Архитектурные формы и объёмно-пространственная композиция малоэтажного жилого дома Руководящим принципом в создании архитектурного образа малоэтажных жилых зданий, как и для всей советской архитектуры, является правдивое, жизненное отражение нашей социалистической действительности, творческого созидательного труда советского народа, строящего коммунизм. Важнейшей особенностью массового жилищного строительства, обеспечивающей его высокие художественные качества, является ансамблевость застройки больших жилых районов в виде комплексов, в состав которых, наряду с основным и главным - жилыми домами, входят также учреждения социально-культурного назначения, детские учреждения, предприятия общественного питания, сеть здравоохранения, коммунально-бытового обслуживания населения и т. д. Это определяет архитектуру малоэтажного жилого дома как элемента ансамблевой застройки, органически сочетающейся с композицией жилого района, увязанного с условиями местности, ее рельефом, зелеными насаждениями и малыми формами. Согласованные с общим решением квартала и улицы малоэтажные жилые дома, сгруппированные различными приемами размещения и блокировки, в сочетании со зданиями общественного назначения, с зелеными насаждениями и малыми формами, создают разнообразные объемно-пространственные композиции. Вместе с тем, объемно-пространственные композиции кварталов и улиц становятся полноценными только в том случае, если их застройка будет объединена общностью архитектурного решения применяемых типов жилых домов, а здания общественного назначения, как и озеленение и малые формы, будут составлять с жилыми домами единое архитектурное целое, будут связаны единой стилевой характеристикой. Такая общность архитектурного решения применяемых в жилой застройке зданий с наибольшим успехом может быть достигнута оправдавшим себя методом серийного проектирования. Прогрессивные принципы серийного проектирования позволяют объединять стилевым единством и общностью архитектуры большие жилые комплексы. В архитектурных решениях жилых домов наиболее важными являются национальные черты и местные народные традиции. Всесторонний учет и творческое освоение прогрессивных народных традиций и использование всего многогранного народного художественного и строительного опыта является важнейшим условием, помогающим наиболее полноценно решить архитектуру малоэтажного жилого дома, сделать ее красочной, живописной, близкой народу. Социалистическая по содержанию, национальная по форме советская архитектура, творческим методом которой является социалистический реализм, зиждется на критическом использовании прогрессивных черт классического наследия и, в том числе, национальных традиций архитектуры русского, украинского и других братских народов СССР, на сочетании высокой идейности и правдивости архитектуры, ее органической связи с народом. Важнейшей прогрессивной традицией украинского зодчества является живописность композиции и гармоническое сочетание застройки с природным окружением. В народных жилищах, которые умело сочетаются с ландшафтом, широко используются мотивы окружающей природы в орнаменте и росписях. В различных зонах Украины-лесной, лесостепной и степной - застройка отличается своими характерными особенностями. Поэтому так разнообразен архитектурный облик застройки и жилищ в различных зонах Украины. рис. 47 Характерной особенностью объемно-пространственной композиции малоэтажных жилых домов является простота и лаконичность объемов, сдержанность форм (рис. 47, 48). Объемно-пространственной композиции малоэтажного дома свойственно свободное построение, полностью вытекающее из планового решения, составляющего с ним единое неразрывное целое. рис. 48 Жилой дом самодеятельного строительства пригород Днепропетровска Свободное построение объемов, размещение окон, дверей, веранды и других элементов уравновешивается в общей объемно-пространственной композиции здания разными по форме и асимметричными частями, что придает архитектуре малоэтажного жилого дома особую приветливость и живописность. Художественному образу малоэтажного жилого дома не свойственно применение колоннад и портиков, черты официальности и монументальности, перегрузка лишними деталями или элементами декора. Для создания художественного образа малоэтажного жилого дома используются только такие элементы, которые являются неотъемлемыми, органическими частями жилого дома, например, веранда, обработка окон, карниз, форма кровли и т. д. Размеры и пропорции, рисунок всех элементов малоэтажного жилого дома должны соответствовать масштабности здания и помогать выявлению образа, достижению полнозвучности художественной композиции малоэтажного жилого дома. В то же время эта полнозвучность достигается соответствием размеров и пропорции рисунка всех элементов малоэтажного жилого дома, масштабностью здания и правдивым художественным выражением конструкций. В индустриальных городах Приднепровья дома из шлакобетона отличаются от характерных для других районов Украины деревянных и кирпичных домов большей скромностью применяемых пластических средств, большим лаконизмом архитектурного выражения. Применение различных форм угловых пилястр имеет не только эстетическое значение, но и вызвано практическими соображениями - утеплить углы здания. Важную роль в убранстве жилого дома играют ставни и оконные наличники. По их применению можно проследить характерное для народного зодчества чуткое реагирование на природно-климатические особенности, а также связь архитектурных форм с конструктивными решениями. рис. 49 жилой дом в пос. Днепрогэса, г. Запорожье Размеры окон вполне обеспечивают хорошее освещение жилых помещений, однако, условия климата, знойное солнце и сильные ветры заставляют прибегать к устройству ставен, как к средству защиты от излишнего перегревания и от продувания помещений ветрами. Поэтому ставни имеют большое практическое значение. Наличники имеют, кроме того, и конструктивное значение, так как они закрывают щели между коробкой и стеной. Важнейшим принципом художественной композиции малоэтажного жилого дома является принцип контраста между его отдельными элементами. Такими контрастными сочетаниями в малоэтажных жилых домах обычно бывают светлый цвет стен и насыщенный цвет ставен и оконных наличников; с гладкой поверхностью стен контрастирует пластическая обработка карниза, оконных наличников и ставен и т. д. Принцип контрастных сочетаний позволяет минимальными средствами создавать простую и выразительную архитектуру жилого лома. Применение цвета помогает повышению художественных качеств малоэтажных жилых зданий и связывает архитектуру с природой и окружением. Умелым использованием светлого колорита застройки в сочетании с тонами природного окружения, цветом кровли и обрамления окон архитектуре жилых зданий придаются приветливость, жизнерадостность. В применении светлого колорита сооружения проявляются народные традиции и опыт, приемы и навыки цветового решения жилой застройки. Особенно распространена в городах Приднепровья окраска жилых зданий в белый цвет. В местных природно-климатических условиях белый цвет стен имеет большое практическое значение, так как снижает неблагоприятное влияние чрезмерной солнечной радиации. Угловые пилястры и фризы домов нередко окрашиваются в голубые или зеленоватые тона, хорошо сочетающиеся с окружающим пейзажем. Применение двухцветной, светлой покраски стен содействует выявлению членений и рельефа художественной структуры дома. Цветовая обработка стен, увязанная с архитектурными членениями - углами здания, оконными и дверными проемами, простенками, является вместе с тем дополнительным средством художественной выразительности. В практике государственного строительства малоэтажных домов в индустриальных городах Приднепровья имеются удачные примеры творческого применения прогрессивных принципов, методов и декоративных приемов народного зодчества. Хорошим примером современного малоэтажного жилищного строительства с учетом принципов украинского народного зодчества является жилой район на Нравом берегу Днепра в Запорожье. В застройке этого жилого района творчески использованы прогрессивные традиции народного зодчества, которые сочетаются с новым социалистическим содержанием архитектуры жилых зданий, применением новых конструкций и мето дов строительства. На уровне подлинного искусства здесь созданы малоэтажные жилые дома, органически вписавшиеся в живописную природу Приднепровья. Национальное своеобразие этой застройки характеризуется сдержанной трактовкой архитектурных форм: художественная яркость и выразительность достигнута силуэтом зданий, наличием открытых веранд, цветовой трактовкой. Логично связанные с планами объемно-пространственные решения, наличие лоджий, эркеров, террас, больших откосов карнизов, общий колорит жилой застройки, увязанный с окружающей природой, создают уют и живописность, свойственные жилищу. В этих домах удачно применены рельефные и живописные декоративные средства, связанные с оформлением оконных проемов. Автор проекта застройки архитектор Г. М. Орлов, добиваясь силуэтной выразительности жилых домов, применил различные мотивы фронтонов с тонко прорисованными контурами (рис. 21, 49). В ограниченном применении декоративных приемов, в использовании колорита, свойственного украинской национальной архитектуре, видно благотворное влияние народного зодчества. Национальные черты нашли свое яркое выражение и в архитектуре поселка «Строитель» в Днепропетровске. В архитектуре типовых малоэтажных жилых домов найдено композиционное место для украшения стен плоским рельефом и цветом, что придало домам красочность, свойственную лучшим образцам народной архитектуры Украины. В ходе проектирования и строительства этого поселка живописная трактовка жилых домов решалась комплексно в масштабе поселка в целом. Вместе с тем, в убранстве каждого дома найдено оригинальное живописное и пластическое решение (рис.50, 51, 52). Роспись домов в этом поселке впервые произведена на основе полихлорвиниловых смол по рецептуре Академии архитектуры Укр айнской ССР. Рецептура синтетических смол, не усложняющая техники живописи, в полной мере оправдала себя в условиях поточного строительства. В большинстве самодеятельных малоэтажных жилых домов усадебного типа наружная штукатурка не встречается. Она дорого стоит и к тому же недолговечна. Кроме того, она нередко скрывает интересные цветовые и фактурные качества стеновых материалов. Эти соображения необходимо учесть при совершенствовании и создании новых серий типовых проектов малоэтажных жилых домов. Отказ от наружной штукатурки фасадов освобождает от трудоемких процессов и сезонности в строительстве. В условиях массового строительства большое значение приобретает умелое сочетание и выявление художественных свойств фактуры и цвета применяемых стеновых материалов. В практике строительства наиболее удачными являются сочетания красного и силикатного кирпича, светлого лицевого кирпича и керамики, силикатного кирпича с серыми и коричневатыми бетонными деталями и т. д. В переходе от штукатурки фасадов к более капитальным способам решения их лицевой поверхности в естественных долговечных материалах сочетаются художественные, утилитарные, экономические и технические стороны строительства. Из всех факторов, определяющих ведущее значение типового проектирования, важнейшим является его организующая роль в индустриализации строительства. Поэтому основным требованием к типовым проектам является унификация иоменллатуры взаимозаменяемых индустриальных деталей, позволяющая широко варьировать разнообразные архитектурные формы из ограниченного числа деталей, предназначенных для застройки большого жилого района. Количество разновидностей деталей должно быть минимальным, но достаточным для достижения необходимого качества и экономичности архитектурно-планировочных и конструктивных решений типовых проектов. В условиях индустриального строительства принцип вариантности форм и деталей, основанный на применении ограниченного числа повторяющихся архитектурных элементов, является фактором прогрессивным, правильное применение которого обеспечивает решение сложных и многообразных вопросов ансамблевой застройки, которая должна быть связана общностью архитектурного решения типовых жилых домов. В массовых жилых зданиях, возводимых индустриальными методами, принцип применения ограниченного числа разновид- ' ностей сборных архитектурных деталей, основанный на возможности разнообразить их применение в различных сочетаниях, помогает достижению единства архитектурного масштаба и общности архитектуры кварталов и улиц. Унификация элементов типовых проектов, примененных в застройке Вознесенки (Запорожье), обеспечила возможность массового заказа и заводского изготовления всех типовых архитектурных и строительных деталей и внедрения сборпости, их типизации и взаимозаменяемости. Характерной особенностью малоэтажного жилого дома является его функциональное единство с планировкой и благоустройством усадебного участка. Эта особенность выявляется в архитектуре, жилого дома различными средствами, имеющими практическое назначение, например, верандой, озелененной террасой, перголой, которые, наряду со своим прямым назначением, помогают создать постепенный переход от внутреннего объема здания к прилегающему участку. Вместе с тем правильное решение усадебного участка вносит новые черты в архитектурный образ жилого дома. Фонари, ограждения, ворота, калитки, вазы, урны, скамьи и другие малые архитектурные формы в условиях усадебной застройки, дополняя архитектуру жилого дома, становятся вместе с тем одним из основных элементов архитектуры улицы. Посредством ограждений можно создать живописный силуэт, сочетая их с перголами или порталами над входами или въездами в усадьбу. Активную роль в архитектуре малоэтажной жилой застройки играют зеленые насаждения, которые, не считая рядовых уличных насаждений, занимают до 60 проц. площади усадебных участков. Зеленые насаждения и цветниковое оформление являются неотъемлемой частью архитектуры жилых кварталов, они окаймляют жилую застройку, создают ее передний край, местами закрывают ее, подчеркивают наиболее важные места в застройке. В размещение зеленых насаждений вдоль улиц можно вносить также большое разнообразие. Живописно сочетание различных пород деревьев, например, высоких тополей с деревьями, обладающими широкой густой кроной. На углах кварталов, у подъездов к более значительным зданиям или проездам высаживаются деревья, отличающиеся от рядовой посадки ростом, цветом и другими особенностями. В озеленении новостроек громадное значение имеет вертикальное озеленение зданий вьющимися растениями. В новых жилых районах посадку деревьев и кустарников на прокладываемых улицах и на территории кварталов принято осуществлять одновременно со строительными работами первой очереди. Следовательно, архитектура жилого дома решается комплексно с благоустройством, малыми формами и озеленением усадебных участков. Поэтому в состав обязательной документации для застройщиков, наряду с проектом жилого дома, должны включаться и проекты планировки, благоустройства и озеленения участка, в том числе проекты надвор ных сооружений и ограждений, которые должны составлять с архитектурой жилого дома единое целое. Неуклонным требованием к строительству должно являться полное осуществление благоустройства и озеленения участка одновременно со сдачей в эксплуатацию жилого дома. Одним из самых важных вопросов архитектуры малоэтажного жилого дома является вопрос интерьера квартиры, удобство ее планировки, правильное расположение комнат и их пропорции. Бытовые и художественные качества интерьера квартиры во многом зависят от отделки, оборудования и окраски помещений. В отделочных работах главное значение имеет решение плафона и связанных с ним карниза и розеток. В условиях индустриального строительства наиболее трудоемкие работы по заготовке карнизов и розеток должны производиться заводским способом. При выборе типа розеток и карнизов надо учитывать обязательное соответствие этих элементов интерьера масштабности и назначению помещений. Большое значение для повышения художественных качеств интерьера и бытовых удобств квартиры имеют встроенное оборудование, осветительная арматура, скобяные изделия, декоративные ткани. Встроенное оборудование при правильном его подборе и соответствующем размещении может значительно облегчить организацию бытовых процессов семьи. Расположение, размеры, внутреннее устройство встроенного оборудования следует продумать в процессе проектирования жилого дома. В практике эксплуатации жилых зданий, выстроенных по типовым проектам серий 115 и 228, ощущается крупный дефект, заключающийся в недостатках встроенного оборудования. Применение встроенного оборудования связано не только с решением планировочно-функциональных и художественных вопросов, но должно быть увязано также с конструктивным решением жилого дома: с конструкциями перегородок, перекрытий, полов и других элементов дома. Разрабатывая предметы внутреннего оборудования, необходимо обеспечить сборность, создание крупных элементов оборудования в виде блоков, которые должны устанавливаться на место так же, как и все другие сборные строительные элементы жилого дома. Окраска помещений, умение использовать цвет как активное художественное и композиционное средство в построении интерьера квартиры является важной творческой задачей архитектора и должно определяться художественным замыслом, с учетом свойств цветов и их сочетаний, а также многообразных требований светотехнического, гигиенического и технологического характера. Подбор цветов для покраски помещений квартиры изменяется в зависимости от своеобразия природных и климатических особенностей, конкретных условий освещенности и ориентации комнат и их окружения, а также в зависимости от цвета мебели и оборудования. В окраске жилых помещений квартиры желательна общая светлая, теплая, жизнерадостная цветовая гамма, имеющая особое значение для комнат, ориентированных на северную часть горизонта. Для кантов, бордюров и узоров допустимо применение более насыщенных цветов, даже отличных от основного цветового тона, но эти полосы должны занимать незначительную долю общей площади всех поверхностей помещений. Цветовая композиция квартиры в целом должна оставлять впечатление общей тональности. Это единство тональности определяется преобладанием какого-либо цвета над всеми остальными при наличии общего тона или общих признаков. В жилых помещениях потолки и карнизы окрашиваются обычно в белый цвет, как и оконные переплеты и откосы, а также внутренние двери. Таким образом, решающим фактором в построении интерьера является не только удобство планировки, правильное расположение и пропорции комнат, но и их отделка, оборудование и окраска. Поэтому эти вопросы должны нераздельно решаться в типовых проектах. Литература:
Архитектура малоэтажного жилого дома усадебного типа, ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ УКРАИНСКОЙ ССР КИЕВ -1954 Под редакцией члена-корреспондента Академии архитектуры Украинской ССР проф. Я. А. Штейнберга
от: MZubov,  
Похожие темы:
|