Архитектурное бюро Глушкова

Выставочные и спортивные павильоны

  Выставки наглядно демонстрируют достижения культуры народов, в том числе и достижения советского зодчества. И тут есть на чем остановить внимание читателей, есть что проанализировать и чем гордиться.

  Первая сельскохозяйственная выставка в Москве 1923 г. была убедительной демонстрацией новой советской архитектуры. Если в генеральном плане выставки и входном ее павильоне (И. Жолтовский) сказывалось спокойное прочтение традиций, то в ряде скромных павильонов из дерева и стекла бурно самовыражали себя новаторские направления. В историю советского зодчества вошел динамичный и острый по композиции павильон К. Мельникова «Махорка». Не прошло и двух лет, и в 1925 г. павильон СССР на Международной художественной выставке в Париже вошел в историю мирового зодчества. Легкость и простор, стекло и диагональный сдвиг перекрытий и лестниц, советская эмблематика и новизна архитектурно-художественного содержания и композиционной формы были вескими аргументами в пользу молодой советской архитектуры, породившей ее социалистической революции. Павильон СССР К. Мельникова получил «Гран-при». А черев 12 лет победивший социализм продемонстрировал великие достижения своей гуманистической культуры на Международной выставке в Париже 1937 г. Павильон СССР занимал протяженную площадку вдоль Сены. Архитектор Б. Иофан в этом, на наш взгляд, лучшем из его проектов, создал целостную композицию, в которой основой был горизонтальный выставочный зал. Но ближе к входной части высота павильона динамично нарастала, повышенная часть образовывала как бы пьедестал для всем известной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», взлет которой, осененный серпом и молотом, убедительно раскрывал основную идею произведения нерасторжимого синтеза архитектуры и скульптуры. Блестящее проявление возможностей синтеза искусств получило самую высокую международную оценку.

  Послевоенные павильоны СССР на международных выставках в Брюсселе и Монреале имели очень выразительную экспозицию, но были более сдержанными в архитектурно-образном отношении. В архитектуре павильона в Осака (1970 г., архитектор М. Посохин), напоминавшей по своей композиции (и цвету) взметнувшееся красное знамя, начало возрождаться стремление к глубоко-идейной образной выразительности павильонов СССР.

  Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 г. в Москве была весьма интересна поисками национальных форм социалистического зодчества. Выделялись, в частности, павильон Грузии (переходящий в остекленный сад, аде благоухали цитрусовые) и Узбекистана (в форме, напоминающей чайхану, окруженную изящной оградой из колонн). Пружинно взметнувшийся открытый с торцов свод был очень уместен для павильона механизации (архитекторы В. Андреев, И. Таранов). Архитектура послевоенной ВСХВ оказалась перегруженной архаичным декором, стилизованным под национальные формы республик.

  Ряд новых и реконструированных павильонов не избавил ее архитектурное решение от налета эклектичности, а кое-где, увы, и не лучшего архитектурного вкуса. Но выставка (теперь ВДНХ) продолжает развиваться и реконструироваться. Ныне по проектам советских зодчих воздвигаются павильоны для Олимпиады-80. Они, естественно, будут иметь несколько иные функции, чем выставки. Стадионы и сама олимпийская деревня строятся с таким расчетом, чтобы они послужили не только Олимпиаде-80, но и еще долгие годы использовались советскими спортсменами и жителями Москвы.






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться







 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Административные здания СССР ( продолжение ) Архитектурное творчество народов CCCР »