Рекомендуем вам следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Опубликовано: Январь 21, 2008

Ренессанс в архитектуре, городские и общественные сооружения

  • Жилые и общественные здания:
  • Италия
  • Планировка городов и площадей Италии
  • Бельгия, Нидерланды
  • Германия
  • Англия: елизаветинский и якобинский стили

Архитектура городского дома весьма зависима от градостроительных правил. Запрет эркеров, снижающих освещенность улиц, предписания по противопожарной защите и спрямлению улиц говорят о большей систематизации городского планирования. Исследовательские экспедиции, мировая торговля - все это способствует появлению новых, в том числе и экзотических идей в области строительства и оборудования жилья. На оформление лоджий, крытых галерей, балконов, фонтанов в городах Южной Европы накладывает отпечаток, прежде всего, арабская культура быта. Через нее снова в моде древнеримский внутренний двор. Благосостояние разделяет общество на классы, дворцы встречаются все чаще и чаще и становятся стилеобразующими элементами. Простой же народ по-прежнему ютится в трущобах, которые отцы города часто ровняют с землей, чтобы не подрывали их авторитет. Зажиточное среднее сословие переходит к более дифференцированному распределению комнат, галерей и балконов. Здесь переход к палаццо протекает плавно (Каса Коччи). Но во всех романских странах «фундаментом новой архитектуры становится, прежде всего, сознание классического духа, образующее единую основу культуры (Этторе Камесаска), наиболее ярко проявляющееся в несущих репрезентативные функции церковных и дворцовых сооружениях, но часто не меньше и в общественном строительстве. Образцами для ратуш, крытых рынков, театров, больниц, монетных дворов, крытых сквозных галерей, университетов и административных зданий богатых городов являются в этом смысле библиотека архитектора Сансовино в Венеции и базилика (крытый рынок и ратуша) в Виченце. Крупнейшие архитекторы того времени работают на службе у богатых городов-государств, преобразуя вновь открытые законы античного зодчества к собственной индивидуальности и темпераменту заказчиков.


ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ И ПЛОЩАДЕЙ ИТАЛИИ

С новой волной интереса к античности начинается и новые планировки итальянских городов по древнеримским образцам. Альберти (1404-1472) разрабатывает проект радиальных городов с геометрическими жилыми площадями. Его современник Филарете в своей книге «Трактат об архитектуре» (Вазари: «... самая абсурдная книга, которая когда-либо была написана») частично отталкивается от идей Альберти и размышляет об идеальном городе под названием «Сфорцинда» со всеми удобствами, включая и 10-этажную «Башню добродетели и порока» с обсерваторией на крыше и публичным домом на нижнем этаже. Леонардо проектирует города без перекрестков с многоэтажными дорогами, но реализуется лишь часть проектов. Одним из таких исключений является город Пальманова близ Триеста, спроектированный Винченцо Скамоцци (1552-1616) по древнеримскому плану и построенный в 1590-1603 г. Если замкнутые площади античного периода располагались еще в стороне от транспортных путей, то теперь площади становятся репрезентативно и монументально используемыми пространствами как места встреч горожан, арены общественных акций, рынки. Сама же площадь как свободное пространство перед городскими зданиями дает возможность любоваться со всех ракурсов красотой и гармонией обрамляющих ее сооружений. Многие из замкнутых площадей производят впечатление внутреннего пространства. Их значение так велико, что, например, в Венеции словом «пьяцца» (площадь) разрешается называть только площадь Сан-Марко.


БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ

Хотя эти страны и заимствуют у Франции новые образцы церковных и замковых сооружений, архитектура частных и общественных зданий цепко придерживается устоявшихся местных традиций:
- деревянные постройки исчезают очень медленно
- до XVII в. бельгийские ратуши отдают предпочтение средневековым зальным сооружениям (Ипр, ратуша)
- в северных регионах средневековое фронтонное здание сохраняется вплоть до XVII в.
- итальянский Ренессанс оказывает первоначально больше влияния на декор, чем на архитектуру в целом
- до 1550 г. архитектура еще просто копируется внешне с акцентом на большую точность (Брюгге, канцелярия)
- Корнелис Флорис (де Вриндт), 1514-1575, создатель ратуши в Антверпене, в своей книге «Изобретения» разрабатывает новые орнаменты (накладной и его разновидность рольверк, картушу, маски и стереометрические тела, пирамиды и шары), создающие язык северного маньеризма
- готические ступенчатые фронтоны с волютами (дома в Амстердаме) и накладным орнаментом
- особенно в северных провинциях сочетания поверхностей из кирпича и тесового камня в конструктивных элементах, карнизах, обрамлениях дверей и окон; рустика и кладка из квадров приводят к появлению грубых антиклассических фасадов (Лейден, Рийнландхёйс), а в сочетании с классическими элементами к гипертрофированным нагромождениям (Лейден, ратуша)
- если Фландрия жадно принимает в XVII в. барокко, то в северной Голландии предпочитают классицистически-спокойные решения (Амстердам, ратуша).


ГЕРМАНИЯ

Ранний Ренессанс, XV в. до середины XVI в. Резчики по дереву, граверы на меди и художники внедряют в Германии орнамент итальянского Ренессанса, а на задних планах картин появляются итальянские колоннады.
- На рубеже 1500 г. итальянские зодчие возводят по заказам германских и славянских князей и городов сооружения в чисто итальянском стиле (Аугсбург, дом Фуггера; Позен, ратуша). Как заказчики, консервативные имперские города больше, чем космополитические князья, придерживаются местных традиций, поэтому в возводимых ими сооружениях более четко выражены ландшафтные особенности. В это время в Италии обучаются лишь отдельные немецкие архитекторы.

Большинство же наивно придерживается верхнеитальянских и французских каталогов образцов.

- В течение всего Ренессанса в градостроительстве доминирует фронтонное здание. Предпочтение отдается декорации отдельных элементов (портал, эркер, фронтон), в результате чего они выпадают из общего архитектурного организма (ср. Либенштейн).

- Каменные постройки на Нижнем Рейне родственны соседним Нидерландам, но несут и ясные итальянские мотивы (Кельн, портик ратуши).
- В северной Германии кирпич часто перемежается со светлым тесовым камнем на карнизах, порталах и обрамлении окон (ср. Нидерланды)- В южной Германии сооружения из тесового камня перенимают итальянский декор.
- Фахверк всегда играет важную роль в Германии, Франции и Англии, несколько меньшую в Нидерландах, «Оплотами» фахверка в Германии являются Франкония, Швабия и Нижняя Саксония (Хёкстер).
- Старая готическая конструкция фахверковых сооружений изменяется не слишком сильно, но более четко обозначаются несущие и заполняющие элементы зданий: зубчики, ионики, валютные консоли, гротески.

Высокий Ренессанс, середина XVI в. общая тенденция объединения нового стиля посредством самобытной орнаментики с собственным восприятием архитектуры (получает название старогерманского стиля).
- С жадностью перенимаются и пластически перерабатываются рольверк и другие разновидности накладного орнамента, обелиск, картуша, маскарон, позже из школы Корнелиса Флориса (стиль Флориса) орнамент в виде выпуклых раковинообразных форм (Падерборн, ратуша, Нюрнберг, дом Пеллера).
- Колонна на высоком цоколе, с каннелюрами, в нижней части богато орнаментированная, в верхней расширяется (колонна в виде балясины, канделябра).
- Перенос одних материалов на другие; накладной орнамент (имитация металлических лент и заклепок) на камне или дереве; вырезанное по дереву храмовое завершение дверей (Хильдесгейм, аптека при ратуше).
- Смещенные от середины фасада, часто великолепно украшенные, эркеры усиливают асимметрию.
- Фасадная роспись в южной Германии и Швейцарии заимствована из северной Италии.
- Своеобразием отличаются характерные для Данцига террасы вдоль фасада в городских домах, испытывающих голландское влияние; они проходят по всей ширине дома, поэтому подъезд к дому из узкого заднего переулка.
- В северной и средней Германии редко нарушается готическая традиция (ступенчатых) фронтонов, которые устанавливаются в виде поперечных
фронтонов и на больших крышах (ратуши в Бремене и Бреслау).
- Во Франконии и Швабии, несмотря на узкие земельные участки, делают «итальянские» внутренние дворы с галереями (Нюрнберг, дом Пеллера). Ротенбургская архитектура, якобы чисто германская, остается все же провинциальной, как и вымученное нагромождение лестницы ратуши в Гёрлитце.
- К концу XVI в. богатые украшения не несут единство стилей.

Поздний Ренессанс, с 1600 г. В Италии, в первую очередь у Палладио, обучается все большее число немецких архитекторов. Перенимаемые элементы конструкции и декора становятся более простыми, отчасти барочными (Аугсбург, арсенал), концепция более спокойной (Эслинген, ратуша). В Аугсбургской ратуше чувствуется спокойное дыхание итальянских палаццо, но заметен и отказ от украшений и колонн. Городской совет отклонил два предыдущих проекта Холля в стиле венецианского Высокого Ренессанса. В Аугсбурге начинается и заканчивается немецкий Ренессанс.


АНГЛИЯ

Елизаветинский и якобинский стили


1550-1625

Англия не имеет почти никаких связей с католической Италией: во время своих познавательных путешествий английские дворяне знакомятся преимущественно с современной французской и фламандской, реже с итальянской архитектурой. Характерные особенности английских сооружений елизаветинского и якобинского стилей:
- большие поместья с функционально ориентированными, типично английскими планами
-образцами для наружного оформления служат замки Луары, фламандский маньеризм, итальянский Ренессанс
- сохранение (готического) фронтонного здания, асимметрии, большого, многократно члененного по вертикали и горизонтали окна
- фахверк на каменном цоколе. Плотное расположение стоек с раскосами

- в плане, обусловленном теснотой города и готической традицией, Ренессанс проявляется преимущественно в добавлении маньеристской орнаментики из альбомов образцов фламандца Флориса (стиль Флориса) и немецкого архитектора Диттерлина с его фантазиями (книга «Архитектура», Нюрнберг, 1591).

 

Источники: (3) перейти: Список литературы

 

Ренессанс в архитектуре, дворцы и замки
Ренессанс и маньеризм
РЕНЕССАНС

 




От: NoskovaLarisa,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:

« Романская и готическая архитектура Барокко - городские и общественные сооружения »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!



 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

¬???? ¬???