Опубликовано: Январь 19, 2008

Архитектура Каролингов

  • Введение
  • Каталог форм
  • Основные формы продольного сооружения
  • Монастырь, базилика
  • Центрическое сооружение
  • Кольцевая крипта с конфессио
  • Туннельная крипта, зальная крипта
  • Вестверк
  • Крупные сооружения эпохи Каролингов


Завоевание королевства лангобардов (774) делает Карла Великого покровителем Италии. С его коронацией в императоры для франков связаны две важные легитимации: равноправие с византийским императором в качестве покровителей христианства и право на наследие Западной Римской империи. В присвоении этой чести Карл Великий видит возложение на него как политических, так и духовных задач, которые находят свое отражение в каролингских сооружениях. Карл Великий дает толчок Ренессансу раннехристианско-римской архитектуры. Даже масштабы одиночных сооружений снова приобретают античную величественность. При этом объемы строительства культовых сооружений однозначно перевешивают светское.

Во главе нескольких сохранившихся памятников архитектуры каролингской эпохи стоит, несомненно, церковь пфальца в Ахене - центрическое сооружение по византийско-равеннским образцам. Можно с уверенностью предположить, что Карл Великий, повторяя в Ахене строительный план церкви Сан-Витале в Равенне, объединяет свое почитание Теодориха с притязаниями на преемственность архитектурного наследия последнего. Родом из Равенны являются также колонны и капители ахейского сооружения.

Прототипом каролингских культовых сооружений становится, однако, базилика, которая непосредственно примыкает к римскому методу строительства. Среди прочего она заимствует у последнего и сквозной поперечный неф. В некоторых церквях поперечное здание делится в соответствии с сирийско-византийским прототипом также на отдельные помещения (ячеистые поперечные конструкции, ср. базилику Эйнгарда в Штейнбахе, с церковью Осиас Лукас). Однако нужно было удовлетворять и новые потребности. Монастырские церкви как центры многочисленных представителей духовенства (каждый из которых обязан ежедневно читать мессу) и бурного расцвета почитания святых требуют все большего числа алтарей. Их можно расположить в дополнительных апсидах поперечного нефа или, что менее удачно, распределить по продольному нефу (план церкви в Санкт-Галлене). Новые возможности предоставляет и удлинение восточного хора (аббатство Корвей). Введение двух алтарей - доказано в некоторых каролингских базиликах (Фульда) - дает решение, которое часто определяет тип каролингской базилики. Правда, при этом традиционный характер помещений снова меняется. И лишь раннефранцузский романский стиль находит благодаря обходу алтаря и радиально расположенным капеллам идеальное решение (Турню, Сент-Филибер).

Освященное в 816 г. здание Хейто на о-ве Райхенау, монастырь Миттельцелль, «является, очевидно, самым старым из сохранившихся сооружений, где, как и в аналогичных византийских группировках помещений, можно увидеть выделяющееся пересечение продольного и поперечного нефов, хотя технически еще не полностью завершенное» (В. Эрдманн). Здесь есть и расположенные квадратом хоры - единственно сохранившееся такого рода сооружение каролингской эпохи. И только романский стиль расчленит затем все церковное пространство на отдельные пространственные блоки.
Вестверк, напротив, является сам по себе законченным, чисто франкским творением. Он представляет собой многоэтажную выступающую вперед часть базилики (исключение Ахен = здание с выделяющейся средней частью), в которой располагаются во время богослужения император и придворные. Как правило, в вестверке устанавливается алтарь Св. Михаила, который считается, как и император, борцом с демоническими силами неверия, находившимися, как предполагалось, в западной части церкви - напротив приносящей исцеление восточной части. Благодаря своим башням вестверк является не только крепостью, но и монументальным выражением двуединства церкви и государства.

Наконец, античное помещение с могилой святого под алтарем (конфессио) трансформируется в крипту с подземной галереей и в зальную крипту. Элемент здания (хор) над таким залом пришлось несколько приподнять. В это помещение спускаются или из среднего нефа, или из пристроек поперечного (Фульда). Это новшество просуществовало до конца эпохи романского стиля.

Решающее значение для будущего развития культовой архитектуры имеют также и монастырские сооружения. Идеальный план монастыря, в Санкт-Галлене делается на основе решений Ахенского синода 817 г. На о-ве Райхенау составляется копия плана с легендой, учитывающая особенности Санкт-Галлена, и отсылается в Санкт-Галлен, правда, в точности она так и не реализуется. Следуя Уставу святого Бенедикта от 529 г., монастырское сооружение представляет собой «самостоятельный город», в котором жилые здания, мастерские, конюшни, гостиница и школа группируются вокруг церкви и крестового хода. Базилика, представляет собой ячеистую поперечную постройку с поперечным нефом в восточной части, а также апсидой с кольцевым атрием в западной части, какой она была сооружена в IX в. в Кельне.

Каролингская архитектура создает новшества, благодаря которым Западная Европа освобождается от античности. Многие признаки каролингского церковного строительства предвещают появление романского стиля: последовательное расположение помещений и базиликальная система с поперечным нефом и 3-апсидным завершением уже полностью развиты; вестверк, башни над средокрестием (в Фульде, и Центуле, еще круглые и частично из дерева), а также по бокам хора являются предвестниками многобашенных романских церковных замков; акцентирование восточного и западного завершений заметно уже в Центуле и в плане монастыря в Санкт-Галлене; квадрат средокрестия, как единица измерения, подготавливает модульную систему планировки.

О структуре большинства церквей докаролингского и каролингского периодов мы не знаем ничего. Из примерно 800 основанных в эти эпохи монастырей, которые А. Манн показал на своей карте (с. 60-61), до наших дней сохранилось, наряду с несколькими зальными церквями, всего около 10 базилик. Что касается остальных - не следует забывать о многочисленных дополнительных раскопках новейшего времени, - можно, во всяком случае, получить более или менее точное представление об их планах. В нижеследующем перечне предпринимается попытка осуществить задним числом систематизацию разнообразных планов сооружений, имевшихся в распоряжении архитекторов каролингской эпохи. Однако в действительности процесс развития этого многообразия не был прямолинейным, как можно было бы предположить, исходя из выстроенного ряда. Многие вопросы создания тех или иных типовых форм остались открытыми. Так, например, хотя нельзя с уверенностью доказать наличие каролингских базилик с эмпорами, вряд ли можно полностью исключить их существование, особенно учитывая, что на сотни утерянных для нас церквей приходится всего лишь несколько сохранившихся. По той же причине в этот перечень архитектурных образцов включена также и ранняя форма выделяющегося средокрестия, о чем свидетельствует монастырь Миттельцелль на Райхенау. Ее следует рассматривать как аналог, возможно, более часто встречавшихся в каролингскую эпоху и технически более совершенных прототипов.

Монастырь

В каролингскую эпоху схема монастырей приобретает яркую выраженность. В основе плана - характерные римско-британские военные лагери, а прообразом клауструма (закрытая зона вокруг крестового хода) служит перистиль античных зданий. Нереализованный идеальный план Санкт-Галлена (820-830) учитывает орденский устав, литургию и управление монастырским хозяйством. Его масштабность и тесное пожароопасное расположение зданий представляются спорными.

Вестверк


Самый ранний вестверк находился в разрушенной сегодня церкви в Сентуле, а самый ранний сохранившийся образец находится в Корвее; он характеризуется таким же техническим совершенством. Вестверк возник на основе каролингского типа западного поперечного здания с эмпорами, предназначенного для отправления пасторского богослужения. Использованию вестверка в качестве крещальни способствует его форма, похожая на центрическое здание, а оснащение одной или несколькими башнями оказывает решающее влияние на появление романского западного фасада. Нижний этаж может иметь сводчатый подпираемый 4 столбами (полный вестверк) или плоский потолок. Этот этаж служит для входа в церковь и используется для крещений, похорон и церковного суда. На верхний этаж можно попасть по боковым лестничным клеткам; он используется в качестве приходской церкви, эмпор для монахинь или часовни для императора, который присутствует на богослужении, сидя в своей ложе на западной из трех расположенных по дуге эмпор. В каролингскую и оттонскую эпохи вестверк сокращается до 3-башенной группы (аббатство Мариа Лах) или до похожей на него западной пристройки (Минден) и влияет, возможно, еще и на 3-башенный (восточный) фасад готической церкви Северикирхе в Эрфурте.




От: marina51v,  7999 кол-во просмотров



-

Скрыть комментарии (0)


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:





Дизайн-проект от Архитектурного бюро Глушкова


 Cерии домов в Москве и области
Конструктивизм зданий
Планировки двухкомнатных квартир
Новостройки и ЖК
   
 

« Докаролингская архитектура Архитектура времен Отгонов и Капетингов »


¬???? ¬???