Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Освещение интерьеров цехов

Устройство в цехах рационального освещения, приближение его к привычным для человека природным условиям уменьшает утомляемость рабочих и вместе с тем в большой степени способствует созданию выразительного архитектурно-художественного интерьера. Освещение должно обеспечивать комфортные условия зрительной работы на рабочих местах.

Освещение интерьеров цехов

О влиянии освещенности разных цехов на производительность труда говорят данные английских исследователей, приведенные в табл. 30.

Помимо обеспечения достаточного уровня освещенности с учетом выполняемой работы, следует обеспечивать необходимый контраст между рабочими элементами и фоном, исключить отблески от источников света и рабочих поверхностей и обеспечить одинаковую освещенность всех необходимых для данной работы приборов.

Критерием оценки световой среды в производственном интерьере является яркость, представляющая функцию от освещенности и коэффициента отражения внутренних поверхностей. Выбор внутренней отделки цеха предопределяет яркостное соотношение элементов интерьера.

Другим важным фактором является видимость, которая зависит от физиологических свойств глаза и, в частности, от адаптации зрения. Работающий может видеть свое рабочее место различно — в зависимости от того, на какие яркости адаптируется его зрение. Например, тень под выступом архитектурной детали в солнечный день кажется черной, а если глаза адаптированы на темноту, то яркость такой тени может ослеплять, т. е. создавать дискомфорт зрения.

Следовательно, при решении вопроса освещения и отделки интерьера необходимо применять шкалу кажущихся яркостей, зависящую от адаптации глаза. Пользуясь этой зависимостью, можно при выбранных условиях освещенности и отделке предопределить желаемую по замыслу кажущуюся яркость в конкретных условиях адаптации.
Нельзя создавать резкий контраст между светящейся и глухой поверхностями стен (или потолка), так как он быстро утомляет зрение. Недопустимо также создавать в вестибюлях чрезмерную освещенность, так как, настроившись в вестибюле на высокую яркость, человек при входе в производственое помещение будет неизбежно ощущать недостаточность освещенности. Для устранения этого ощущения пришлось бы повысить уровень освещенности в цехе, что не всегда требуется и экономически нецелесообразно.

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

следует отказаться от применения в цехах широких простенков наружных стен из-за чрезмерного соотношения яркостей между окном и простенком;
целесообразно применять дифференцированную по яркости отделку интерьера, в частности, в вестибюлях при сплошном остеклении нежелательна одинаковая цветовая отделка торцовых и продольной стен;
следует отдавать предпочтение окраске пола в светлые тона, так как отраженный от пола свет устраняет резкий контраст между светящей и и глухой частями потолка;
необходимо решительнее внедрять светлую окраску технологического оборудования, которое попадает в поле зрения работающих.

Учитывая экономические соображения и архитектурные особенности современных промышленных зданий, следует создать универсальную и гибкую систему освещения, максимально используя освещение естественным светом. Подсчитано, что для условии центральной полосы имеется возможность использовать естественный свет в среднем 9 ч ежедневно, что позволит экономить электроэнергию.

В современных промышленных зданиях, имеющих большую площадь, наиболее рациональны для естественного освещения световые плафоны (фонари-иллюминаторы) из оргстекла или стеклопластиков. По своим размерам и форме световые плафоны должны быть взаимозаменяемы как с глухими плитами покрытия, так и со светящими панелями люминесцентного освещения.

Световые плафоны и светящие панели искусственного освещения дополняют друг друга и создают концентрированное освещение в течение всего рабочего времени (искусственное освещение восполнит недостаток естественного освещения) и в то же время придают новый вид интерьеру.
При тщательном подборе источников искусственного света, по спектру и яркости излучения подобного естественному, можно обеспечить кондиционированное освещение. Источники люминесцентного света монтируют в конструкции интерьера скрытыми. В этом случае у рабочих возникает иллюзия, что свет с обеих сторон одинаковый, хотя с одной стороны световой поток поступает через действительное окно, а с другой — через искусственное.

Световые плафоны рациональны и с точки зрения обогащения внутренней среды зданий естественным ультрафиолетовым облучением. Их конструкция должна позволять легко открывать колпаки в сухое время года. Это тем более важно, что так называемых эритемных ламп, компенсирующих недостаточность инсоляции, пока выпускается мало, а гигиенисты еще не выработали точной дозировки искусственного ультрафиолетового облучения. К этому следует добавить, что эксплуатация световых плафонов обходится значительно дешевле, чем традиционных фонарей; осветительная площадь плафонов примерно в 3—4 раза меньше, чем фонарей.

В последние годы наиболее часто применяют сплошное остекление наружных стен промышленных зданий. Однако строительство зданий со сплошным остеклением во многих случаях приводит к необоснованно большим единовременным и эксплуатационным затратам. Сплошное остекление имеет и другие недостатки. Во-первых, рабочие, находящиеся вблизи большого окна, адаптируются на высокую яркость, что утомляет их зрение и, во-вторых, для обеспечения достаточной освещенности рабочих мест, удаленных от окон, приходится затрачивать электроэнергию на дополнительное искусственное освещение.

По условиям светотехники и экономики целесообразно отказаться от сплошного остекления стен. Необходимо прежде всего повышать подоконник, что позволит сократить площадь остекления и улучшить распределение естественного света в помещении. Целесообразно также заполнять окна светорассеивающим стеклом, которое, перераспределяя световой поток, создает более равномерное освещение и позволяет уменьшить уровень искусственного освещения в цехах днем.


источник: Промышленные здания и их конструктивные элементы, С.В. Дятков


« Конструктивное решение здания Стекло и пластмассы в интерьере »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!