IPB Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Аварии емкостных железобетонных инженерных сооружений
Anastas
сообщение 25.2.2011, 15:03
Сообщение #1


Мл. лейтенант
Иконка группы

Куратор
****

Группа: консультанты
Сообщений: 349
Регистрация: 9.1.2008

Фотоальбомы



Репутация: 13


Аварии емкостных железобетонных инженерныхсооружений

Из железобетона строятся следующие емкостные инженерные сооружения:

- резервуары;
- силосы;
- бункеры;
- отстойники;
- градирни.

Силосы применяются для хранения сыпучих материалов и сооружаются на цементных заводах, элеваторах и других предприятиях.
Конструкции силосов характерны тем, что на них воздействуют значительные неравномерные нагрузки, связанные с погрузкой и разгрузкой сыпучих масс. Силосы относятся к достаточно ответственным сооружениям, их проектируют, обычно, специализированные организации. Разработан ряд типовых проектов для силосных корпусов, которые содержат, как правило, несколько цилиндрических силосов, соединенных между собой.

Силосы в основном, возводятся из монолитного бетона, без предварительного напряжения арматуры в скользящей опалубке. Однако при возведении таких сооружений достаточно часто происходит нарушение технологических требований к бетонированию и грубых нарушений технологических условий на производство строительных работ.
При возведении железобетонных силосных корпусов, в результате недостаточного надзора и неправильного ведения работ, встречались срывы бетона из-за несвоевременного подъема опалубки. Наблюдался случай, когда в зерновом элеваторе под давлением зерна вывалилась стена силоса. На строительстве некоторых силосных корпусов фиксировались грубые отступления от проектов в части толщины стенок, укладки арматуры, снижение класса бетона и др.

Деформации круглых и квадратных силосов

Деформации круглых и квадратных в плане силосов, приводящие к аварийному состоянию, происходили как при строительстве, в период первоначальной загрузки отдельных силосов, так и после длительного срока эксплуатации.

В 1954 г. на цементном заводе произошла авария силоса при разгрузке цемента. Силосный корпус состоял из 12 круглых силосов диаметром 6м, с толщиной стенок 18см, из бетона М-140. Для разгрузки цемента были предусмотрены отверстия в стенках и днище, но в день аварии отверстия в стенке были закрыты досками. Поэтому цемент разгружали через отверстия в Днище, при этом произошел срыв днища, высыпался цемент, и осколками разрушившихся стенок были повреждены стенки соседних силосов. При расследовании причин аварии выполнялась проверка соответствия построенных силосов проекту. При этом выяснилось, что толщина стенок в отдельных местах составляла 15,5-16см вместо 18см. Кольцевая арматура была установлена в количестве намного меньшем, чем предусмотрено в проекте. Количество арматуры составило 53-59% от проектного.

В качестве решающего воздействия, вызвавшего аварийную ситуацию, называют бесконтрольную подачу сжатого воздуха для разрыхления цемента. Разрушенный силос был восстановлен из монолитного бетона, все остальные силосы усилены сварными обечайками, между силосами были приварены стальные диафрагмы.

Монолитный зерновой элеватор с квадратными силосами потерпел аварию в 1959 году. Элеватор, построенный в 1954 году по типовому проекту, пятирядный, состоит из трех корпусов с размерами 3,2x3,2м, толщина стен 150мм, марка бетона М-140. Обрушению корпуса предшествовали сильные осадки основания и крен силосов. При этом были замечены сильно прогрессирующие трещины в стенах. Несмотря на предписание немедленной разгрузки силосов, эксплуатация и загрузка продолжалась вплоть до наступления аварии. Экспертиза, проводимая после аварии, установила, что основной причиной обрушения является не деформация фундаментной плиты, а ослабление бетонных простенков силоса. Такое ослабление вызвано:
- применением шлакопортландцемента, который снизил прочность бетона;
- недостаточными мероприятиями по уходу за бетоном;
- применение для бетона загрязненного песка и щебня;
- недостаточной квалификацией рабочих, возводивших сооружение силосов.

Приведем пример аварии зернового элеватора в результате недобросовестной эксплуатации.

Элеватор Континенталь в штате Нью-Йорк - железобетонное сооружение, просуществовавшее 36 лет, и состоящее из группы силосов 6,5м в диаметре. Один из силосов был загружен влажным зерном для просушки. Пробы зерна, взялые из нижней части силоса, показали, что зерно уже просохло, и его стали выгружать через днище. В верхней части образовалась пробка из влажного зерна, которая сработала как поршень, сильно увеличив давление на стенки, при этом стенки лопнули, размер вывалившейся стенки составил 3x9м. По характеру воздействия на сооружение такое избыточное давление аналогично воздействию взрыва.
Конструкции силосов требуют повышенного внимания и тщательного расчета с подробным анализом напряжений в конструкциях при воздействии различных факторов.

Аварии емкостных железобетонных сооружений

Известны многочисленные аварии резервуаров и других емкостных железобетонных сооружений. Много аварий происходит из-за неравномерных осадок оснований. Значительные аварии происходили в резервуарах, эксплуатирующихся на просадочных грунтах. Утечки из поврежденных резервуаров способствуют замачиванию основания и, соответственно, разрушеншо конструкций от неравномерных просадок.
В г.Запорожье из-за образования трещин шириной до 30см прекратили эксплуатацию несколько резервуаров.
В г.Запорожье и других городах произошло несколько аварий прямоугольных отстойников из сборных железобетонных конструкций.
Сборные стены соединяются с монолитным днищем щелевым стыком. При этом в плите днища под стеной должна быть установлена арматура для восприятия изгибающего момента. Днище под стеной было запроектировано без расчета и сечение арматуры было недостаточно.
Известна авария крупных градирен в виде гиперболических параболоидов, построенных в Англии. Анализ показал, что причины этих аварий в неправильном учете ветровой нагрузки.

Приведем пример аварии башни грануляции, происшедшей в г.Череповце. Башня цилиндрической формы со стенами из монолитного бетона и железобетонными перекрытиями по стальным балкам.
Институтом Промстройпроект были запроектированы конструкции, предполагая, что будет обеспечена их зашита от агрессивных воздействий.

В результате длительной эксплуатации бетон в стенах башни был разрушен. Этому способствовал непрерывный технологический процесс и отсутствие доступа для осмотра стен внутри сооружения. Обрушение произошло при работе сооружения. При этом погибли двое рабочих, и технологический процесс был остановлен.

отрывок из книжки Аварии зданий и сооружений Марков А.И., Маркова М.А.

Сообщение отредактировал Anastas - 25.2.2011, 15:04


--------------------
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему

 



Текстовая версия Сейчас: 8.12.2016, 7:22

Мы в соцсетях! Отказ от ответственности