Опубликовано: Ноябрь 29, 2016

Метод унификации деталей для отделки фасадов жилых зданий

(В порядке обсуждения)
Архитектор Е. ИОXЕЛЕС. Руководитель мастерской № 2 Специального архитектурно-конструкторского бюро Архитектурно-планировочного управления г. Москвы.


Непременным условием развития прогрессивных методов строительства является индустриализация всех видов строительных работ. Поэтому долговечная, возводимая по ходу кладки облицовка фасадов керамикой или декоративным бетоном стала наиболее распространенным видом отделки московских зданий.

Практика применения облицовок в московском строительстве показывает, что в настоящее время, наряду с рядом удачных решений, многие облицовки все еще имеют досадные недостатки. Однако эти недостатки не являются органическими и вполне устранимы. Ввод в строй сооружаемых в Москве и Подмосковье мощных, оборудованных по последнему слову советской техники предприятий по изготовлению облицовочных материалов и изделий из них создает все условия для организации массового выпуска дешевой высококачественной облицовки.



Основной чертой технологии изготовления профилированных элементов облицовки на этих передовых предприятиях является почти полное исключение кустарных методов производства. Профилированные и лепные детали будут изготовляться в точно калиброванных металлических формах и мундштуках, устанавливаемых на высокопроизводительных прессах и прокатных станах.

При создании новой технологии наряду с обеспечением высокой производительности оборудования уделяется серьезное внимание качественному выполнению требований архитекторов, как в отношении точного изготовления заданной формы, так и в отношении возможностей варьирования форм архитектурных деталей.

Новые предприятия обеспечивают серийный выпуск широкого ассортимента разнообразных по форме деталей. Однако это не значит, что можно будет изготовлять ничем не ограниченные наборы архитектурных деталей по индивидуальным заказам отдельных авторов. Ведь даже в условиях кустарного изготовления облицовок множественность типоразмеров, доходивших до 1,5 тыс. на отдельный дом (причем каждый автор заставлял вновь изготовлять все модели и формы), являлась одной из основных причин, препятствовавших удешевлению облицовок и улучшению их качества. Тем более множественность типоразмеров недопустима в условиях массового индустриального производства.

Задача унификации облицовок, т. е. выработка единого, стабильного набора деталей, применяемого во всем массовом строительстве,— первоочередная, неотложная задача, без выполнения которой немыслима комплексная индустриализация строительства.

Совершенно очевидно, что решение этой задачи, удовлетворяющее в равной степени и требованиям передового индустриального производства, и идейно художественным задачам застройки Москвы, может быть успешно осуществлено лишь при участии ведущих мастеров советской архитектуры, научных организаций и широкой архитектурной общественности. Однако для того, чтобы координировать в этой области работу различных организаций и архитекторов, необходимо, прежде всего, установив основные исходные положения, выработать единую методику решения этого вопроса.

По поручению Архитектурно-планировочного управления г. Москвы, Специальное архитектурно конструкторское бюро (САКБ), наряду с разработкой сортамента гладких облицовочных плит, провело работу по определению методов унификации профилированных деталей фасадов.

Освещение основных принципов и результатов этой работы и является темой нашей статьи. При этом необходимо иметь в виду, что ряд приводимых материалов представляет только методические примеры. Поэтому их не следует рассматривать, как законченные предложения по производству деталей данного вида и рисунка.

Метод унификации деталей для отделки фасадов

 

Рис. 1. Последовательность вычисления размеров унифицированных элементов. Слева - расчет размера антаблемента применительно к высоте трехэтажного членения фасада жилого дома; в центре увязка общего размера антаблемента с модулем кирпичной порядовки

Метод унификации деталей для отделки фасадов

 

Рис. 2. Слева — карниз Голицинской больницы в Москве (арх. М. Казаков); справа — тот же профиль, собираемый из унифицированных элементов.

Все имеющиеся предложения по унификации архитектурных деталей фасадов можно разделить на две группы.

Первая группа предложений базируется на большом опыте повторного применения в различных сочетаниях нескольких целиком взятых, неизменяемых фрагментов. Этот метод широко используется в серийном типовом проектировании, где он получил специальное название «фрагментарного». В некоторых сериях проектов фасады отдельных зданий составляются из трех, четырех характерных отрезков, решения которых закреплены от цоколя до карниза. В других сериях применяются в различных сочетаниях стабильные для данной серии карнизы, эркеры, витрины, въезды и прочие композиционные узлы фасадов.

Ко второй группе относятся, главным образом, теоретические работы, не получившие еще широкой практической проверки в проектировании и строительстве. Их коренным отличием от предложений первой группы является то, что они предлагают оперировать не набором готовых фрагментов фасадов, а набором отдельных деталей, позволяющих составлять из них разнообразные фрагменты при решении архитектурной композиции фасадов отдельного дома или группы домов.

Что же надо считать наиболее приемлемым в реальных условиях московского строительства?
Фрагментарный метод отвечает условиям застройки крупными архитектурными ансамблями. Правильное, учитывающее градостроительные особенности, применение немногих выразительных приемов решений отдельных зданий, единый характер их деталей — одно из главнейших условий создания полноценной ансамблевой застройки магистрали.

Однако общие задачи застройки Москвы диктуют необходимость всемерно выявить особенности каждой магистрали, как общим решением ее застройки, так и средствами архитектурного декора. Представляется естественным, что каждая из 13 магистральных мастерских выработает свои серии фрагментов, особые для домов разной этажности, и будет из года в год их совершенствовать. Но при этом необходимо будет пользоваться только унифицированными деталями, входящими в единый набор.

Таким образом, сочетание фрагментарного метода с обязательным применением единого набора элементов облицовки позволит разрешить задачу свободной компоновки архитектурных произведений в условиях индустриального способа производства деталей.

Как показывает анализ, громадное большинство деталей фасадов можно расчленить на первичные, унифицированные элементы (рис. 2, 3, 4, 5). Такому расчленению не поддаются только мелкопрофилированные наличники окон да лепные, декоративные детали, не имеющие повторяющегося орнамента. Эти детали следует отобрать из числа лучших индивидуальных решений и применять целиком, как неизменяемые части фрагментов, наряду с деталями, составляемыми из унифицированных элементов.

Метод унификации деталей для отделки фасадов


Рис. 3 Карниз Андреевского собора в Киеве (арх.В. Растрелли); справа - этот же профиль, собираемый из унифицированных элементов.

Каким же должен быть единый, стабильный набор этих элементов?

 

Он, прежде всего, должен быть достаточен для того, чтобы можно было без существенных изменений выполнять утвержденные и начатые строительством проекты зданий разнообразного назначения и этажности, различных композиционных решений, существующих в советской архитектуре.

Аналогичная задача была поставлена при разработке САКБ альбома плоских элементов керамической облицовки и разрешена при небольших ограничениях, существенно не влияющих на композицию фасада. Разумеется, для профилированных и лепных деталей фасадов найти соответствующее решение гораздо труднее. Однако найти его можно и необходимо.

В результате творческого освоения советскими архитекторами новых материалов и методов отделки фасадов несомненно возникнут новые, более лаконичные формы, позволяющие применять меньшее количество разнообразных элементов облицовки. Сегодня же нам приходится разрешать задачу во всей ее сложности.

Задачей проведенного нами исследования являлось определение методов унификации архитектурных деталей, позволяющих облегчить организацию индустриального производства наружных облицовок, при реально существующих условиях архитектурного проектирования.

Пока проведен первый этап исследования, имевший целью разработку метода унификации основных, решающих деталей фасадов — профилей карнизов и тяг. Профили наличников, балконов и других второстепенных деталей решаются по аналогичным закономерностям. Введение порезок на профилях — следующий этап нашей работы, к которому можно приступить только после установления сортамента профилей и согласования его с промышленностью.

Профили карнизов и тяг состоят из различных сочетаний обломов. Унифицировать эти сочетания практически невозможно. Гораздо проще унифицировать составляющие их обломы. При этом следует иметь в виду условия производства и применения профилированных элементов облицовок.

Керамические детали изготовляются прессованием через мундштуки или в матрицах, с последующей нарезкой их по длине. Предельные размеры деталей ограничиваются, исходя из технологии производства, высотой в 30—35 см и длиной в 50—60 см. Эти размеры хорошо увязываются с конструктивным решением облицовок, заделываемых в стену в процессе кирпичной кладки, без наружных лесов и специальных поддерживающих приспособлений. При необходимости устройства карнизов с выносными плитами следует применять поддерживающие детали из офактуренного железобетона, закрепляемые анкерами (рис. 6). Можно заранее собирать керамические детали в карнизные или стеновые блоки и панели; однако по условиям производства работ это следует рекомендовать только для зданий с каркасными или панельными стенами, позволяющими производить надежное монтажное закрепление таких укрупненных блоков.

Детали из декоративного бетона или железобетона будут изготовляться на прокатных станах, также с последующей их нарезкой по длине или прессованием в матрицах. Целесообразно, чтобы размеры бетонных деталей соответствовали размерам керамических деталей. Железобетонные детали возможно выпускать значительно более крупных размеров. Однако увеличение высоты этих элементов также практически ограничивается конструктивным решением наружных стен, принятым в массовом строительстве.

Из перечисленных положений можно сделать некоторые выводы:

1. Сечение и профиль элемента определяют наиболее сложные в изготовлении детали технологического оборудования — металлические формы, матрицы и мундштуки. Каждый новый профиль требует изготовления соответствующей ему новой формы или мундштука.

Нарезка профилированных элементов по длине выполняется резательными механизмами. Изменение длины элемента требует только перестройки этого механизма, что значительно проще, чем изменение профиля.

2. Выпуск керамических профилированных элементов в виде отдельных обломов соответствует технологии их изготовления. Для производства железобетонной облицовки, которая должна выпускаться значительно более крупных размеров, можно применить ряд способов, позволяющих использовать метод расчленения крупноразмерных профилей на отдельные обломы. Например, можно металлические формы, соответствующие отдельным обломам, при помощи соответствующих приспособлений, собирать в единую форму профиля всего карниза, а затем формовать его целиком из декоративного бетона. Можно также выполнять сначала отдельные обломы в виде тонкостенных элементов из декоративного бетона, складывать их по заданному проектом профилю карниза, а затем замоноличивать в блок.

На рис. 6 приведены варианты выполнения одного и того же карниза из керамики и из декоративного железобетона.

Таким образом, при соответствующем решении технологии производства, унификация профилированных элементов как керамических, так и бетонных облицовок может осуществляться по единому методу. Чтобы наладить работу предприятий, нужно оснастить их соответствующим набором форм и обеспечить применяемость этих форм.

Разумеется, необязательно сразу заготовлять на заводах полный набор форм, соответствующий всему сортаменту профилированных элементов. Это можно делать постепенно, в зависимости от наличия тех или иных элементов в заказах, поступающих на завод.

Необходимо, чтобы все проектные организации использовали в своих проектах только те элементы облицовки, которые входят в утвержденный набор. В тех же случаях, когда приходится применить в проекте обломы или другие детали новых профилей, следует вводить эти дополнительные элементы в сортамент в централизованном порядке, оперативно оповещая об этом все проектные организации. Тем самым удастся избежать излишней множественности недостаточно различающихся между собой элементов и обеспечить наилучшее использование заводского оборудования.

Метод унификации деталей для отделки фасадов


Рис. 4. Слева — карниз, рассчитанный для членения фасада высотой в 3 этажа (по профилю карниза дворца Черигатти в Виченце, арх. А. Палладио); справа — этот же профиль, собираемый из унифицированных элементов.

 

Метод унификации деталей для отделки фасадов


Рис. 5. Слева — венчающий карниз 6—8-этажного дома (по профилю карниза дворца Пикколомини в Пиенце, арх. Б. Росселино); справа — тот же профиль, собираемый из унифицированных элементов.

Основное условие унификации — взаимозаменяемость унифицированных элементов, а для этого необходимо взаимно увязать их габаритные размеры на основе единой модульной системы. Так как основным материалом наружных стен пока является кирпич, в который заделываются детали облицовок, следует за модуль по высоте принять высоту ряда кирпича со швом, которая установлена ГОСТ в 7,5 см. Этот же модуль по высоте лежит в основе плоских элементов облицовки, с которыми обязательно должна быть увязана высота профилированных элементов.

Выносы профилированных элементов облицовки тоже должны быть модулированы и увязаны с модулем плоских облицовок по длине. В выпущенном САКВ альбоме плоских облицовок этот модуль был установлен в 2 см. Однако, из соображений увязки вертикального и горизонтального модулей (а это нужно, например, в случае, когда горизонтальный элемент наличника заворачивает вниз) правильнее принять горизонтальный модуль для профилированных и гладких элементов облицовки в 2,5 см.

При проектировании профилей тяг и карнизов в модульной системе наружные габариты всех элементов облицовки должны вписываться в сетку 7,5 X 2,5 см.

Эта сетка, безусловно, жестка по высоте и, как показало исследование, требует, даже для составления несколько упрощенных по форме профилей, дополнительных мероприятий. Они заключаются во введении в сортамент элементов облицовки простейших сочетаний обломов (например, вал, вал и полка, вал и две полки), а также полок, позволяющих сокращать высоту находящихся под ними элементов (рис. 4). Тем не менее, и при этих условиях возможности точного воспроизведения заданных профилей с соблюдением всех заданных пропорций ограничиваются.

Но следует ли добиваться, при проектировании профилей в облицовке, той же точности определения размеров их частей, что и при штукатурной технике? Ведь материалы и строительные методы всегда влияли на архитектурную форму. Никто никогда не пытался добиться в выложенном из кирпича карнизе такой же формы, таких же точных отношений частей, как в карнизе, вытесанном из мрамора. Допуски, неизбежные при обжиге элементов керамической облицовки, наличие многих швов, условия установки облицовки без наружных лесов и т. д.— все это делает неосуществимым выполнение пропорционированных с предельной точностью карнизов и проверку их размеров в натуре. Поэтому вынужденное в этом отношении ограничение архитекторов закономерно и неизбежно. Весь вопрос в том, правильно ли намечены пределы этого ограничения в данной работе.

Как уже указывалось, модулирование размеров профилированных элементов облицовки позволяет их унифицировать и сделать взаимозаменяемыми. Правильное определение набора этих элементов по размерам и форме позволит использовать одни и те же элементы во всем массовом строительстве.

Как же подойти к определению набора профилированных элементов облицовок? Можно ли проводить сквозную унификацию этих элементов для зданий различных высот? Как установить размеры отдельных обломов?
Для решения этой задачи следует обратиться к ордерным системам и проанализировать методы применения их в советской архитектуре.

Общепринятым методом определения размеров деталей фасадов является расчет их по ордерным системам, условно вписываемым в общую высоту фасада или его членения. Таким образом, устанавливаются как общие размеры карнизов и тяг, так и частные размеры отдельных деталей и профилей, из которых они состоят. Этот же метод применяется и при расчете размеров деталей сложных обрамлений проемов, витрин и т. д.

Такое применение ордерной системы ни в коей мере не предопределяет выбора декоративных средств решения архитектурного фасада, а тем более его художественного образа. В соответствии с общим замыслом композиции, архитекторы пользуются любой нужной им частью ордера.

При решении интересующих нас карнизов и тяг может быть использована любая часть антаблемента. Он применяется на фасаде полностью или трансформируется различными способами для образования увеличенного, нормального или сокращенного карниза, состоящего из любого числа обломов или упрощенного до формы плоской тягиплинта.

Как уже указывалось, конкретные формы применения ордерных построений в каждом отдельном случае определяются общей композицией архитектурного произведения. Больше того, в практической работе лучших архитекторов различных эпох и сами ордера, формы и пропорции их частей смело видоизменялись, подчиняясь этой главной задаче. И все же, несмотря на безграничное многообразие произведений, построенных с применением ордеров, все они объединяются логическими закономерностями, общими для всех ордерных систем.

Проводимая в САКБ работа преследует чисто практическую цель. Поэтому мы не будем заниматься здесь теоретическим исследованием архитектурных ордеров и способов их применения. Отметим только некоторые характерные особенности, имеющие значение для рассматриваемого вопроса.

Пропорции ордера и его отдельных частей всегда непосредственно связаны с конкретными условиями его применения. Меньшая величина здания, при прочих одинаковых условиях, как правило, обусловливает упрощение форм ордера и укрупнение его частей. Наоборот, в зданиях большей величины формы ордера усложняются, декор его становится богаче, а размеры отдельных частей относительно к общей величине уменьшаются.

Конечно, сопоставлять таким образом можно только формы ордеров, применяемых для решения аналогичных задач. Условия расположения ордера на фасаде или в интерьере здания, в верхней или в нижней части фасада, или на фасадах двух зданий, не равноценных по своему значению в композиции ансамбля, заставляют вносить дополнительные коррективы в пропорции отдельных частей и декоративное убранство ордера.

Однако указанный выше принцип построения архитектурных ордеров позволяет сделать вывод, что изменение абсолютных размеров отдельных частей ордера происходит не прямо пропорционально размерам здания. Одинаковые или довольно близкие по размерам обломы могут при использовании их в различных количествах и сочетаниях применяться для зданий, резко отличающихся по высоте. Вместе с тем практика показывает, что даже наиболее крупные венчающие обломы редко имеют высоту больше 30 см.

Для подтверждения этого положения можно указать, что в такую высоту вписывается вместе с двумя полками венчающий гусек большого карниза коринфского ордера, завершающего 8—9-этажные дома, построенные по проекту И. В. Жолтовского на Большой Калужской улице и Смоленской площади.

Общеизвестным примером применения очень крупного облома являются карнизы дворца Питти во Флоренции. В соответствии с масштабом композиции дворца стена, сложенная из гигантских блоков, поярусно венчается четвертным валом с полкой, вписанным в размер карниза тосканского ордера. Однако даже и при таком предельном укрупнении высота вала с полкой не превышает 38 см. Примерно таков же размер венчающего гуська карниза крупнейшего в мире ордера храма Солнца в Баальбеке.

Эти два примера, совершенно не характерные для приемов, применяемых в нашем современном массовом строительстве, приводятся потому, что среди выстроенных у нас в 30-х годах зданий можно встретить случаи применения еще более крупных обломов. Но эти случаи являются исключением, дающим отрицательный художественный эффект, и только подтверждают рассмотренное выше общее правило.

Приведенные закономерности облегчают задачу сквозной унификации профилированных элементов облицовок для всего московского строительства и позволяют использовать для этой работы метод ордерного построения архитектурного декора фасадов.

Ряд крупнейших архитекторов и теоретиков прошлого работал над изучением опыта применения ордеров в античных и современных им постройках. Результаты своих исследований и личной творческой практики они обобщили в виде предложенных ими канонов построения ордеров, каждый из которых предназначался для определенной области применения.

Суммируя свои наблюдения в форме канонов, предназначенных для практического использования в «массовом» строительстве того времени, Альберти, Палладио и другие мастера вместе с тем дали в своих практических работах пример творческой переработки предложенных ими канонических ордеров.

Особенно интересны и поучительны примеры творческого использования канонических ордеров русскими архитекторами XVIII и начала XIX в. — Зарудным, Баженовым, Старовым, Казаковым, Воронихиным, Захаровым, Стасовым и др. Их вдохновенные произведения создавались из недорогих материалов, со строгой лаконичностью декора, с простыми деталями и профилями. Главной целью в их работе было решение идейно-художественной задачи всей композиции и создание образа в целом. Этого они добивались с предельной полнотой раскрытия общенациональных и индивидуальных черт каждого сооружения. Каждая деталь созданных ими замечательных памятников русской культуры глубоко осмыслена и кажется неповторимой. Но это достигалось не индивидуализацией деталей и профилей, которые даже в то время иногда изготовлялись впрок, как типовые, а высокими качествами общего решения и тщательным выбором ограниченного ассортимента деталей.

Достаточно посмотреть на здания Кремлевского арсенала, Провиантских складов, Голицинской и Екатерининской больниц и многие другие здания Москвы, чтобы наглядно убедиться, что общность изначальной формы ордера не мешала творцам этих зданий создавать глубоко индивидуальную трактовку каждого из них.

Канонические ордера и история их применения имеют значение для нашей работы, как методический пример типизации элементов декора фасадов, при индивидуальном решении архитектуры каждого здания. Однако они могут служить не только для теоретического обоснования выбора направления работы. Эти ордера легче всего использовать для непосредственного определения набора взаимозаменяемых профилированных элементов облицовки.

В целях упрощения канонических ордеров при их практическом использовании (а возможно и в целях сохранения «профессиональной тайны»), для пропорционального определения размеров ордеров применен метод кратных, модульных отношений, в то время как очень многие мастера в своих постройках применяли метод иррациональных отношений. Создатели канонических ордеров не только провели работу по выявлению наиболее типичных форм ордеров и составляющих их профилей, но и уложили все их многообразие в единую модульную систему.

Как указывалось выше, профилированные элементы облицовки тоже обязательно должны быть модульными. Так же, как и в канонических ордерах, мы можем только с известным приближением осуществлять пропорциональные соотношения, установленные с применением золотого сечения, диагонали квадрата и других иррациональных отношений, используемых многими советскими архитекторами.

Все эти обстоятельства делают канонические ордера наиболее удобным пособием для определения набора взаимозаменяемых профилированных элементов облицовки фасадов.

Советские архитекторы рассматривают ордера, как одно из подсобных средств, помогающих раскрыть формами архитектуры идейное значение и содержание их сооружений.

Диапазон размеров ордерных построений и трактовки их в наших условиях чрезвычайно велик. Очень часто возникает необходимость индивидуальной трактовки ордера, в первую очередь, в целях раскрытия масштабного строя здания.

Среди советских архитекторов получили довольно широкое распространение методы определения размеров антаблементов в соответствии с высотой и масштабной трактовкой ордера, связанные с применением иррациональных отношений. Размеры статьи не позволяют изложить здесь эти методы и последовательность применения их в данной работе. Укажем только, что пропорции «канонических» ордеров корректировались согласно этим методам. Делалось это с той целью, чтобы приблизить определяемую при их помощи номенклатуру размеров отдельных обломов к реальным условиям применения ордеров в нашей архитектуре.

Для этого отношения величины антаблементов к общей высоте ордера принимались дифференцированно, в зависимости от размеров и характера ордера. Затем общая, теоретически вычисленная величина антаблемента увязывалась с размерами облицовочных плит. И только после этого размеры частей антаблемента корректировались в соответствии с модульной сеткой 7,5 X 2,5 см (рис. 1).

В результате анализа определенного набора канонических орде­ров были установлены методы расчленения профилей антаблементов на обломы или их простейшие сочетания, приведенные в примерном сортаменте (см. отдельную вкладку). Затем этот материал был проверен на ряде профилей, взятых из известных построек крупнейших зодчих. При этом проверялись возможности выполнения из унифицированных элементов профиля как по его подлинным размерам, так и по размерам, получающимся при вписывании различных карнизов в размеры, соответствующие членениям, которые применяются в нашем массовом строительстве (рис. 2, 3, 4, 5).

Оказалось, что более или менее точное выполнение заданных профилей требует, помимо набора обломов разных высот, введения в сортамент ряда дополнительных сочетаний простейших обломов. Например, для четвертного вала принимаются следующие элементы: вал, вал с полочкой наверху, вал с полочкой внизу, вал с полочками внизу и наверху. Для элементов, включающих гусек, этот набор составляет: гусек с верхней полочкой, гусек с полочкой внизу.

Кроме того, для приближения профилей переработанных карнизов к заданному профилю можно рекомендовать применение несущих элементов специальной формы, позволяющих снижать высоту отдельных членений. Это видно на рис. 4, показывающем, как приспосабливается профиль карниза дворца Черигатти к высоте трехэтажного членения фасада. Закладные элементы выделены штриховкой.

Некоторые входящие в сортамент элементы будут иметь не только градации по высотам. Следует учесть необходимость включения в сортамент одноименных деталей, различающихся при одинаковых высотах выносами и характерами очертания обломов. Например, для элементов, включающих гусек, нужно принять: построение, отвечающее канонам Палладио; характерное построение поддерживающего гуська, с уменьшенным выносом и упругим очертанием облома; два типичных построения венчающего карниз гуська, с уменьшенным и с увеличенным выносом и характерным «поднутрением» верхней ветви гуська.

Такие основные, типичные варианты трактовки профиля следует учесть и для других обломов.

Прилагаемый примерный сортамент позволяет с известным приближением определить ориентировочное количество гладких, профилированных элементов.

Для того чтобы установить полный набор форм, которыми должны будут располагать предприятия, изготовляющие облицовки, следует дополнительно учесть такие детали, как консоли и конструктивные закладные элементы, необходимые для поддержки выносных плит. Кроме того, обломы некоторой части элементов должны выпускаться с порезками, да возможно еще и не в одном варианте.

Однако, при всем этом, надо подчеркнуть, что общее количество типоразмеров профилированных элементов облицовки, из которых можно будет слагать карнизы и тяги различных фасадов, отвечающее потребностям всего московского строительства, не должно превышать количества, требующегося сейчас для двух, трех индивидуально решенных зданий, даже в случае, если бы потребовалось типизировать изделия не только по профилю, но и по длине.


ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

Метод унификации деталей для отделки фасадов

 

Рис. 6.
Внизу: карниз, выполненный из керамики. 7—закладные керамические элементы гладкого профиля, изготовляемые прессованием через мундштуки; 2— закладные керамические элементы с порезкой, изготовляемые прессованием в матрицах; 3 — закладная несущая плита из офактуренного железобетона; 4 — покрытие карниза из офактуренного бетона.

Наверху: тот же карниз, выполненный из унифицированных железобетонных элементов. 1 — закладные элементы гладкого профиля из офактуренного железобетона, выполняемые способом прокатки с использованием сборных унифицированных форм; 2— порезка из декоративного бетона, изготовляемая прессованием в матрице и прикрепляемая на заводе к основному элементу карниза. (Размеры на чертеже показаны в сантиметрах).



ПРИМЕЧАНИЯ К ПРИМЕРНОМУ СОРТАМЕНТУ ПРОФИЛИРОВАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПОКАЗАННОМУ НА СИНЬКЕ

Метод унификации деталей для отделки фасадов

 

Метод унификации деталей для отделки фасадов


1. Примерный сортамент составлен как ориентировочная сводка профилированных элементов. Практически, как минимальный набор этих элементов (для строительства 1953 г.), так и дальнейшее расширение этого набора должны быть установлены в результате анализа ряда характерных проектов, утвержденных для строительства.

2. А — общая высота профиля элемента по фасаду, кратная 7,5 см.

Б — общий вынос элемента от лица фасада или нижележащей детали, кратен 2,5 см.

А = 7,5 X п; Б — 2,5 Ап, где п — целое число.

Частные размеры профилированных элементов, обозначенные А и Б, могут быть любого размера.

В профилированных элементах, выделенных тушовкой, отношения А : Б, А : а, Б : б. а : 6, а также построения кривых — приняты с возможным приближением к «каноническому» соотношению частей и их начертанию. Для профилей уменьшенного и увеличенного выноса эти соотношения и характер кривых, так же как и порезки, типоразмеры консолей различных рисунков и т. д., должны быть установлены по примерам, наиболее применяемым в утвержденных для строительства проектах.

На чертеже показано применение закладных несущих элементов из офактуренного железобетона для устройства выносных плит карнизов. Эти детали позволяют варьировать выносы плит и решение их подзоров, устраивать кессоны и т. д. Кроме того, как это показано на рис. 4, они, при соответствующей установке, дают возможность сокращать высоту отдельных частей карниза.

При новой технологии, когда большинство изделий должно изготовляться способом проката или продавливания через мундштуки, с последующей нарезкой по заданным длинам, вполне возможно организовать серийное производство профилированных элементов с нарезкой их на длины, обусловленные заказчиком.

При этом унификация поперечных профилей элементов, определяющих разновидности моделей и форм, в достаточной степени обеспечивает интересы производства и открывает большие возможности его рационализации.

Как уже указывалось, модели, мундштуки, матрицы для выпуска этих изделий могут изготовляться не сразу. Единая система унификации профилей позволяет накапливать эти формы постепенно, из года в год.

Для осуществления унификации архитектурных деталей и для определения номенклатуры изделий, потребных на первое время, следует скорректировать по предлагаемому методу решение деталей ряда зданий, проектируемых для строительства в 1953 г. При этом следует учесть основные типы фасадов, применяемые в застройке Москвы, и требования, предъявляемые различными «творческими почерками». При вписывании профилей карнизов, тяг и других деталей этих проектов в единую модульную сетку и при едином методе расчленения профилей на обломы будут при обобщении установлены набор и рисунки унифицированных деталей облицовки, обязательные для всеобщего применения в 1953 г. В этой работе должны принять участие лучшие архитекторы Москвы.

источник: журнал "Архитектура и Строительство Москвы", 1952 г. 


От: PetrovAlex




Похожие темы


----------------------------





Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)







 галерея форума здания.ру - топ просмотров:  реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 

реализованные проекты коттеджей с бассейном фото

 


« Каркасно-панельные конструкции в строительстве, СССР 50- 60-е годы Проекты жилых зданий, рекомендованные для повторного применения, СССР 60-е годы »


¬???? ¬???