Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Основные этапы типизации в промышленном строительстве

Типизация и унификация зданий и сооружений и их конструктивных элементов является исходным фактором перевода строительного производства на индустриальные методы.

XXIV съезд КПСС в решении о дальнейшем развитии народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. поставил перед строителями задачу: «Повысить уровень индустриализации строительства. Увеличить степень заводской готовности строительных конструкций и деталей. Расширить практику полносборного строительства. Обеспечить массовое применение новых эффективных материалов и облегченных конструкций».

Строительство на широкой индустриальной базе возможно и эффективно в том случае, когда здания и сооружения однотипны, а их конструктивные элементы унифицированы и имеют ограниченное число типоразмеров.

Унификация — приведение к единообразию размеров объемно-планировочных параметров зданий и их конструктивных элементов, изготовляемых на заводах. Унификация имеет целью ограничение числа объемно-планировочных параметров и количества типоразмеров изделий (по форме и конструкции); осуществляется она путем отбора наиболее совершенных решений по архитектурным, техническим и экономическим требованиям.

Типизация — техническое направление в проектировании и строительстве, позволяющее многократно осуществлять строительство разнообразных объектов благодаря применению унифицированных объемно-панировочных и конструктивных решений, доведённых до стадии утверждения типовых проектов и конструкции.

Типовые конструкции и детали, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации и включенные в каталоги типовых изделий, обязательны для применения.

Помимо изыскания оптимальных объемно-планировочных (пролет, шаг и высота) и конструктивных (сортамент строительных изделий) параметров унификация и типизация должны устанавливать градации функциональных параметров: долговечности отдельных конструкций и зданий в целом, температурно-влажностных и технологических режимов и т. п.

Типовые объемно-планировочные и конструктивные решения должны позволять внедрять наиболее прогрессивные нормы и методы производства и предусматривать тенденцию развития и совершенствования технологии производств. Здесь надо иметь в виду, что периоды перестановки и замены технологического оборудования весьма различны: для одних производств они равны 3—4 годам, для других— 10 годам и более. Необходимо также учитывать перспективы развития основных несущих конструкций (особенно большепролетных покрытий), требования единой модульной системы, возможность обеспечения выразительного архитектурно-художественного облика зданий и технико-экономические показатели.

Унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения не являются чем-то застывшим, они постоянно совершенствуются в связи с прогрессом в технологии строительного производства, изменением норм проектирования и градостроительных требований.

Типизация и унификация начали внедряться в промышленное строительство в годы первой пятилетки.

В начале 30-х годов размеры сетки колонн промышленных зданий все чаще назначались кратными 3 м, а в 1933 г. приказом Наркомтяж-прома СССР рекомендовалось в цехах металлургической и машиностроительной промышленности принимать пролеты кратными 3 ж, а шаг колонн равным 6 м.

Габаритная схема кузнечного цеха

пример универсальной типовой секции

В 1939 г. на основе размеров, кратных 3 м, были разработаны типовые ячейки (секции) одноэтажных промышленных зданий и выпущены альбомы типовых деталей. Применение типовых секций, представлявших собой объемно-планировочные ячейки с кратными модулю размерами пролета, высоты и шага колонн, позволило упорядочить проектирование и строительство зданий и внедрять типовые конструктивные элементы. Однако типовые секции допускали множество объемно-планировочных вариантов для зданий одного и того же назначения, что послужило тормозом развитию индустриального строительства.

После постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства» (1954 г.) в проектирование промышленных зданий начала внедряться отраслевая унификация объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий из сборных железобетонных конструкций.

В основу разработки типов зданий и их конструкций были положены изданные в 1955 г. «Основные положения по унификации конструкций производственных зданий». Положения дали возможность установить единую систему назначения основных строительных параметров зданий многих отраслей промышленности, а также разработать габаритные схемы производственных зданий.

В габаритной схеме (рис. 6, а) указываются размеры здания в плане, его поперечный и продольный профили, высота помещений, вид и грузоподъемность внутрицехового транспорта; она предопределяет также вид продукции и мощность производств, которые могут быть размещены в запроектированном на ее основе здании. Для каждой отрасли промышленности предусмотрено строго ограниченное число габаритных схем, а следовательно, и типов зданий. В связи с этим значительно сократилось число типоразмеров конструкций и деталей, что позволило резко повысить их серийность на заводах-изготовителях.
В 1957 г. был издан первый каталог унифицированных сборных железобетонных конструкций для промышленного строительства.

С внедрением прогрессивных технологических процессов, появлением новых производств, сокращением сроков модернизации технологии и оборудования, а также в связи с необходимостью уменьшения числа типоразмеров строительных конструкций возникла необходимость в межотраслевой унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий и в создании зданий универсального назначения.

После 1961 г. была установлена ограниченная номенклатура габаритных схем зданий, пригодных для размещения производств нескольких отраслей промышленности, и разработана новая система унификации строительных параметров, благодаря чему число типоразмеров конструкций сокращено до технически необходимого и экономически целесообразного минимума,

Унифицированные габаритные схемы межотраслевого назначения по-позволяют строить на их основе:
одноэтажные здания без мостовых кранов и с подвесным транспортом грузоподъемностью до 5 т. включительно с пролетами от 12 до 36 м и высотой от пола до низа несущих конструкций покрытия от 3,6 до 18 м включительно;
одноэтажные здания, оборудованные мостовыми кранами грузоподъемностью до 50 т., с пролетами от 12 до 36 м и высотой от 8,4 до 18 м включительно.

Результаты межотраслевой унификации промышленных зданий изложены в «Основных положениях по унификации объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий», введенных в действие в 1962 г. (взамен изданных в 1955 г.).

В ноябре 1962 г. пленум ЦК КПСС одобрил переход на более гибкие и многообразные формы типового проектирования зданий из унифицированных типовых секций (УТС) и пролетов (УТП).

УТС представляет собой самостоятельную объемную часть здания (температурный блок) в виде одного или нескольких параллельных пролетов, имеющих единое конструктивное решение. Параметры УТС (размеры в плане, сетка колонн, высота, грузоподъемность кранов) приняты с учетом требований производств, на основе габаритных схем и номенклатуры унифицированных конструкций.

Из УТС компонуются здания с размерами, определяемыми технологическими требованиями, условиями специализации, кооперирования и блокирования производств. Номенклатура УТС для каждой отрасли промышленности строго ограничена, что позволяет сократить число типоразмеров конструкций. В качестве примера приведем параметры УТС для предприятий машиностроения: размеры 144X72 и 72x72 м; сетки колонн 24x12 и 18X12 м; высоты в цехах без мостовых кранов в и 7,2 м, в цехах с мостовыми кранами 10,8 b 12,6 м.;

грузоподъемность подвесных кранов составляет 1, 2, 3 и 5 тонн, а грузоподъемность мостовых кранов 10, 20 и 30 тонн.

Проектирование зданий из УТС и УТП способствует внедрению в практику строительства крупных сблокированных зданий, позволяет наилучшим образом организовать застройку территории и максимально унифицировать объемно-планировочные и конструктивные решения целых промышленных комплексов.

Применительно к УТС и УТП разработаны также типовые проектные материалы:
чертежи типовых конструкций (ТК) и деталей (ТД), предназначенные для заводов-изготовителей;

чертежи типовых монтажных деталей (ТДМ) и их сопряжений, необходимые для монтажников;
чертежи типовых архитектурно-строительных деталей (ТДА), предназначенные для проектировщиков и строителей.

Для унифицированных секций и пролетов приняты сборные железобетонные конструкции (колонны, фермы или балки покрытия, подкрановые балки). Стальными являются лишь фермы для пролетов 36м и шаге колонн 12 м, а также подкрановые балки для кранов грузоподъемностью 50 Т. Стены предусмотрены панельные.

Для производств машиностроительной и химической промышленности, а также для литейного, кузнечного и прессового производств типовые секции разработаны в двух вариантах: с фонарями и без них.
Методика проектирования зданий на основе УТС отличается простотой. На макете рабочего чертежа, скомпонованного из секции, проектировщики применительно к конкретным условиям производства наносят стены, перегородки, проезды, входы и т. п., проставляют цифровые и буквенные оси, общие и характерные размеры здания. Пример чертежей УТС приведен на рис. 6, б.

Дальнейшее развитие типизации промышленных зданий должно пойти по пути создания зданий широкой универсальности, увеличения степени независимости строительных решений зданий от технологического процесса и максимального сокращения числа типоразмеров конструкций и деталей в пределах промышленного узла.
При разработке унифицированных конструкций следует стремиться к возможно большей взаимозаменяемости их. Сущность взаимозаменяемости состоит в возможности замены одних элементов другими (или сочетанием нескольких элементов) без изменения объемно-планировочной, конструктивной и эксплуатационной основ здания. Одноименные конструкции могут отличаться друг от друга по материалу и даже по конструктивной схеме, но в то же время они должны иметь одинаковые габариты и, по возможности, одинаковые эксплуатационные и экономические показатели.

Выполнение условий взаимозаменяемости возможно при комплексном подходе к конструированию элементов.
Необходимым условием взаимозаменяемости является выработка единой системы допусков изготовления и сборки конструкций вне зависимости от их материалов.

Примерами взаимозаменяемости конструкций могут служить замена металлических ригелей железобетонными или деревянными, покрытий с прогонами беспрогонными, стеновых блоков крупноразмерными панелями и т. п. Взаимозаменяемыми должны быть панели наружных стен зданий, одинаковые по размерам, по теплотехническим и иным качествам, но выполненные из различных материалов.

Высшей формой унификации является универсальность конструкций и деталей, т. е. пригодность их для различных объектов и конструктивных схем (например, использование колонн одного типоразмера в зданиях с различными пролетами, применение одних и тех же панелей для стен и покрытий и т. п.).

Подобно универсальности планировочных решений, делающей здания гибкими в технологическом отношении, универсальность конструкций и деталей расширяет область их использования.

Итак, основными задачами унификации и типизации являются:

уменьшение числа типов промышленных зданий и сооружений и создание условий для их широкого блокирования;
сокращение числа типоразмеров сборных конструкций и деталей с целью повышения серийности и снижения стоимости их заводского изготовления;
рациональное членение конструкций на монтажные единицы и разработка несложных приемов их сопряжения и крепления;
создание лучших условий для использования прогрессивных технических решений.

 

  Типизация и унификация зданий и их конструктивных элементов

 

 источник: Промышленные здания и их конструктивные элементы, С.В. Дятков


« Типизация и унификация зданий и их конструктивных элементов Модульная система производственных зданий »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!