Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


Опубликовано: Ноябрь 19, 2016

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы

М.ПОСОХИН, Член-корреспондент Академии архитектуры СССР, Лауреат Сталинской премии.

Грандиозная программа жилищного строительства, предусмотренная Генеральным планом реконструкции Москвы на 1951— 1960 годы, ставит новые ответственные задачи перед московскими архитекторами и определяет дальнейшее направление их творчества.

Для выполнения запланированного на десятилетие объема жилой застройки в Москве создается мощная строительная индустрия, укрепляются и усиливаются строительные организации.

Самые масштабы жилищного строительства и обусловленные ими новые методы производства строительных работ оказывают прямое влияние на организацию проектирования и требуют повышения качества архитектуры жилых домов. К сожалению, приходится признать, что проектные и научные организации еще отстают от строительной практики, в то время как они должны были бы опережать ее. Эти организации обязаны как можно скорее ликвидировать существующее ненормальное положение, особое внимание, уделив разработке творческих и теоретических вопросов архитектуры современного многоэтажного, жилого дома.



Если учесть, что весь объем жилищного строительства, подлежащего осуществлению в ближайшие годы, распределится, главным образом на основных магистралях, набережных, площадях и железнодорожных въездах в город — можно представить себе, какие громадные изменения вызовет оно в облике столицы. Это говорит о том, как велика ответственность московских архитекторов и строителей, которым предстоит облечь 10 миллионов квадратных метров жилой площади в конкретные формы многоэтажных зданий, объединенных в величественные ансамбли.

Для того чтобы художественный уровень новых ансамблей соответствовал высоким требованиям нашего народа, необходимо творческие вопросы, связанные с созданием архитектуры многоэтажных, жилых домов, решать в широком плане, т. е. решать градостроительные, технические и художественные задачи в едином комплексе. Это поможет преодолеть неоправданную пестроту в архитектурных и конструктивных решениях, избавиться от недостатков, неизбежно связанных со «штучным» проектированием.

Первый шаг в этом направлении представляет собой разработка проектов новых типовых секций для многоэтажного жилищного строительства Москвы, осуществленная Специальным архитектурно-конструкторским бюро Архитектурно-планировочного управления совместно с научно - исследовательским Институтом архитектуры жилища Академии архитектуры СССР, а также магистральной мастерской № 5 института «Моспроект».

Фото. Фасады 8—10-ти этажных, жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки


Фото. Фасады 8—10-ти этажных, жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки одного из кварталов на Ярославском шоссе.

На верхнем снимке — проект архитектора Ф. Борисовой, в центре — проект архитектора В. Попандопуло на нижнем снимке — проект арх. Б. Голуб и архитектора А. Шайхет. (Магистральная мастерская № 1, руководитель — член-корреспондент Академии архитектуры СССР В. Андреев).

Фасады 10-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки участка № 34—46 на Ленинградском шоссе. Авторы — архитектора С. Сатунц, архитектора Б. Бранденбург и архитектора В. Степанов (Магистральная мастерская № 2, руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР К. Алабян).


Фото. Фасады 10-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки участка № 34—46 на Ленинградском шоссе. Авторы — архитектора С. Сатунц, архитектора Б. Бранденбург и архитектора В. Степанов (Магистральная мастерская № 2, руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР К. Алабян).

Фасады 10-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки квартала на Дмитровском шоссе между Дачным проездом и Ивановской улицей. Авторы—архитектора А. Громов, архитектора Т. Макарычев, архитектора Б. Шишкин (Магистральная мастерская № 7, руководитель—архитектор И. Ловейко)

Фото. Фасады 10-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки квартала на Дмитровском шоссе между Дачным проездом и Ивановской улицей. Авторы—архитектора А. Громов, архитектора Т. Макарычев, архитектора Б. Шишкин (Магистральная мастерская № 7, руководитель—архитектор И. Ловейко)

 Фасады 10-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки кварталов на Симоновском валу. Автор — архитектор Д. Олтаржевский, при участии архитектора Н. Афанасьевой, архитектора Г. Кузнецовой, архитектора М. Никольской, архитектора Ю. Юрова (Магистральная мастерская № 11, руководитель — профессор М. Синявский).

Фото. Фасады 10-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки кварталов на Симоновском валу. Автор — архитектор Д. Олтаржевский, при участии архитектора Н. Афанасьевой, архитектора Г. Кузнецовой, архитектора М. Никольской, архитектора Ю. Юрова (Магистральная мастерская № 11, руководитель — профессор М. Синявский).

Фасады 10—14-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом

Фото. Фасады 10—14-этажных жилых домов с кирпичными стенами и внутренним железобетонным каркасом, проектируемых для застройки района Верхней и Нижней Хохловки. На верхнем снимке — проект архитектора А. Андреева, на втором — проект архитектора И. Евзекова, на третьем — проект архитектора Б. Палуй, на нижнем — проект архитектора А. Пилихина (Магистральная мастерская № 13, руководитель—профессор Б. Мезенцев).

Чтобы иметь окончательное суждение о качестве этих секций, крайне необходимо всесторонне проверить композиционные возможности, которые они дают для решения архитектуры многоэтажных, жилых домов.

Большое значение имеет также проверка возможности успешного применения новых секций для домов каркасно-панельной конструкции. Это особенно важно, если учесть, что каркасно-панельное строительство, как весьма прогрессивное, займет в ближайшее время значительное место в нашей практике.

Одновременно предстоит решить важный в современных условиях вопрос об унификации архитектурных деталей с тем, чтобы свести их в единый каталог.

Должен быть создан необходимый набор архитектурных деталей и обломов, т. е., условно говоря, «архитектурный алфавит», который, подобно набору букв, позволяющему составлять слова и фразы, давал бы возможность проектировщикам составлять любые «архитектурные фразы» для выражения творческого замысла.

В условиях массового индустриального строительства работа над созданием каталогов архитектурных деталей приобретает огромное значение. К ней необходимо привлечь самых квалифицированных мастеров. Тогда унификация архитектурных деталей не только не приведет к ущемлению творческой индивидуальности архитекторов, но, в конечном итоге, несомненно, повысит общий художественный уровень жилой застройки города.

Следует иметь в виду, что наша промышленность, располагая громадными производственными возможностями, тем не менее, не может быть ориентирована на выпуск неограниченного количества разновидностей отдельных изделий. Иначе говоря, она не может выпускать железобетонные колонны, плиты перекрытий или облицовку из керамики и офактуренного бетона по заказам отдельных архитекторов. Поэтому совершенно необходимо заранее разработать каталоги изделий, применение которых было бы обязательно и в производстве и в проектировании.

Необходимость унификации архитектурных деталей составляет существенную особенность современного этапа архитектурного проектирования, и эту особенность, организующую и дисциплинирующую проектирование и строительство, надо учитывать даже в начальной стадии работы над решением архитектуры жилого дома.

С целью проверки композиционных качеств новых типовых секций, разработанных Специальным архитектурно-конструкторским бюро и Институтом архитектуры жилища Академии архитектуры СССР, институт «Моспроект» запроектировал на их основе, для реальных участков строительства, ряд многоэтажных, жилых домов, в том числе здания каркасно-панельной конструкции. Чтобы обеспечить максимальное разнообразие архитектурных решений, предоставляемых новыми секциями, эту работу выполняли почти все магистральные мастерские, положив тем самым начало большому делу создания архитектуры новых многоэтажных, жилых домов.

Разработанные мастерскими проекты жилых домов (с кирпичными и панельными стенами) показали возможность получения достаточного разнообразия объемно-пространственных композиций. Исключение составляет тема фасадов с ярусными уступами.

Создание на фасадах ризолитов с уступами является одним из способов преодолеть громоздкость фасадной стены 10 - 14-этажного дома и позволяет придать зданию богатую пластику и соответствующий масштаб. Этот ком­позиционный прием, несомненно, обогатит многоэтажную застройку. Жизненность его хорошо доказывают проекты домов для юго-запада, выполненные магистральной мастерской № 3: ярусные уступы позволили создать здесь богатую и выразительную объемно-пространственную композицию. В этих проектах применена секция, не вошедшая в набор проектов типовых секций, так как для принятого композиционного приема последние не дают необходимого решения.

Уступчатая композиция фасадов, принятая также для высотного здания на площади Восстания, получит развитие и в решении жилых домов, которые расположатся по обеим его сторонам.

Можно привести еще ряд примеров использования уступов при решении композиции многоэтажных, жилых домов. Это говорит о необходимости дополнить существующий набор секций секциями с уступами для различных градостроительных условий. Эту задачу должно решить Специальное архитектурно-конструкторское бюро при участии магистральных мастерских.

Переходя к оценке разработанных магистральными мастерскими проектов многоэтажных, жилых домов, скомпонованных из новых типовых секций, следует прежде всего остановиться на основных задачах, стоявших перед проектировщиками.

Эти задачи, в общих чертах, сводились к следующему:

1. Проверить возможности применения секций (без каких-либо изменений в них) для различных градостроительных условий с тем, чтобы удовлетворить при этом все бытовые и экономические требования, предъявляемые к столичному, жилому дому.
2. Создать образ столичного, жилого здания с учетом всех достижений современной архитектурной практики и исторических традиций московской архитектуры, воплощенных в ее лучших памятниках.
3. Создать выразительную композицию объемов здания и его фасадов на основе такой архитектурной системы, которая обладала бы типическими чертами, позволяющими принять эту систему за основу для дальнейшей разработки и развития выразительного и полноценного архитектурного решения крупной ансамблевой застройки города, а также типизации элементов зданий в условиях массового индустриального строительства.

Если с этих позиций подойти к архитектурным решениям, принятым магистральными мастерскими,— придется признать, что проекты фасадов для домов с кирпичными стенами, выполненные мастерскими №№ 1, 2, 7, 11 и 13, к сожалению, не раскрывают всесторонне композиционных возможностей, предоставляемых типовыми секциями. Проекты этих мастерских дают ограниченное количество вариан¬тов решений и поэтому не могут служить полноценным материалом, который дополнил бы и иллюстрировал проекты типовых секций. В исполнении проектов не чувствуется ни творческого подъема, ни сознания той ответственности, к которой обязывали проектировщиков особенности задания. А заключались они, прежде всего, в ТОМ, чтобы секции, непроверенные с точки зрения возможности создания различных композиций домов, не были приняты, как типовые и обязательные для применения.

Проект 8-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора И. Кастель и архитектора Т. Заикиным в магистральной мастерской № 1 (руководитель—-член-корреспондент Академии архитектуры СССР В. Андреев).


Фото. Проект 8-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора И. Кастель и архитектора Т. Заикиным в магистральной мастерской № 1 (руководитель—-член-корреспондент Академии архитектуры СССР В. Андреев).

 Фото. Проект 10-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора Л. Карлик при участии архитектора Е. Овакимовой в магистральной мастерской № 2 (руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР К. Алабян).


Фото. Проект 10-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора Л. Карлик при участии архитектора Е. Овакимовой в магистральной мастерской № 2 (руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР К. Алабян).

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы


Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы

Фото. Фрагменты и план 14-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанного действительным членом Академии архитектуры СССР А. Власовым, архитектора Д. Бурдиным и архитектора М. Лисицианом в магистральной мастерской № 3 (руководитель — А. Власов).

Магистральные мастерские должны были провести всестороннюю проверку секций. Ведь, в полноценности этой работы заинтересованы, в первую очередь, именно их творческие коллективы, которым предстоит комплексно решать застройку магистралей в новых условиях строительства и применять исключительно те секции, которые будут утверждены, как типовые.

Возможно, что участки, для которых предназначались проектируемые дома, следовало бы выбрать так, чтобы они предоставляли максимальные возможности для дальнейшего развития принятых в проектах композиционных приемов. Но, к сожалению, приходится отметить, что проекты мастерских №№ 2 и 7 решают лишь локальную задачу — для отдельного дома или небольшой группы домов. Проекты фасадов, предложенные этими мастерскими, а также проекты мастерской № 13 отличаются случайностью принятых мотивов и не обладают теми чертами, которые могли бы послужить основой для развития архитектурной темы целого ансамбля.

Известное исключение представляют проекты, выполненные магистральной мастерской № 11 для участка, рас­положенного по Симоновскому валу. В красиво нарисованных фасадах показано определенное развитие принятого архитектурного приема. Но и здесь авторы проектов несколько односторонне решили поставленную задачу. В частности, в проектах не нашел отражения особый москов­ский живописный характер застройки. Между тем, именно в районе Симоновской и Крутицкой набережных, сохранивших ряд выдающихся памятников русской архитектуры, развитие прогрессивных традиций национального зодчества представлялось наиболее естественным. Трудно представить себе, почему в данных условиях застройки композиционной основой для работы послужили мотивы, идущие от итальянского ренессанса, как бы мастерски эти мотивы ни были разработаны.

Следует признать, что магистральные мастерские не справились с поставленными перед ними задачами. Им необходимо продолжить начатую работу по созданию проектов многоэтажных, жилых домов с кирпичными стенами на основе новых типовых секций. Но надо, чтобы в этой работе приняли непосредственное участие ведущие мастера архитектуры. При этом поиски выразительности в архитектуре многоэтажной жилой застройки должны быть основаны на глубоком анализе современных требований к архитектуре, как искусству.

До сих пор наиболее распространенным материалом для возведения стен жилых зданий являлся кирпич. Действительно, это превосходный материал, проверенный веками.

Но можно ли сейчас, при проектировании новых многоэтажных, жилых домов, ограничиваться этим материалом, когда создание новых заводов строительной индустрии и появление кранов большой грузоподъемности определило возникновение сборного каркасно-панельного домостроения.

Новый метод возведения зданий из больших готовых элементов настоятельно требует от проектировщиков решения проблемы нового тектонического построения фасада многоэтажного, жилого дома. Между тем, решение вопросов архитектуры отстает от развития новых методов строительства многоэтажных, жилых домов. Отсюда и отставание в области типового проектирования и разработки архитектуры домов сборной каркасно-панельной конструкции.

Основной особенностью работы над архитектурой домов панельной конструкции является необходимость на первоначальном этапе отыскания образа и идеи выявить и показать принцип сборности, т. е. количество составных элементов, их архитектурно, конструктивное решение и способ изготовления. Это то новое, что отличает проектирование сборных панельных, многоэтажных зданий от работы над проектами обычных жилых домов.

Раньше при проектировании дома со стенами из кирпича, отделываемого мокрой штукатуркой, архитектору на стадии эскизного проекта можно было не думать о том, как будет выполнен разработанный им фасад. При проектировании же зданий каркасно-панельной конструкции невозможно, не продумав сразу всей композиции и конструкции, разложить здание на те отдельные крупные элементы, которые должны быть выполнены на заводе и собраны на строительной площадке.

В творческом процессе создания архитектурной композиции, в условиях применения каркасно-панельной конструкции, прежде всего, должны решаться вопросы тектонического построения всего организма дома, компонуемого из отдельных крупных элементов. Взаимное влияние художественной и конструктивной идеи здесь становится неизбежным. При разработке проектных решений необходимо добиваться единства этих двух сторон процесса проектирования.

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы


Фото. Проект 12-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором М. Адриановым в магистральной мастерской № 4 (руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР В. Гельфрейх).

Проект 12-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора Л. Голубовским и архитектора А. Корабельниковым при участии архитектора М. Чесакова и архитектора Ю. Семенова в магистральной мастерской № 4 (руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР В. Гельфрейх).


Фото. Проект 12-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора Л. Голубовским и архитектора А. Корабельниковым при участии архитектора М. Чесакова и архитектора Ю. Семенова в магистральной мастерской № 4 (руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР В. Гельфрейх).

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы

 

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы


Фото. Проект 8-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный действительным членом Академии архитектуры СССР Н. Колли и архитектора В. Дементьевым в магистральной мастерской № 6 (руководитель — Н. Колли).

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы


Фото. Проект 14-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором И. Ловейко, архитектором С. Ханиным, архитектором Б. Браиловским и архитектором М. Артемьевым в магистральной мастерской № 7 (руководитель— архитектором И. Ловейко).

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы

Фото. Проект 10—12-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором А. Сорокиным в магистральной мастерской № 10 (руководитель — действительный член Академии архитектуры СССР Л. Поляков).

Проект 10-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора А. Сурис в магистральной мастерской № 11 (руководитель — профессор М. Синявский).


Фото. Проект 10-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором А. Сурис в магистральной мастерской № 11 (руководитель — профессор М. Синявский).

Архитектура многоэтажных жилых домов, запроектированных на основе новых типовых секций, СССР 50е 60е годы

Фото. Проект 10-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором Н. Рудман в магистральной мастерской № 13 (руководитель — профессор Б. Мезенцев).


Результатом органического слияния архитектурно-художественной формы и конструкции является новый принцип построения фасадной стены здания и новой роли на нем карнизов и архитектурных деталей.

Серьезное значение приобретает также правильное решение шва между отдельными элементами фасада. Во всех проектах магистральных мастерских, которые работали над созданием архитектуры при каркасно-панельной конструкции, можно отметить соблюдение единого принципа решения вертикального шва, скрываемого пластикой стены.

Можно отметить в то же время два различных подхода к решению горизонтального шва между панелями. В одной группе проектов двухэтажная панель выявлена в построении фасадов (проекты магистральных мастерских № 4 — архитектора М. Адрианов, № 7, САКВ, мастерской по проектированию Песчаных улиц). В другой группе проектов (проекты мастерских №№ 1, 2, 3; № 4 — архитектора Л. Голубовского и др., №№ 6, 10, 11 и 13) построение фасада не связано с высотой конструктивного элемента, в расчете на то, что швы между керамическими плитками, которыми облицованы панели, замаскируют место стыка отдельных панелей. Такой метод маскировки швов между панелями был применен на высотных зданиях. Хотя он и не способствует прямому выявлению в архитектуре здания конструктивной идеи, все же исключить его нельзя. Не следует забывать, что конечная цель нашей работы при решении архитектуры жилого дома нового типа отнюдь не заключается только в отыскании средств, для выражения сборности здания и выявления его конструктивной схемы. Работая над фасадом, мы, прежде всего, должны решать идейно­художественную задачу, т. е. задачу создания архитектурного образа советского многоэтажного, жилого дома.

Необходимость сочетания красоты и целесообразности, являющегося основным принципом классики, в применении к новым домам означает, что отдельные элементы их фасадов — карнизы, архитектурные детали — не должны механически повторять формы, обусловленные старым», отживающими методами сооружения зданий и вышедшими из употребления конструкциями. В этом отношении проекты, выполненные магистральными мастерскими №№ 1, 2,7,10 и 13, еще не свободны от привычных для каменного зодчества приемов, не соответствующих каркасной и сборной конструкции и современной строительной технике.

Как известно, важнейшее требование, предъявляемое к архитектуре жилого здания любой конструкции, заключается в создании оптимистического образа советского, жилого дома. В этой связи следует отметить, что отдельные черты в проектах, выполненных магистральными мастерскими №№ 6, 7 и 13, не способствуют решению поставленной задачи.

В проекте мастерской № 6 укрупненный ритм чередующихся широких и узких простенков, при простом и относительно плоском объеме здания, лишает его характера жилого дома, придавая ему черты, свойственные скорее административному зданию. В проекте мастерской № 7 чрезмерная и подчеркнутая монументальность объема почти исключает все характерные особенности архитектуры жилого дома.
Поэтому здание кажется обособленным, замкнутым и холодным. Представляется спорным громоздкий и сложный силуэт дома, запроектированного мастерской № 13. Такой силуэт не характерен для московской архитектуры; поэтому проект в его нынешнем виде едва ли заслуживает разработки.

Новизной архитектурного приема отличается проект, выполненный мастерской № 3. Богатое пластическое построение объемов, использование цвета в архитектуре фасадов создают выразительное решение 14-этажного дома. Но дом этот нельзя причислить, к панельным. Его осуществление скорее возможно в каркасно-блочной конструкции. Авторам в дальнейшем необходимо только более углубленно проработать типизацию отдельных элементов фасадов с учетом индустриального производства.

Черты нового в построении объемов и трактовке фасадов носят в себе проекты мастерской № 4 и мастерской по проектированию Песчаных улиц. Они требуют, однако, дальнейшей работы над пропорциями зданий и фрагментами фасадов, а особенно решения метода сборки отдельных элементов.

Проект 12—15-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора А. Гурковым при участии архитектора М. Зильберт в мастерской по проектированию Песчаных улиц.

Фото. Проект 12—15-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором А. Гурковым при участии архитектора М. Зильберт в мастерской по проектированию Песчаных улиц.

Проект 12—14-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектора В. Переясловым, архитектора О. Горячевым и архитектора А. Монаховой в Специальном архитектурно-конструкторском бюро (и. о. директора — инженер А. Дорохов).

Фото. Проект 12—14-этажного жилого дома каркасно-панельной конструкции, разработанный архитектором В. Переясловым, архитектором О. Горячевым и архитектором А. Монаховой в Специальном архитектурно-конструкторском бюро (и. о. директора — инженер А. Дорохов).

Требование более углубленного подхода к методу выполнения задуманного приема относится ко всем проектам, представленным магистральными мастерскими.

Надо признать, что почти все проекты свидетельствуют об известном давлении на их авторов груза старых, привычных приемов, о недостаточно глубоком понимании сущности новых методов строительства и каркасно-панельной конструкции. Всё же проекты каркасно-панельных зданий в значительно большей степени, чем проекты кирпичных зданий, позволили раскрыть композиционные возможности новых типовых секций. Несмотря на то, что предложенные проекты не свободны от существенных недостатков, включение магистральных мастерских в работу по созданию нового типа жилого дома является серьезным достижением.

Работа, выполненная магистральными мастерскими, уже на данной стадии может служить материалом для творческих дискуссий, которые, несомненно, помогут дальнейшему развитию проектирования каркасно-панельных зданий.
Эта область проектирования, наконец, начинает привлекать к себе внимание значительного коллектива архитекторов. Начало положено, и теперь необходимо всемерно развивать творческое соревнование в работе над проектами сборных многоэтажных домов, еще более расширить круг участников проектирования, привлечь к этой работе крупнейших советских зодчих.

смотрите также: Архитектура Москвы на www.mosarchinform.ru


От: PetrovAlex






Скрыть комментарии (0)

Чтобы оставлять комментарии, нужно зарегистрироваться







 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Архитектура и строительство Москвы 1952 №2 Каркасно-панельные конструкции в строительстве, СССР 50- 60-е годы »


¬???? ¬???