Рекомендуем вам следующие ресурсы по темам, связаным с домами - строительство, недвижимость, дизайн интерьера :




 Новостройки и новые жилищные комплексы, обзоры

 





Опубликовано: Январь 21, 2008

Ренессанс в архитектуре - дворцы и замки

Италия:

  • Дворец
  • Вилла и замок
  • Франция
  • Замки в бассейне Луары Испания
  • Германия

 

РЕНЕССАНС ИТАЛИЯ: дворец

 

Ранний Ренессанс.

Главными центрами дворцовых построек являются Тоскана (Флоренция) и Венеция. Архитектурные формы культовых сооружений переносятся на дворец довольно робко. Пилястровое членение дворца Ручеллаи (1451) и даже сандрики дворца Бартолини во Флоренции (1520, арх. д'Аньоло) порицаются как неподходящие для светских строений:

  • - преодоление сложных взаимно проникающих архитектурных форм готики; вместо этого - подчинение каждого элемента ясно очерченной задаче
  • -замкнутый, с широкими опорами, кубический и, как правило, 3-этажный корпус
  • - карнизы на высоте подоконников изменяют единую или уменьшающуюся кверху высоту этажей (до 12 м)
  • - часто низкие промежуточные этажи с невзрачными окошками
  • - сложное крепление выступающего карниза по античным образцам
  • - каменная кладка, обработанная под руст или оштукатуренная
  • - каменные стены небольшой толщины кажутся пластинами, каменные килевидные арки над окнами и квадры стен словно бы вырезаны (палаццо Строцци), а иногда они просто нарисованы (палаццо Гуаданьи)
  • - вертикальное пилястровое членение впервые применено в палаццо Ручеллаи, с классическим чередованием ордеров: дорический, ионический, коринфский
  • - ритмичная группировка (палаццо делла Канчеллерия, 1496-1504)
  • - расположенные в ряд помещения часто отделены одно от другого (палаццо Строцци), и попасть внутрь можно только через открытые лоджии внутреннего двора

Высокий и Поздний Ренессанс.

Тоскана теряет свою ведущую роль, ее место занимают Рим и северная Италия (Венеция, Виченца, Верона, Мантуя, Болонья).

Обильные украшения придают архитектурным формам большую массивность. Богатое членение фасада по ширине и высоте, больше уступов в глубину:

  • - удвоение числа и ритмичное расположение пилястров (Рим, двор Бельведера в Ватикане, начат в 1503 г., арх. Браманте)
  • - полуколонны, сначала в Риме, палаццо Каприни, 1517, арх. Браманте или Рафаэль
  • - полные колонны, уже ок. 1500 г. в Венеции, палаццо Вендрамин, ср. также монастырский дворец в Томаре, в котором просматриваются веяния североитальянского зодчества
  • - открытые лоджии, парапеты на верхнем этаже (Виченца, палаццо Кьерикати, 1550-1557, арх. Палладио)
  • - сочетание аркад с классическими ордерами колонн (Рим, палаццо Фарнезе, двор)
  • - фронтонные сандрики над окнами, впервые в Урбино, палаццо Дукале, становятся с1520 г. правилом (Флоренция палаццо Пандольфини, Рим, палаццо Фарнезе)
  • - колоссальный ордер колонн (Виченца, палаццо Вальмарана)
  • - часто имитация рустики оштукатуренным кирпичом (Мантуя, палаццо дель Те, 1525, арх. Дж. Романо)

В период маньеризма перегруженность декором ведет к нечеткому членению архитектурных форм (Рим, палаццо Спада).

 

ИТАЛИЯ: вилла и замок

От планов древнеримских вилл городским палаццо досталась в наследство строгая прямоугольность форм.

Первое сооружение с садом по проекту Рафаэля - вилла Мадама в Риме (ок. 1516 г.). Она подражает античным римским термам, а декорации имитируют росписи «Золотого дома» Нерона, обнаруженные в похожих на гроты раскопках (отсюда - «гротеск»). На задней, выходящей в сад стороне виллы ди Папа Джулио (вилла папы Юлия III) расположена открытая галерея полукруглой формы.

Вилла Фарнезина и маньеристское палаццо дель Те в Мантуе заимствуют формы античных пригородных вилл.

Первые 60 вилл Палладио, широко разбросанные вокруг Виченцы, вплоть до XVIII в. являются образцом для сооружения сотен сельских домов в северной Италии и Англии.

Основными особенностями являются:

  • - симметричность основного здания с центральным
  • - портик, впервые появляющийся у жилых зданий (Палладио ошибочно предполагал их наличие в римских жилых постройках), отдельно стоящий (вилла Ротонда) или привязанный к фасаду; кроме того, весь фасад оформляется в виде фасада храма (Квинто, 1550; Мазер, 1560)
  • - выступающие в сторону открытой местности крылья здания
  • - профилированные окна
  • - 3-частная лоджия наверху
  • - полная согласованность корпуса сооружения с интерьером
  • - все размерные соотношения по правилам «гармоничной пропорции»

Монументальные замки в незастроенной местности встречаются редко, так как военная власть находится в руках властителей, живущих в городах. Так, внешне похожее на крепость палаццо Фарнезе в Капрароле относится скорее к фантастическому маньеризму.

 

ФРАНЦИЯ

Ранний Ренессанс


Во Франции укрепленные замки строятся или усиливаются до 1453 г. - конца Столетней войны, а после ухода английских войск перестраиваются. После возвращения из Италии Карл VIII (1483-1498) приглашает к своему двору итальянских архитекторов и мастеров художественного промысла. Они завершают позднеготический замок Амбуаз, знакомя при этом французов с декоративными мотивами - лиственным орнаментом, иониками, орнаментом из сердцевидных листьев. Людовик XII (1498-1515) повелевает построить в Блуа (план) крыло в итальянском стиле. Но широкое распространение итальянский Ренессанс получает только при Франциске I (1515-1547) - с опозданием в 100 лет. В Италии начинается маньеризм, и его формы во Франции смешиваются с готическими реминисценциями, образуя французский маньеристский стиль:

  • - 4 круглые угловые башни
  • - крыши крутые, более высокие; богато декорированные фронтоны
  • - слуховые окна, прорезающие венчающий карниз (Мартенвиль, Шантийи) или выступающие над ним (Блуа, Шамбор)
  • - много дымовых труб
  • - членение стен скорее графическое, чем материальное
  • - прямоугольные позднеготические окна с крестовой коробкой
  • - коробовая арка над лоджиями, воротами и аркадами чаще бывает полуциркульной
  • - деревянные и каменные кессонные потолки
  • - обилие украшений: обелиск, волюта, балясина, картуш, эмблема (лилия, лента, животное, инициалы, корона и пр.), ангелочек, раковинный свод, свисающий замковый камень (Cul-de-lampe), медальон с портретом и т. д.
  • - капитель с рогом изобилия, листвой, ангелочками, бюстами

Тон в перестройке и сооружении новых зданий задают придворные, проводящие жизнь в охотничьих угодьях Луары. С них берут пример богатые горожане, что приводит к плотной застройке территории замками (Сюлли, Азе-ле-Ридо, Шамбор).

замок Азе-ле-Ридо

 

В «Школе Фонтенбло» Франциск I объединяет флорентийских маньеристов (Россо, Приматиччо, Серлио из Болоньи) и французских мастеров (Лебретон), чей декоративный стиль оказывает огромное влияние на французскую архитектуру. Элегантные линии, кессонный потолок, пластичные штукатурные орнаменты и скульптуры людей и животных впервые появляются во Франции в комбинации с декоративной росписью. Главные творения: Фонтенбло, галерея Франциска I; замок в Анси-ле-Франк.

 

Высокий Ренессанс

В середине XVI в. на смену итальянским архитекторам приходят французские и создают новый национальный стиль. Главными представителями и ведущими теоретиками являются Делорм, 1510-1570, Дюсерсо, 1515-1584, Леско, 1510-1578. Основные особенности: триумфальные арки, классические ордеры колонн (Ане), сандрики (Шантийи), неитальянские закругленные фронтоны, крутые крыши с надстройками (Лувр), пустые ниши, удлиненные волюты, плоские рельефы, рольверк и накладной орнамент, суженные, удлиненные пропорции.

 

ИСПАНИЯ

Пышное изобилие декораций стилей мудехар, платереско, Изабеллы и Мануэла (мануэлину) процветает на Иберийском полуострове до XVI в.. Поворот к строгому римскому Высокому Ренессансу осуществляет Карл V, император Священной Римской империи в 1519-1556 гг. Он демонстрирует свою легитимность как продолжателя провозглашенной Карлом Великим концепции средневековой империи в незавершенном дворце, который он встраивает в замок Альгамбру близ Гранады.

Другим путем идет к Ренессансу Филипп II (1556-1598), делающий дворец Эскориал символом Контрреформации. Холодные, упорядоченные пропорции и голые фасады являются идеальным образцом не приемлющего украшений стиля десорнаментадо; его одновременные функции как дворца, монастыря, университета, музея, семинарии и больницы являются архитектоническим отражением испанских представлений о комплексности религиозности и не ограниченной Божьей милостью монархической власти.

 

ГЕРМАНИЯ

Ранний Ренессанс.

Ренессанс перенимают сначала классически образованные представители южногерманской буржуазии, его распространение ограничено Аугсбургом и Нюрнбергом.

Князья южной и восточной Германии, особенно Габсбурги и баварские герцоги, иногда заказывали итальянским архитекторам «итальянские» замки. (Ландсхут, начат в 1536 г., арх. из Мантуи в маньеристском стиле Дж. Романо, ср. палаццо дель Те, Прага, Бельведер, начат в 1553 г., арх. делла Стелла).

Князья центральной и северной Германии демонстрируют свои гуманизм и Реформацию в сооружениях, позднеготические основные формы которых украшаются отдельными элементами североитальянского Ренессанса:

  • - арка в виде занавеса, килевидная, полуциркульная (Торгау)
  • - венецианский полукруглый фронтон (Целле)
  • - ломбардская терракота (Висмар)
  • - чрезмерное количество рельефов и скульптурных изображений людей и животных (Бжег/Польша, замок Пястов, итальянские каменотесы)

При этом царит дух соперничества с городскими зданиями (Гёрлиц). Но эти декорации уже сами по себе «курьезное преломление Ренессанса» (Г. Кёпф), а в руках немецких архитекторов, знакомых с ними по книгам, - наивный, перегруженный гротеск.

 

Высокий и Поздний Ренессанс.

С середины XVI в. маньеризм проникает в южные, центральные и северные регионы Германии, определяя мир декоративных форм как замкового, так и городского строительства.

Замок с 4 крыльями является продолжением укрепленных замков по типу римских военных лагерей. Поздний замок в Ашаффенбурге не имеет аркад во дворе, а датский Фредериксборг (1602-1620, арх. Г. и Л. Стенвинкель) подготавливает появление барочного замка с 3 крыльями. Как и при строительстве ратушей (Аугсбург), сооружаются гигантские залы: с плоским перекрытием с оштукатуренной или закрытой деревянными кессонами поверхностью или с монументальным бочарным сводом.

 

Источники: (3) перейти: Список литературы

 

Ренессанс в архитектуре, городские и общественные сооружения
Ренессанс и маньеризм
РЕНЕССАНС



От: NoskovaLarisa,  8052 кол-во просмотров



-

Скрыть комментарии (1)

UP
Nika    Май 13, 2019


Фото для "Ренессанс в архитектуре, дворцы и замки"


Palazzo Strozzi, фото: @marcofavacchio1


Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновите
Введите код на картинке ( регистр важен)


Похожие темы:

« Типы укрепленных замков в средневековье Дворцы и замки - классика, барокко и ампир »
Не нашли ответ на свой вопрос? Специалисты на нашем форуме помогут!




¬???? ¬???