Рекомендуем вам также следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Элементы цветовой композиции интерьеров

Поверхности элементов интерьера по насыщенности цвета и светлоте окраски делят на пять групп:
I. Строительные конструкции (стены, потолки, перегородки, пол, колонны и т. д.);
II.  Технологическое оборудование (станки, машины, установки и т. д.) и элементы рабочего места (тумбочки, слесарные верстаки, стеллажи и т.   д.);
III. Подъемно-транспортное оборудование цеха (мостовые и подвесные краны, электрокары, вагонетки и т. д.);
IV.  Инженерные коммуникации (трубопроводы, проводка и т. д.);
V.  Цеховая графика (информация, наглядная агитация и т. д.).

Строительные конструкции, занимающие максимальную площадь в интерьере, рекомендуется окрашивать в светлые малонасыщенные тона, отличающиеся по светлоте от цветов оборудования. В задачу окраски конструкций входит, кроме создания яркостного и цветового комфорта в интерьере и повышения освещенности, выявление тектоники здания.
Цвета строительных конструкций необходимо увязывать между собой на основе нюансных гармонических схем, не допуская в помещениях, где люди проводят много времени, резких контрастов, утомляющих зрение.

В более темные цвета следует окрашивать несущие строительные конструкции, противопоставляя их несомым конструкциям. Этим приемом можно подчеркнуть ритмический строй вертикальных несущих элементов (колонн, ферм и т. п.) или ажурность конструкций. Можно также постепенно «облегчать» цвета снизу вверх (низ стены, простенки с колоннами, фермы, плиты покрытия). Выявление ритма несущих конструкций особенно желательно в цехах, насыщенных многочисленным и разнообразным оборудованием. При этом упорядочивается композиция интерьера. В многопролетных зданиях в целях уменьшения монотонности «леса колонн» с помощью цвета можно выявить ритм через один или два пролета.

Помещения не рекомендуется окрашивать в одни теплые или одни холодные тона. Преобладающий цвет должен гармонировать с другими цветами, например, холодный цвет с теплым; при этом не должно быть резких контрастов основного и дополнительных тонов.

Дополнительные цвета обычно применяют для окраски торцовых стен и элементов технологического оборудования, а также стендов наглядной агитации.
Для стен используют в основном светлую окраску (белую, матовую, светло-желтую, светло-зеленую, светло-голубую и пр.), исключающую возможность образования бликов. В нижней части высоких стен рекомендуется устройство панелей высотой около !/з от высоты стены, причем цвет панели должен быть несколько темнее, чем стены (иногда панель красится в тот же цвет, что и стена, но с меньшей отражательной способностью). В низких помещениях стены и потолок часто окрашивают в один и тот же цвет (нейтрального или светлого оттенка), чтобы иллюзорно разрушить границы между стеной и потолком.

Следует помнить, что холодный цвет стен создает более сильное ощущение холода, чем тот же цвет на потолке. Так, помещение с голубыми стенами и потолком теплого тона производит более холодное впечатление, нежели со стенами теплого тона и потолком, окрашенным в холодный тон.

Одним из основных элементов, формирующих цветовую среду интерьера помещений, являются технологическое оборудование и элементы рабочего места. Главная цель окраски технологического оборудования заключается в создании оптимальных зрительных условий на рабочем месте. Для дополнительной освещенности оборудование окрашивают цветами средней части спектра при средней и малой их насыщенности и оптимальной яркостной контрастности. Светлота окраски способствует поддержанию чистоты.

Цвет элементов технологического оборудования следует выбирать в соответствии с характером производимых операций, цветом обрабатываемых деталей, точностью обработки, размерами оборудования, а также с учетом колористического решения интерьера.
Окраска станков должна быть несколько темнее их окружения и примерно той же яркости, что и обрабатываемый предмет. Если обрабатываемый материал пестрый, то станок должен иметь нейтральный тон; при неярком цвете обрабатываемого материа-яа станки целесообразно окрашивать в светло-зеленый цвет.

Количество цветов рабочего места должно ограничиваться тремя-четырьмя основными, так как чрезмерная многоцветность может привести к рассеиванию внимания. Один из цветов рассматривается как главный и определяет основной колорит оборудования. В цехах с большим количеством оборудования может быть выделен цвет основной технологической группы оборудования, а для других групп назначают второстепенные тона, гармонирующие между собой и с цветом основной группы. Такое решение позволяет избежать монотонности при большой протяженности цеха и разнообразии станков.

Рекомендуется выделять цветом как подвижные, так и неподвижные части оборудования, а также систему управления, что способствует облегчению и безопасности работы.
При назначении цветов окраски станков следует исходить не только из условия создания оптимальной зрительной обстановки на рабочих местах, но и обеспечения эстетически полноценного интерьера. Приемы окраски могут быть разнообразными, но все они должны соответствовать назначению станка, его динамической и статической архитектонике предполагаемому месту расположения, требованиям к точности  обработки деталей и др.

Сдержанная гамма цветов окраски станков даже при использовании нескольких цветов позволяет создать в интерьере определенную цветовую гармонию.

В белый цвет окрашивать станки не стоит, так как такая окраска превращает уход за станками из побочной операции в одну из основных. Кроме того, в большинстве случаев контраст между фоном и обрабатываемой деталью становится слишком большим, да и в физиологическом отношении белый цвет не является оптимальным.

При окраске станков и оборудования нельзя забывать о световом и цветовом контрастах, величина которых зависит от размера обрабатываемого предмета. Если для грубых работ (сборка крупных деталей) световой контраст принимают от 1:3 до 1:4, то при монтаже тончайших деталей (производство радиоламп, сборка приборов и т. п.) требуется световой контраст более 1:10.

Чрезмерные или слабые контрасты между предметом обработки и рабочим фоном, а также между рабочим фоном и окружением неприятно раздражают и утомляют глаза, ослепляют, что приводит к общей усталости организма. На одном из заводов в Англии прессы были выкрашены в алый цвет в сочетании с серо-голубым. Создалось такое впечатление, что цех плывет, предметы вибрируют. В результате утомляемость рабочих повысилась и значительно увеличилось количество несчастных случаев. Не было учтено, что на границе голубого и красного цветов возникает впечатление вибрации в силу расчленяющего действия этих цветов, т. е. красный выступает, а голубой отступает и плоскость оптически разрушается.

Инструментальные тумбочки окрашивают в тона, аналогичные или близкие к цвету станка. Цоколь и дверцу, интенсивно загрязняющиеся, отделывают в более темные цвета. Слесарные верстаки окрашивают в бежевый и темно-коричневый, синий и темно-зеленый, зеленый и темно-зеленый цвет, причем в более темный цвет окрашивают открытые элементы металлического каркаса.
Правилами охраны труда предусмотрена функциональная окраска внутрицехового подъемно-транспортного оборудования, цвета которого выбирают по соображениям безопасности (красный, желтый, черный

Предупредительная окраска внутрицехового транспорта

Рис.   146.  Предупредительная  окраска  внутрицехового транспорта:
(а— мостового  крана;   б — полукозлового  крана;   в — погрузчика;     е — электрокара и др.). Цвет предупреждает об опасности и напоминает о необходимости повышенного внимания.

 

Для обозначения элементов внутрицехового транспорта (кабин кранов, обойм грузовых крюков, боковых поверхностей электрокаров, погрузчиков, тележек и т. п.) следует применять предупреждающую окраску— желтый сигнальный цвет с наклонными или прямыми черными (красными) полосами (рис. 146).

Движущиеся емкости со взрывоопасными, опасными и вредными веществами окрашивают в белый цвет с красными клетками или диагональными красными полосами.

Функциональная окраска инженерных коммуникаций (трубопроводов), электротехнических устройств облегчает управление технологическим процессом и позволяет обеспечить безопасность обслуживающего персонала.

Опознавательная окраска коммуникаций регламентирована нормативными документами. В целях облегчения опознавания и запоминания цветового кода при выборе цветов для окраски трубопроводов необходимо учитывать следующие требования:
цвета трубопроводов должны быть яркими, насыщенными и легко различимыми; они должны ассоциироваться со свойствами или видом содержимого трубопроводов;
опознавание цветов окраски трубопроводов как можно в меньшей степени должно зависеть от субъективных особенностей восприятия (в том числе от дальтонизма отдельных лиц);
цвета трубопроводов не должны заметно изменяться при изменении условий освещения (естественного и искусственного).

В большей мере перечисленным требованиям отвечают чистые насыщенные цвета с относительно высоким коэффициентом отражения: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также белый, серый, коричневый и черный. Именно эти цвета и приняты во многих странах для обозначения различных трубопроводов.

ЦНИИ промзданий рекомендует следующие цвета опознавательной окраски трубопроводов: воды — зеленый, пара — красный, воздуха — синий, газов — желтый, кислот — оранжевый, щелочей — фиолетовый, жидкостей (горючих и негорючих) — коричневый, прочих веществ — серый, канализации — черный.

Шины в электроустановках рекомендуется окрашивать в следующие цвета;
при переменном токе фаза А - желтый;, фаза В - зеленый и фаза С - красный,
при постоянном токе: положительная — красный, отрицательная — синий и нейтральная — белый.

Яркая и насыщенная окраска инженерных коммуникаций может или разрушить цветовую композицию интерьера или, наоборот, повысить его художественную выразительность. Поэтому проектировщики обязаны с особым вниманием включать опознавательную окраску коммуникаций в цветовую композицию помещений. Такую окраску можно наносить как по всей поверхности коммуникаций, так и на отдельные участки их (в наиболее ответственных местах). Выбор того или иного способа зависит от общей цветовой композиции интерьера.

Вопросы цветового решения средств цеховой графики рассмотрены в предыдущей главе. Средства цеховой графики должны быть оформлены со вкусом, а их цвет и форма должны быть в гармоническом сочетании с пространством и цветом оборудования помещения. Правильное цветовое решение средств цеховой графики привлекает работающих и художественно обогащает интерьер.

Большое значение в цветовом решении интерьера имеет цвет и характер рабочей одежды, зависящей от вида производственной деятельности и пола работающих. В механических и прессовых цехах, где преимущественно работают мужчины, спецодежда имеет, как правило, синие оттенки, а в цехах сборки точных приборов, где в основном работают женщины, халаты имеют розовый или белый цвет. В лабораториях, герметических помещениях, где требуется особая чистота, спецодеждой являются белые халаты.

Строгая и красивая рабочая одежда, помимо функционального значения, стимулирует человека к чистоте и порядку.
 

 

источник: Промышленные здания и их конструктивные элементы, С.В. Дятков


« Общие принципы цветового решения интерьеров Особенности цветового решения интерьеров некоторых цехов »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!