Опубликовано: Январь 19, 2008

Раннехристианский и византийский периоды в архитектуре

  • Введение
  • Каталог форм
  • Развитие раннехристианской базилики
  • Равенна
  • Крупное и небольшое центрические сооружения Купольная базилика
  • Купольная церковь с крестообразным планом
  • Распространение византийской купольной церкви

 
В III столетии распад Римской империи удается сдерживать лишь с помощью войск покоренных народов. Властные и правовые претензии поэтому все больше перемещались в провинцию. Каракалла в 212 г. был вынужден предоставить всем свободным жителям империи права гражданства, Александр Север - наследственные ленные поместья пограничным войскам. Да и наиболее значительные правители II и III вв. происходили не из Рима, а из провинции (Траян, Адриан, Антоний Пий, Диоклетиан). Сплачивающее и одновременно разобщающее влияние оказывало распространение новых религий из захваченных провинций. Особым успехом христианство пользовалось у бедняков. Ко времени Диоклетиана (285-313) управлять сложным административным аппаратом империи можно было только 4 императорам (тетрархам). Рим как столица терял свое значение. Константин (306-337, в 326 г. правил один) перенес в 330 г. столицу в провинциальный, но гораздо более удобный Византии (который с этого времени стал называться Константинополем, или Вторым Римом, а с V в. Новым Римом). В 313 г. Миланским эдиктом о веротерпимости Константин гарантировал свободу всех религиозных культов. Христианство, еще при Диоклетиане кроваво преследовавшееся, при Константине получило ряд привилегий и государственных прав, однако испытало также и императорское вмешательство в догматические вопросы. Как столица Рим, хотя и отходит по сравнению с Константинополем на второй план, переживает в этот период, наряду с Палестиной, Триром и др, городами, бурный расцвет церковного строительного искусства.

Особенности базилик времен Константина


  • - осевая последовательность помещений: атрий - нартекс - 3-5 нефов -санктуарий
  • - развитие Т-образного плана (символика корабля и креста)
  • - отказ от сводов, взамен плоское перекрытие с кессонами или открытая стропильная конструкция
  • - архитрав или архивольты над колоннами продольных нефов
  • - стены, менее стабильные, из кирпича, туфа, реже тесаного камня
  • - сполии (части старых сооружений) античных зданий: колонны и капители, при необходимости укорачивавшиеся или удлинявшиеся; также антаблемент над колоннами, позже огрубленные имитации античных образцов или выходившие из употребления формы по коринфскому образцу. Колонны часто без энтазиса
  • - небольшие окна, часто неостекленные, завешанные тканью или закрытые с отверстиями из алебастра или мрамора (трансенами).

Эпигоны Константина (337-379) способствовали строительству вес более великолепных святилищ в городах и мемориальных сооружений на кладбищах за пределами городов. История монашества началась с отшельника Антония (251-356).

Милан.

Церковь Сан-Лоренцо Маджоре, Рим. Церковь Сан-Клементе, Константинополь. Первый храм Св. Софии, освящен в 360 г.
Феодосии I Великий (379-395) провозглашает христианство государственной религией («ренессанс Феодосия»). Он - последний единовластный император. При его сыновьях в 395 г. происходит окончательное разделение империи: Гонорий получает захиревший Западный Рим, который вскоре падет под нашествием германцев, Аркадий - все более самостоятельную Восточную Римскую, впоследствии Византийскую империю (см. карту на с. 52-53)-Рим. Базилика Сан-Паоло фуори ле Мура; Милан. Сант-Эквилино, конец IV в. Кьюси. Базилика, ок. 400 г. Сполето. Сан-Сальваторе, конец IV в. (VIII в.?), санктуарий с крестовым сводом
V век. С крушением границ империи в 404 г. начинается падение Западного Рима. Однако в V в. в Риме появляются многие значительные храмы.
??

Продольные сооружения: Титулус Эмилиане (сегодня Сан-Кватро Коронати, 401-407); Титулус Сабине (Сан-Сабина, 422-432); Титулус Апостолорум сеу Эудоксиа (Сан-Пьетро ин Винколи, 432-440); Санта-Марие Майор (Маджоре, 430-440), Центрические сооружения: расширение Латеранского баптистерия (Сан-Джованни ин Фонте 432-440); Сан-Стефани суль Целио (Сан-Стефано Ротондо).

Императоры Западного Рима правят в разных резиденциях. Гонорий переносит свою резиденцию из незащищенного Милана в окруженную болотами Равенну.
Базиликальному продольному сооружению отдается предпочтение во всех частях империи. Крестообразные центрические постройки с центральным куполом в будущем воздвигаются лишь в городах византийского влияния. Тем не менее длительное время сохраняется христианско-культурное единство, хотя искусство в Восточной империи и находящихся под ее влиянием областях {Равенна) все больше принимает византийскую направленность.

Фессалоники (= Салоники): базилика Се. Димитрия, начата в 412 г., в 634 г. расширена до 5 нефов, эмпоры, трансепт; центрическая церковь Св. Георгия; Сирия: Кальб-Лузе, 3-нефная базилика с опорами среднего нефа из столбов, фасад с 2 башнями; Турманин, Калат-Семан, кон. V в., вокруг центрального 8-угольника сгруппированы 3-4 нефные базилики; Исаврия (Евфрат): Кодья-Калесси, ок. 500 г., купольная базилика с эмпорами; Египет (Ливийская пустыня): Менаполь, расположенная на одной оси группа из баптистерия (круглое сооружение) и 2 базилик.

VI век. Проходит под знаком Юстиниана I, правителя Восточной Римской империи в 527-565 гг. Он изгоняет готов из Италии, уничтожает вандалов в Северной Африке и восстанавливает империю (кроме Британии, Галлии и северной Испании, где господствовали вестготы. Основанные при нем сооружения - кульминация раннехристианского зодчества и одновременно почва для укоренения византийской архитектуры.

Константинополь: церкви Св. Сергия и Вакха; Апостолов; Св. Софии; Св. Ирины, начата в 532 г., куполыга-эмпорная базилика; Греция: базилика Филиппи, до 540 г.; Малая Азия: Эфес, базилика Иоанна; церковь Марии; Италия: Градо, собор, крещальня и церковь Санта-Мария делле Грация; Рим, Сан-Лоренцо фуори ле Мура, базилика с эмпорами; Истрия: Паренцо (Пореч), Евфразианэ; Сирия: Палестина, Египет, Северная Африка: Галлия: Вьенна, в стиле Меровингов.


В VII в. арабы захватили между 640 и 650 гг. Египет, Сирию и северную Месопотамию. Византийская империя сосредотачивается вокруг греческих земель и становится эллинистической. Римско-латинские и семитские влияния вытесняются. С обеднением Константинополя церкви и монастыри города приходят в упадок, 12 из них еще продолжают действовать как мечети.

РАЗВИТИЕ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКИ

Христианская базилика не является случайным изобретением. У нее, очевидно, несколько источников происхождения. Однако можно вполне уверенно предположить, что она не вытекает из греческого античного храма. Ибо его предназначение заключалось в том, чтобы быть домом почитаемого божества, в который входить дозволялось только жрецам. Простой народ лишь обходил храм во время торжественных шествий и возлагал жертвы на алтарь, расположенный за пределами храма.

Первым же христианам нужно было помещение для собраний, в которых участвовали все члены общины - и знать, и простой люд. В первые века они даже хвастались своим строгим отказом от культовых сооружений, алтарей и картин. Первые живописные изображения в катакомбах относятся к концу II в. Они ограничиваются символическими представлениями главных ожиданий раннего христианства: спасение души и потусторонняя жизнь (добрый пастырь, обожатели, рыбы, крест и т. п.). Картины в духе Нового завета, например Мария с младенцем, появляются лишь в Ш в. Богослужения проводятся сначала в частных домах. Вскоре, в связи с ростом численности общины, начинается поиск подходящих просторных помещений, которые отвечали бы также и требованию однозначной ориентации на алтарь и резиденцию епископа. Хотя у некоторых римских храмов и есть апсида, они не отличаются ступенчатым расположением помещений, типичным для базилики, и лишь изредка имеют несколько параллельных нефов. Потребностям христиан отвечает скорее т. н. судебная базилика, которая служит в городах в качестве места для рынка и суда: возвышающийся прямоугольный средний неф окаймляют со всех сторон боковые нефы (Помпеи), на которых порой бывают галереи (Рим, базилика Ульпиа на форуме Траяна). Определенную исходную ориентацию дает место судьи или смотрителя рынка на возвышенном месте или в апсиде, а также алтарь на торце. Небольшая языческая подземная базилика I в. до н. э. перед стенами Рима более четко показывает эту идею направления: три нефа с бочарными сводами (уже не круговые), вход и апсида на ”начале” и «конце» сооружения. Базилика дворца Флавиев в Риме того же времени имеет плоское перекрытие и двухэтажные боковые нефы.
Менее ясно происхождение поперечного нефа, возможно, от античного дома с атрием, в котором первоначально отправлялись богослужения. В его внутренних помещениях с обоими крылами (алами) за атрием можно увидеть недоразвитую предшествующую форму христианской базилики с поперечным нефом. Предполагается и происхождение от императорских форумов Августа и. прежде всего, Траяна. Несмотря на чередование открытых и крытых частей, эта огромная рыночная площадь имеет тем не менее удивительное сходство с планом христианской базилики: вход и расположенное в апсидообразном закруглении святилище (храм) находятся напротив друг друга, колоннады сопровождают как боковые нефы прямоугольное центральное помещение, а 2 апсиды по краям базилики Ульпиа образуют вместе с ней своего рода поперечное здание. Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры. В пользу этого говорит также и то, что построенные по указанию Константина крупные церкви имеют поперечные нефы (Рим, Византии, Палестина), а у церквей, воздвигнутых без императорского влияния в провинциях Малой Азии и Африки, таких нефов нет.
??? Базилика появившегося типа имеет от 2 до 4 боковых нефов В увеличенный по высоте средний неф А (редко с эмпорами), капитальные каменные стены с архитравом или (редко из-за дороговизны) с аркадами и поперечный неф Н. Колонны, капители и антаблемент снимаются непосредственно с античных зданий, насколько это позволяют делать сохранившиеся сооружения (сполии), а затем они в основном грубо имитируются или просто создаются вновь. Родиной капителей чашевидных форм с трапецевидными пятами сводов является Византии. Решение Константина в пользу деревянных плоских перекрытий в течение 700 лет оставляет почти в забытьи римскую технологию возведения сводов крупных сооружений (первые крупногабаритные своды сооружаются только в 1100 г. в Шпейере и в Клюни Ш, свод продольного здания закончен в 1120 г.). Открытый атрий J на западной стороне с фонтаном L и крытыми галереями К, нар-текс (притвор) I в западной части церкви и окруженные оградами F с амвонами G хоры указывают путь к алтарю Е и апсиде D с кафедрой С. Башни, стоящие в стороне, добавляются несколько позже.

РАВЕННА

1-я фаза: сооружения в Равенне и Западной Римской империи. Гонорий (402-423); Галла Плацидия (425-450), правившая за своего сына Валентиниана III (425-455).

Сан-Джованни, базилика, начата в 424 г.; базиликаУрсиана (собор Сант-Орсо), освящена в 450 г., 5-нефная; базилика Апостолов (сегодня новое здание Сан-Франческо), освящена в 451 г.; Сан-Джованни ин Фонте - баптистерий православных, начат ок. 400 г., 8-угольник с 4 конхами, мавзолей Галлы Плацидии,??

2-я фаза: сооружения, основанные остготами (476-540), Король остготов Теодорих; воспитанный в Константинополе (461-4б7), побеждает по просьбе правителей Восточной Римской империи Одоакра, императора в Равенне. Остготы, исповедовавшие арианство, строят независимые церкви, к которым местные католики относились терпимо.


Базилики: собор Ариана (сегодня Сан-Спирито), начат в конце V в.; Сант-Аполлинаре Нуово (500-504); Сант-Аполлинаре ин Классе, освящен в 549 г.
- 3 нефа, без поперечного нефа, пастофории лишь позднее, средняя апсида
- колонны (сполии) без энтазиса под архивольтами. Прототипы: Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура, и церкви Восточной Римской империи
- наряду с римской архитектурной традицией видна также и зависимость от Византии: тонкие стены архитектоники, сильно просверленные и прорезанные мраморные капители под трапецевидными пятами свода, 40*, конфессио в замке кольцевой крипты под скамьей священника в апсиде и богатое мозаичное украшение
- византийская художественная школа отдает предпочтение базиликам с эмпорами для женщин (Салоники, церковь Св. Димитрия, начата в 412 г.), и без поперечного нефа (Константинополь, базилика Св. Иоанна Студита, 463). Равенна, приспосабливаясь к западной литургии, отказывается от эмпор. Они встречаются исключительно в женских монастырях (Гернроде)
- наружное строение расчленено лизенами и полуциркульными арками
Центрическое сооружение: Санта-Мария ин Козмедин
- баптистерий ариан (493-526), 8-угольник с 4 апсидами, аналогично баптистерию православных; Сан-Ви-тале"; мавзолей Теодориха??

3-я фаза: Византийский период, с 540 г. до VIII в. Юстиниан I (527-565) изгоняет готов из Италии, и Равенна становится экзархатом Восточной Римской империи, однако после захвата ее лангобардами в 751 г. полностью теряет свое значение.

КРУПНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Самая ранняя большая церковь - Сан-Лоренцо" в Милане, находившимся в то время под византийским влиянием (ок. ЗбО г.): центральный купол опирается на 4 двухэтажные экседры с полу-куполами (ср. Айя-София).

В Сирии есть образцы круглых одноэтажных центрических сооружений с продольными хорами на востоке здания между вспомогательными помещениями и 4 наружными нишами (Босра, собор; Эзра, Св. Георгий).

Членение внутреннего 8-угольника нишами имеют и другие церкви (Равенна, Сан-Витале, Константинополь, Св. Сергия и Вакха). Отверстия членятся арками в форме трилистника.

Сан-Стефано Ротондо в Риме (2-я пол. V в.), по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме, занимает особое место:
- большое здание (диаметр 64 м) и плоское перекрытие (в традициях эпохи Константина)
- архитектурный принцип церкви Св. Петра в круглой форме: 2 обхода соответствуют 2 боковым нефам; архитрав между центральным помещением и внутренним обходом, между обходами аркады
- последнее монументальное центрическое сооружение Рима (до собора Св. Петра в расцвет эпохи Ренессанса) и Западной Римской империи.

НЕБОЛЬШОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Такими сооружениями являются не приходские церкви, а баптистерии (лишь по одному в городе), со ступенями, спускающимися к углубленной купели, мавзолею, в центре которых находятся саркофаг или алтарь. Это сооружения-памятники над священными местами (церковь Рождества в Вифлееме; церковь Гроба Господня в Иерусалиме). Их прототипами являются: античные термы (покрытые куполами кальдарии с бассейном в центре), ступенчато расположенные помещения; перекрыты куполом, с высокими стенами и окнами, опирающимися на архитрав или колонные аркады (Санта-Констанца).
-горизонтальные проекции круглые или многоугольные с круглыми или прямоугольными нишами
- в Восточной Римской империи и в регионах византийского влияния горизонтальная проекция в форме креста с 4 одинаковыми по длине крылами (мавзолей Галлы Плацидии в Равенне). С VI в. эта форма плана становится образцом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием.

КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА

Выдающимся примером является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение свода нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов над боковыми нефами, а на западном и восточном - полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. Множество сполий из Эфеса и Баальбека.
По таким прототипам, как мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, строятся и церкви на плане равностороннего греческого креста. Они также являются центрическими сооружениями. Самым выдающимся примером является (разрушенная) церковь Апостолов в Константинополе с 5 одинаковыми по высоте (!) куполами (ср. Перигё, Сент-Фронт).

Путем добавления западного купола и таких традиционных элементов, как нартекс и атрий, план преобразуется в латинский крест (Эфес, базилика Иоанна).
Купольная базилика и купольная церковь с крестообразным планом - последние ступени развития раннехристианского искусства, которое окончательно разделяется и приводит к каролингской и романской архитектуре.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

В Греции, Сирии и Северной Африке 1-нефные молитвенные дома и небольшие базилики известны еще с III в. Греческие христиане, селившиеся за пределами Византии, и язычники из других стран, обращенные в новую веру, распространяют византийский метод строительства далеко за границы империи. Базилики встречаются редко (северная Греция, Болгария, Сирия). Начиная с VI в., сооружение кубической формы с куполом считается микрокосмическим символом христианского мира (ср. Кастельветрано). Этому представлению отвечает и иконографически канонизированное расположение произведений на стенах и сводах. Из-за технических трудностей сооружения больших куполов все церкви имеют небольшие размеры, Их основная форма - куб с куполом или группой куполов, центральный из которых возвышается над остальными, появляется уже в V в. (Салоники). Начиная с IX в., их форма установлена навсегда.

Купольная церковь с крестообразным планом:
- купол на парусах или тромпах с 4 или 8 опорами
- к куполу пристраиваются второстепенные купола
- купол между бочарными сводами
- купол между крестовыми сводами
- разная высота барабанов
- разное удлинение плана
- эмпоры между средокрестием и апсидами
- апсида (часто втянутая) и 2 типа вспомогательных помещений образуют состоящий из трех частей санктуарий
- вестибюли
- боковая галерея или обход
- выступающие карнизы
- декоративные арки
- лизены
- спаренные и тройные окна
- трансенны вместо оконного стекла
- кирпич, особенно в Константинополе, Салониках, Македонии, на западе Малой Азии
- естественный камень (Греция)
- одновременное использование кирпича, тесаного и бутового камня:
1) горизонтальные ряды кирпича повышают прочность кладки из тесаного камня (Салоники);
2) кирпич для арок и куполов; 3) узоры из кирпича; эффектно расположенные на фоне кирпича и светлой штукатурки мотивы, гирлянды и цветы (Мистра); 4) зеленая или коричневая люстровая керамика
- изредка рельефы на фасаде.

БАЗИЛИКА

В Сирии около 500 базилик и небольших зальных церквей IV-VII вв.
Базилика - также фасад с 2 башнями по краям с нартексом (Турманин, Кальб-Лузе):

  • - средний неф с колоннами или столбами, архитравами или аркадами
  • - широкие аркады в северной Сирии (диоцез Антиохии с V в,) с удлиненной до среднего нефа бемой (Кальб-Лузе, Рувея, Резафа)
  • - санктуарий из 3 частей- в северной Сирии также членение колоннами перегородки и наружной стены апсиды (Калат-Семан, Кальб-Лузе)
  • - профилированные окна, двери, арки
  • - в южной Сирии зал с эмпорами с потолком из гранитных плит (Шакка)

Монастыри как объединение переселенцев появились в Северной Африке и Сирии уже в IV в.
Базилика - центр пространственного сооружения, которое преобразуется в ордер средневековых монастырей.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

Армения и Грузия

После VI в. города Малой Азии теряют, наравне с Константинополем, свое значение. Пещерные церкви отшельников с куполами, апсидами, арками и колоннами, а также с замечательными образцами настенной живописи существуют под Милетом и Ургупом (Каппадокия), а неподалеку менее крупные церкви с крестообразным основанием.

Начиная с VII в., центрами исключительно бурной строительной активности становятся Армения и Грузия, которые с X в. развивают собственные формы:

  • - крестообразные сооружения с 4 конхами
  • - план с 4 полукругами, 6 и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической оболочкой (Звартноц)
  • - внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность
  • - также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием (Талин)
  • - конусообразный купол над средокрестием
  • - кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем
  • - иногда богатые рельефные украшения (снаружи) и живописные картины (внутри)

 

Россия

В начале XI в. в Новгороде и Киеве в скромных масштабах появляется собственная визаптийско-русская архитектура. Оба Софийских собора распадаются на множество мелких помещений между пилонами, как бы противопоставляя себя раннехристианским обширным пространственным размерам.

Крестово-купольные церкви над греческим крестом:

  • - восточные апсиды вытянуты вверх
  • - 5 нефов
  • - купол над средокрестием
  • - от 4 до 12 боковых куполов
  • - высокие цилиндрические барабаны

Эпоха русской архитектуры начинается примерно в 1400 г., когда Москва становится центром государства. Не имеют аналогов в Европе церкви:

  • - главным образом 5-купольные
  • - средняя постройка ансамбля приобретает монументальный вид благодаря 8-уголшым венцам из полуциркульных и килевидных арок на нескольких ярусах ниже главного купола
  • - луковицы и другие фантазии.



От: marina51v,  5353 кол-во просмотров



-

Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:







 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Римская античность Докаролингская архитектура »


¬???? ¬???