Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





ГЛАВА 19 ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРАХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Основные положения

Цвета, окружающие человека всегда и повсюду, вызывают у него те или иные эмоции: радость или грусть, бодрость, активность или, наоборот, утомление и т. д. Почти каждый из цветов, которыми насыщена природа, необходим для человека.

Трудовая деятельность людей большинства профессий протекает в искусственных сооружениях, частично или полностью скрадывающих от него всю красоту многоцветного природного окружения. «Разрушить» это сковывающее человека монотонное сооружение и создать наилучшие условия труда можно с помощью цветового решения интерьеров производственных помещений. Применением цвета в интерьерах производственных зданий можно решать не только художественно-эстетические, но и функционально-утилитарные задачи.

Функционально-утилитарное использование цвета имеет целью обеспечение оптимальных условий зрительной работы и производственной среды, уменьшение опасности технологического процесса и облегчение условий эксплуатации оборудования. Для этого применяют психофизиологические оптимальные цвета, создают наилучшие яркостные соотношения в поле зрения, компенсируют неблагоприятные условия технологического процесса, климата и микроклимата, организуют оптимальные фоны обрабатываемых изделий и восприятия органов управления оборудованием, вводят сигнально-опознавательную окраску оборудования, транспорта и коммуникаций.

Художественное использование цвета предполагает композиционное объединение элементов интерьера, эмоциональное воздействие на работающих и корректировку пространства и пропорций помещений.
Большая польза от рациональной цветовой отделки производственного интерьера подтверждается многими фактами повышения производительности труда работающих, улучшения качества продукции и сокращения производственного травматизма. Вместе с тем, цветовая отделка приводит к положительным результатам лишь в случаях, когда она решается в комплексе с другими мероприятиями, способствующими созданию оптимальных условий работы.

Задачей специалистов (физиологов, психологов, архитекторов и инженеров, гигиенистов), занимающихся разработкой цветовой окраски интерьеров, является создание в цехах оптимального цветового климата, под которым понимают художественно осмысленное, рационально подобранное с учетом психофизиологических требований сочетание цветов в помещении.
Встречающиеся в природе цвета разделяют на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета (белый, серый и черный) отличаются один от другого только светлотой. Хроматические (все цвета, кроме белого, серого и черного) отличаются друг от друга кроме того по цветовому признаку.

Цвет в интерьерах производственных зданий, основные контрастные гармонии


Рис   145. Цветовой круг (а) и основные контрастные гармонии (б)

Хроматические цвета, расположенные по кругу в спектральном порядке между фиолетовым и красным, составляют цветовой круг (рис. 145, а).

Цвета, находящиеся в круге рядом, образуют гармоническое сочетание, которое может состоять из двух, трех или более цветов, а цвета, расположенные диаметрально один против другого — называют взаимно дополнительными цветами. Оптическое смешение любой пары взаимно дополнительных цветов солнечного спектра в равном отношении теоретически дает белый цвет, а помещенные рядом эти цвета обладают способностью усиливать друг друга.

В природе встречается множество цветов и оттенков, каждому из которых иногда затруднительно найти название или дать словесную характеристику. К тому же, один и тот же цвет, рассматриваемый в различных условиях освещения, цветового окружения, времени года и т. д., воспринимается по-разному.

Для более точного и всестороннего определения любого цвета и оттенка, понятного и равнозначного для всех и в любых условиях, цвет характеризуется тремя параметрами: цветовым тоном (длиной волны), насыщенностью (чистотой) и яркостью (светлотой). Несовпадение любого из этих параметров указывает, что перед нами два различных цвета.

Цветовой тон, определяемый длиной волны, является основным свойством каждого хроматического цвета. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты называют насыщенностью цвета, которая зависит от степени «разбавления» спектрального цвета белым. Чем больше примесь белого, тем менее насыщенным становится цвет. Примером цветов одинакового цветового тона, но разной насыщенности может служить неравномерно выгоревшая на солнце окрашенная бумага или материя.
Цветовой тон и насыщенность характеризуют цветность объекта. Яркость цвета зависит от общего светового потока, падающего на объект. Цветовой тон и насыщенность характеризуют цвет с качественной стороны, а яркость — с количественной стороны.

Различие между цветовыми тонами, называемое цветовым контрастом, становится более заметным с увеличением расстояния между цветами в круге (рис. 145, б). Максимальный цветовой контраст наблюдается между парой взаимно дополняющих цветов (например, между красным и зеленым). Это свойство цветов используется в отделке интерьеров; так, при решении создать спокойный цветовой контраст применяют цвета, расположенные в цветовом круге рядом или в одной его четверти, а при желании оформить интерьер на больших цветовых контрастах прибегают иногда к взаимно дополнительным цветам.

Цветовые пятна с одинаковой цветностью могут иметь разную яркость, т.к. некоторые из них могут казаться светлее или темнее других. Этот контраст относят к яркостным. Законы яркостного контраста используют при необходимости выделить в помещении детали сигнального назначения. Яркостный контраст может компенсировать такие недостатки зрения у работающих, как неполное или неправильное цветовосприятие.

Использование в интерьере одновременного контраста (и цветового и яркостного) дает возможность зрительно исправить недостатки конфигурации помещения, например, удлиненное помещение будет казаться более коротким. Явление одновременного контраста проявляется тем сильнее, чем выше цветовой и яркостный контрасты, взятые вместе.

Любой цвет на фоне своего дополнительного выигрывает в насыщенности, а на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет в насыщенности. На светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне светлый цвет кажется еще светлее.

На восприятие цвета большое влияние оказывает явление так называемого последовательного цветового контраста. Если долго смотреть на какой-нибудь хроматический цвет и затем перевести взгляд на белую бумагу, то некоторое время бумага будет казаться слегка подцвеченной в цвет, дополнительный к ранее виденному.

Существует несколько способов определения цветовых характеристик того или иного цвета. Наиболее простым и распространенным, хотя и не достаточно точным, является способ непосредственного сравнения определяемого цвета с образцами цветов, помещенных в атласах. Каждому цвету дана характеристика.

 

источник: Промышленные здания и их конструктивные элементы, С.В. Дятков


« Эстетизация производственной среды и экономика Взаимосвязь цвета и света »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!