенко определить верхи капителей (отметка распалубки без толщины водотечни- к а ) . Оказалось, что угловые капители опущены ниже средних. Но сделано это не по необходимости: закладка распалубки могла быть и ниже и выше существующей. Очевидно, что высоту пилястр следует согласовать с их шагом и с высотой стены, которую они украшают, и шириной фасада.

Высота средних пилястр западного фасада относится к высоте стены, включая закомары, как — , 10 саженей Af = 32/2 локтя Б и потому высота средних пилястр равна 32/г локтя М. При этом расстояние в осях п и л я с т р— Ю'Д локтя Б, т. е. высота и шаг пилястр связаны отношением отношением золотого сечения. Угловые пониженные пилястры зрительно определяют высоту стены храма по углам и потому связаны с полной шириной фасада тем же отношением золотого сечения. Их высота — 25'/s локтя Б, а ширина фасада с пилястрами — 502/з локтя М; отношение их Б : 2Л4 = 0,618. Остается добавить, что окна храма и колонки барабана также, как правило, кратны мерам. Обмеры северного фасада, не закрытого пристройками, дают следующую картину расположения и размеров окон. Из двух окон 1-го этажа одно расположено на высоте, метрологически не объяснимой, второе — на высоте в 9 локтей Б, окна 2-го этажа — на высоте 17 локтей Б; окна 3-го этажа — на высоте 30 локтей М.


Совмещенный чертеж фасада


Остается добавить, что окна храма и колонки барабана также, как правило, кратны мерам. Обмеры северного фасада, не закрытого пристройками, дают следующую картину расположения и размеров окон. Из двух окон 1-го этажа одно расположено на высоте, метрологически не объяснимой, второе — на высоте в 9 локтей Б, окна 2-го этажа — на высоте 17 локтей Б; окна 3-го этажа — на высоте 30 локтей М. Ширина окон первого этажа — полусажень Б (96 см). Высота западного окна до пяты арки — одна сажень М.

Восточное окно до пяты арочки и его положение по высоте метрически необъяснимо, а полная его высот а — 1 /г сажени М. В уровне хор пять окон. Их ширина (в см) с запада на восток: 137, 146, 141, 144 и 135. По-видимому, три средних окна определены в три локтя Б (143,6 см), а крайние окна заданы по композиционным соображениям; по высоте окна одинаковы и равны (до пяты арочной перемычки) одной сажени Б. Окна в закомарах имеют разные высоты. Среднее окно выше других, его высота до пяты арочки — одна сажень Б. Ширина окон (103—105 см) не объясняется мерами. Боковые окна ниже среднего на полулокоть Б (212 и 219 см, по расчету 215,5 см). Окна барабана стоят над световым кольцом.

Их ширина в среднем равна полусажени Б, (96 см). Их ширина по обмеру (в см): 89, 86, 106, 95, 82, 101, 89, 101, 95, 97, 97, 97. Высота окон равна 13 локтям М, т. е. половине высоты барабана. Из 12 колонок барабана три имеют диаметр 23 см, две — по 25 см и семь — по 24 см. По-видимому, диаметр задан был в полулокоть Б, равным 24 см.

Зная меру и принцип построения компози ции исследуемого памятника архитектуры можно достаточно обосновать возможные раз меры исчезнувших креста и папертей. Высотг креста с яблоком может быть принята в пят! локтей Б, а его перекладина — в пять локтей М (239X194 см). Тогда крест с яблоком впи М шется в вертикальный прямоугольник как — Б все завершение храма (барабан, купол и крест) впишется в прямоугольник золотого сечения — —, а высота храма с крестом составит 15 са Б женей Б и будет связана с шириной чет верика (без папертей) как 3 : 2. План его с ло патками и апсидами, но без папертей, также образует прямоугольник с отношением eropoi 3 : 2*. Высоту каждой паперти со щипцом можно связать с ее шириной (которая нам известна) М как —, а высота лопатки в отношении к вы носу паперти образовала бы отношение золо того сечения . Понятно, что такая реконструкция папертей, сделанная без глубокой изучения всех вопросов, связанных с их фор мами, не может претендовать на достовер ность. Но она не нарушит целостности храма г органично войдет в силуэт памятника.

* 1 К. Н. А ф а н а с ь е в . Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961, стр. 89—92; Б. А. Р ы б а к о в . Архитектурная математика древнерусских зодчих, «Советская археология», 1957, № 1, стр. 104—109.
* 2 Елецкая Успенская церковь обмерена и исследована в 1925—1926 гг. И. В. Моргилевским. Повторный обмер, уточнивший ряд размеров, исследование и проект реставрации выполнены в 1947—1948 гг. Д. С. Вероцким. Дополнительные исследования и руководство ремонтно-восстановительными работами выполнялись II. В. Холостенко при участии Д. С. Вероцкого и М. И. Александровой в 1949—1951 гг.
Данное исследование выполнено на основе обмерных чертежей Д. С. Вероцкого с привлечением как опубликованных материалов Н. В. Холостенко (архитектурно- археологические исследования Успенского собора Елецкого монастыря в сб. «Памятники культуры», 1961, № 3, стр. 51—67), так и неопубликованных исследований;
ряду ценных сведений я обязан Н. В. Холостенко.
Контрольные промеры плана церкви выполнены автором данной статьи в 1966 г. после окончания исследования.
* 3 А. T h i e r s c h . Proportionen in der Architektur. Handbuch der Architektur. Т. IV—I, Leipzig, 1904.
* 4 П. H. М а к с и м о в . Опыт исследования пропорций в древнерусской архитектуре. Архитектура СССР. 1940, № 1, стр. 68—73. 3—940
* 5 Н . В. Х о л о с т е н к о . Архитектурно-археологические исследования Успенского собора. Сб. «Памятники культуры», № 3, 1961, стр. 52.
* * 17 полусаженей Б (1628 см) =21 полусаже! (1626,5 см); 21 локоть 5=1005 см, что равно 13 саженям М (1007 см). Не прибегая к промежуто1 измерению в 21 меру большой и малой мерой, or лим математическим расчетом, на отношении зол сечения главные значения «вавилона» исходя из р ра ширины храма в 1628 см (17 полусаженям Б) лучим 2634,5 см : 1628,3 СМ = 1628,3 см : 1006,4 = 1006,4 см : 622 с л = 1,618.
* 6 Контрольный промер плана показал, что сторона подкупольного квадрата в кирпиче равна 622,5 см (западная) и 623 см (восточная), длина ядра 1005 см (южная) и 1004 см (северная). Он подтвердил точность обмера Д. С. Вероцкого и то, что обмер этот был выполнен в кирпиче, а не в штукатурке.
* 7 К. Н. А ф а н а с ь е в . Ук. соч., стр. 91.
* 9 Там же, стр. 62.

10 Г. М. Ш т е н д е р . Восстановление Нередицы. В кн. «Новгородский исторический сборник», вып. 10, Новгород, 1962, стр. 192.
* Это отношение размеров в плане установлен» К. Н. Афанасьевым. Ук. соч., стр. 91.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 9.12.2016, 14:48

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности