Гениальная прозорливость Ленина

   Особо надо отметить то, что, безусловно, отличает нашу Конституцию от конституций всех капиталистических стран: в ней на базе планомерного развития массового жилищного строительства за всеми трудящимися закреплено реальное право на благоустроенное жилище. В статье 44 записано: «Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги...»

  Одновременно с этим в ряде статей Конституции СССР указано на необходимость развития государственных сетей общественного обслуживания бытовых и культурных потребностей трудящихся. Особо отмечается значение общественных зданий, предоставляемых трудящимся и их организациям, для осуществления политических свобод граждан СССР (статья 50).

  Нам бы хотелось подчеркнуть значимость положений статьи 68 Конституции СССР, где записано: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР».
В том числе — памятников архитектуры, среди которых свое место займут и лучшие произведения советского социалистического зодчества. Советскую архитектуру следует оценивать всесторонне прежде всего по тому, насколько успешно она отвечает своему социальному назначению, своим идейно-художественным задачам, принимая во внимание смелость и свежесть решения ею инженерных (и формально-астетических) проблем.

Деревенская  электростанция

  При этом главным критерием выделения лучших сооружений для нас будет новаторское, отвечающее потребностям нового социалистического общества решение социальных функций советской архитектуры. Целостное же решение функционального назначения в архитектуре дается только тогда, когда ее социальные функции сочетаются с художественными, находя в них свое отражение и органичное дополнение. На базе такого целостного решения и возникают самые славные свершения зодчества.

  Заметим, что хотя мировая история искусства (любого вида его) обогащала сокровищницу шедевров обычно отнюдь не каждый год мы можем с гордостью назвать созданные за 60 лет Советской власти десятки выдающихся архитектурных произведений. Время, исторический опыт позволяют нам считать многие оценки устоявшимися.
Рассмотрим основные типологические группы этих знаменательных памятников советской архитектуры. Ленину посвящается Основатель нашей Коммунистической партии, вождь Великой Октябрьской социалистической революции Владимир Ильич Ленин остается в сердцах и памяти народной самым человечным человеком. Н. К. Крупская говорила о том, что самым лучшим памятником Ильичу будут детские сады, клубы, столовые. Не случайно ленинские заветы об организации нового быта, о строительстве хороших жилищ для всех, о превращении заводов в достойные человека лаборатории стали краеугольным камнем архитектурно-строительной политики Советского государства. От первой деревенской электростанции, зажегшей лампочку Ильича, до нынешних гигантов энергетики, раскрепостивших энергию угля, воды, атома, — огромная дистанция.



Гениальная прозорливость Ленина

  Но она — лучшее свидетельство гениальной прозорливости великого Ленина, умевшего видеть дальше и лучше всех. Это хорошо сознаем мы сейчас. Хорошо понимали историческую значимость дел Ленина и его современники. Поэтому естествен тот порыв народной воли, который проявился в решении сохранить навечно — как символ всенародной памяти и любви — тело В. И. Ленина и соорудить для этой цели в Москве на Красной площади Мавзолей.

  История его проектирования прошла несколько этапов: от получения А. В. Щусевым программного задания от старых соратников Ленина и сооружения временного мавзолея-склепа через просуществовавший пять лет дубовый Мавзолей до нынешнего гранитного. Важно вспомнить, что в 1924 г. проходил и всенародный конкурс на проектирование Мавзолея, который также оказал влияние на кристаллизацию творческой идеи Щусева.
И вот в центре Красной площади, который отмечен куполом здания — резиденции Советского правительства, на фоне древней кремлевской стены встало весьма небольшое по размерам темно-красное ступенчатое сооружение с лаконичной надписью «Ленин». В дни посещения Мавзолея длинной вереницей идут сюда люди со всех концов страны и из-за рубежа, чтобы поклониться тому, кто с такой прозорливостью определил направление развития нового мира.

  Мавзолей — одно из самых лучших произведений советской архитектуры. В нем соединились вековые традиции пирамидального построения мемориальных надгробных монументов, классические закономерности симметричного с использованием всех композиционных осей формирования архитектурного ансамбля и новаторские идеи, выразившиеся в том, что памятник Ленину стал живым, включенным в сегодняшнюю жизнь, сооружением — символом вечной жизни его идей в народных массах.

  Особенно ярко ощущаешь это в праздничные дни, когда с трибуны Мавзолея к народу обращаются руководители партии и правительства, известные всем людям герои. На трибуне Мавзолея после возвращения из космоса стоял Юрий Гагарин. В суровый день 7 ноября 1941 г. мимо трибун Мавзолея прошли отряды советских воинов, чей путь лежал к рубежам обороны Москвы.

  Но не только в такие кульминационные моменты нашей жизни велик Мавзолей. Надо видеть его и в спокойно-торжественные ночные   часы,   когда площадь залита ровным светом прожекторов, а в городской тишине особенно четко звучат куранты со Спасской башни и раздаются шаги курсантов Кремлевского училища, идущих на смену почетного караула. И в утренние часы — от Исторического музея, когда солнце золотит главы соборов и освещает алым светом сквозь легкую дымку и Мавзолей, и кремлевскую стену, а собор Василия Блаженного (Покровский) воспринимается обобщенным силуэтом. И в предвечернее время, когда тень от кремлевской стены как бы соединяет воедино и Мавзолей и силуэт Кремля. После недавней реконструкции Красной Площади еще лучше стали примыкающие к Мавзолею гранитные серые трибуны, вместо разросшихся голубых елей вдоль стены встали стройные молодые елочки.

  Красная площадь представляет собой законченный ансамбль, основным композиционным ядром которого является Мавзолей. Важнейшими составляющими ансамбля служат шедевры архитектуры — мощные стены и постройки Кремля и Покровский собор, которые определяют масштаб и силуэт площади. Здания Исторического музея и нынешнего ГУМа поддерживают масштабную и силуэтную характеристику ансамбля, не привлекая к себе внимания больше, чем нужно, чтобы сохранилось доминирующее значение Мавзолея и Кремля.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться







 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Здоровый микроклимат Мастерство Щусева »