Архитектурное бюро Глушкова

Мемориальная тема в архитектуре

 

  Хатынь... Всем известно название этой белорусской деревни, которую вместе с ее жителями сожгли гитлеровские каратели. Молодые белорусские зодчие Ю. Градов, В. Занкевич, Л. Левин — авторы мемориала Хатынь поставили на месте каждого дома небольшие памятники, символизирующие нижний венец сруба и остатки печи: именно так выглядели бесчисленные разрушенные фашистами села и деревни. На памятниках — имена живших в том доме. Сверху — небольшой колокол. Каждую минуту разносится мерный звон колоколов по всей округе. Двадцать шесть домов Двадцать шесть дворов Были. Жили. Двадцать шесть печей Двадцать шесть звонарей На могиле.

  Посетителя мемориала встречает скульптура: старик, держащий в руках мертвого мальчика, — это портрет единственного оставшегося в живых свидетеля трагедии с его погибшим внуком.
К комплексу собственно Хатыни примыкает символическое кладбище испепеленных поселений, где захоронена земля из всех разрушенных во время войны городов и сел Белоруссии.



  Кажется, что здесь сконцентрированы трагедия и горе всей земли, попавшей под временное иго нацизма. Вечно будет напоминать это кладбище живущим об их долге в борьбе за прочный мир.
Саласпилсе невдалеке от Риги сооружен на месте фашистского концентрационного лагеря. Огромный, более чем стометровой длины железобетонный шлагбаум-балка (в небольшом объеме, на который она опирается, расположен мемориальный музей) чуть приоткрывает нам вход в прошлое. В мемориале латвийскими зодчими Г. Асарисом, О. Закаменным, О. Остенбергом, И. Сграутманиеом архитектурно закреплена планировка территории лагеря смерти, отмечены места, где содержались заключенные. Особый барак — для детей; перед этим местом теперь всегда лежат свежие цветы. На лагерном плацу, вокруг которого проложена дорога, крестный путь погибших — огромные фигуры из бетона, несколько условные и потому с особой силой выражающие трагедию узников фашизма, их борьбу и сопротивление.

  Скульптурные и архитектурные элементы мемориала увязаны единством материала и единством крупного масштаба, отвечающего размерам комплекса и характеру окружающей природы (комплекс Саласпилса расположен в лесистой местности). В синтез с архитектурой, как и в Хатыни, вступает звук, — это в ритме биения сердца звучит метроном.


 






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться







 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Великое искусство архитектуры Ансамбль в Волгограде на Мамаевом кургане »