АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
В условиях строительства крупных промышленных комплексов обязательным является требование создания архитектурных ансамблей. Под ансамблем понимают художественно согласованное расположение группы зданий и сооружений, выражение в их композиции определенного идейно-художественного содержания. Ансамбль создается с учетом природного окружения и должен обеспечивать единство зрительного восприятия пейзажа и архитектуры.  Рис. 18. Примеры застройки промышленных комплексов: а — предзаводская площадь; б — общий вид моторостроительного завода Основными композиционными принципами построения ансамбля являются: установление главного композиционного центра, соподчинение ему остальных элементов застройки путем гармоничного согласования архитектурных объемов с помощью пропорций, масштаба, ритма, цвета и т. д. Только при умелом использовании этих композиционных средств и художественных традиций можно создать целостную архитектурную композицию, объединяющую застройку комплекса предприятия. Художественно-композиционные требования особенно повышаются к зданиям и сооружениям, хорошо обозреваемым с основных магистралей и улиц. Так, за главный элемент объемно-пространственной композиции на металлургическом комбинате обычно принимают доменный или мартеновский цехи, на машиностроительном заводе — прессовый или крупный сборочный цех. На рис. 18, а показан пример архитектурной композиции промышленного района на окраине селитебной зоны; основные цехи расположены со стороны подъезда от города и трактованы как центр композиции. Важную роль в ансамбле промышленного предприятия могут играть группа заводских общественных зданий, инженерные корпуса, композиция предзаводской площади. Особое внимание следует обращать на эстетическую сторону заводских общественных зданий, часто определяющих весь архитектурно-художественный облик предприятия со стороны пред-заводской площади. Архитектура заводских общественных зданий (заводоуправление, центральная заводская лаборатория, инженерный корпус, объекты коммунального обслуживания, проходная) должна способствовать переходу от масштаба и композиции производственных зданий к масштабу и характеру архитектуры жилого района. Пример использования в композиции комплекса повторных элементов заводских зданий и проездов на основе общего модуля застройки показан на рис. 18, б. Как отмечалось выше, проектировщики должны обеспечивать художественную связь архитектуры предприятий с окружающим ландшафтом; рекомендуется также обогащать панорамы комплексов естественными или искусственными водоемами, включая их в ансамбль. Художественный контраст между строгими геометрическими объемами промышленного предприятия и живописным природным окружением повышает выразительность всего ансамбля. В частности, монументальная архитектурная композиция зданий способна подчеркнуть красоту окп\ж;шщего ландшафта, а декоративное озеленение, наоборот, ожививяет строгую панораму предприятия. В качестве дополнительных композиционных средств следует использовать конструкции зданий, обусловленные климатом района строительства. Так, применение в южных районах шедовых покрытий может обогатить архитектуру предприятия. Устройство солнцезащитных элементов, помимо функционального назначения, может иметь также эстетическое значение, если они создают богатую игру света и тени на фасадах зданий или вносят разнообразие в композицию. Важное влияние на обеспечение ансамблевой застройки оказывает художественная компоновка зданий, характер планировки территории промышленного предприятия. 
Рис. 19. Застройка Волжского автозавода в Тольятти (проект) Примером удачного решения крупного промышленного комплекса является Волжский автомобильный завод в г. Тольятти (рис. 19). На предзаводской площади, расположенной вдоль южной границы территории завода, размещены: заводоуправление, вычислительный центр, центральная заводская лаборатория, медицинский центр, учебный сектор завода и т. д. К площади примыкают главный и вспомогательный корпуса с наибольшим количеством трудящихся и с наименее вредными производствами в отношении шума, вибрации и выбросов в атмосферу. Архитектурный облик этих корпусов благодаря крупному масштабу, отсутствию мелких членений имеет лаконичное выразительное решение. Архитектурная композиция предзаводских общественных зданий тоже является простой, лаконичной и изящной благодаря красивым пропорциям объемов. Застройка предзаводской площади одновременно увязана с архитектурой города. Так, архитектура крупного здания заводоуправления композиционно связана со зданием высотной гостиницы, горсовета и ряда 16-этажных жилых домов, расположенных на проспекте, соединяющем завод с Куйбышевским морем. Важная роль в формировании эстетических качеств предприятия принадлежит художественной организации мест отдыха и спорта, использованию малых архитектурных форм и озеленению территории предприятия. Зеленые насаждения принято размещать вдоль путей пешеходного движения рабочих по территории предприятия, а также озеленять участки и площади, что создает благоприятные условия для отдыха работающих во время перерывов. Специальные инженерные сооружения (градирни, газгольдеры, дымовые трубы, вышки, брызгальные бассейны, трубопроводы и т. п.) должны быть расположены на территории предприятия так, чтобы они не мешали созданию ансамбля, а вписывались в него, подчеркивая единство архитектуры всего предприятия. Помимо сочетания строгих геометрических объемов, часто предопределяющих выразительность внешнего облика всего комплекса, в композиции его следует активнее использовать особенности пластики, цвет и орнамент — замечательные традиционные элементы архитектуры России, Украины, Средней Азии и народов других частей нашей страны. Применение цвета в промышленной застройке позволяет создать привлекательность и разнообразие и в то же время подчеркнуть единство всех зданий и сооружений, расположенных на территории предприятия. Окраске в определенные тона могут быть подвергнуты как все здание, так и отдельные его части (цоколь, карниз, раскреповки или отдельные выступающие части). В композиции крупных промышленных зданий следует использовать также монументальную живопись, скульптуру для раскрытия большой социальной роли архитектуры эпохи социализма. источник: Промышленные здания и их конструктивные элементы, С.В. Дятков
Похожие темы:
|