АРХИТЕКТУРА (зодчество) АРХИТЕКТУРА (зодчество) — область строительства, создающая искусственную материально-организованную пространственную среду (промышленные, жилые и общественные здания и сооружения, их комплексы — города и другие населенные места), в которой люди живут, осуществляют многообразную трудовую, общественную культурную деятельность. Являясь одним из важнейших видов обществ, производства материальных благ, архитектура теснейшим образом связана с уровнем развития производит, сил и характером производственных отношений и формируется в соответствии с социально-экономической структурой общества. Произведения архитектуры имеют не только утилитарное значение, но и эстетически формируют окружающую человека среду, в том числе образно (как искусство) выражают идейное содержание, обусловленное как назначением сооружения, так и идеологической и эстетической потребностями общества, таким образом, архитектура в целом является одновременно и областью материальной культуры, и видом художественного творчества. Архитектура, в свою очередь, активно воздействует на материальную жизнь общества и его эстетические взгляды. В отличие от техники и таких видов искусства, как скульптура, живопись и др. Архитектура должна удовлетворять функциональным требованиям процессов труда, быта и культуры, технического целесообразности и экономичности и требованиям эстетической, в т. ч. образно-художественной, выразительности.
Возведению зданий и сооружений, а также застройке населенных мест предшествует этап проектирования — выполнение необходимых чертежей, расчетов ит. д. В современных условиях индустриализации строительства проектирование зданий и сооружений, а также городов осуществляется архитектором совместно с коллективом проектировщиков различных специальностей. При проектировании разрабатываются планировка, объемное решение поэтажные планы и разрезы, фасады, интерьеры и т. д., определяется применение строительных материалов и конструктивных систем, соответствующих назначению данного сооружения, технико-экономическим требованиям, территориальным и климатическим условиям. Одновременно и в соответствии с функциональными и технико-экономическими задачами решаются эстетические (художественно-образные). Для достижения единства содержания и формы сооружения, для придания произведению необходимой целостности используются законы и средства архитектурной композиции: объемно-пространственная структура, тектоника, масштабность целого и частей, пропорциональность, ритмические соотношения, пластика цвет, фактура материалов; применяются монументальная живопись, скульптура, декоративное искусство.
Замысел архитекторов и инженеров, выраженный в проекте, осуществляется в процессе строительства. Приемы и методы строительства видоизменяются исторически в зависимости от социально-экономических условий и развития самого строительного производства. Качество проекта выявляется при эксплуатации зданий и сооружений. Новые жизненные требования порождают необходимость в проектировании и строительстве новых видов и типов зданий и сооружений. При этом потребности различных классов, общественных групп, населения в целом удовлетворяются в соответствии с действующими в обществе социально-экономическими законами и в зависимости от достигнутого уровня строительства техники.
Историческое развитие архитектуры и многообразие ее форм у различных народов определяются социально-экономическими условиями, совершенствованием строительного производства, а также развитием культуры, духовной жизни и эстетических идеалов общества. На архитектуру, кроме того, оказывают большое влияние природные, климатические и другие условия.
Архитектура служит предметом изучения науки, которая подразделяется на общую теорию, исследующую наиболее общие законы архитектуры и архитектурного творчества (в т. ч. теорию композиции), и на типологические разделы архитектурной теории, изучающие развитие отд. видов и типов зданий, сооружений, их комплексов и их проектирование с учетом достижений прикладных строительно-технических наук. Процесс исторического развития архитектуры изучает история Архитектуры. Зарождение архитектуры относится к первобытнообщинному строю, когда создаются примитивные хозяйственные и жилые постройки (сначала шалаши, землянки — затем общинные дома, свайные постройки), возводятся культовые сооружения (дольмены, кромлехи, менгиры), вырабатываются простейшие приемы планировки. Постепенно накапливается строительный опыт применения искусственных и естественных материалов и простейших конструктивных систем. Осознаются возможности художественного воздействия архитектуры.
С образованием классового антагонистического общества и сосредоточением власти и материальных ресурсов в руках господствующих классов появляется и сохраняется на протяжении тысячелетий резкое качественное различие между сооружениями, предназначенными для правящих классов, и постройками для эксплуатируемых масс. Вместе с тем лучшие архитектурные произведения, создаваемые творческой мыслью талантливых зодчих и руками народных мастеров, выражают характерные черты обществ, уклада и обществ, сознания своей эпохи, часто отражают прогрессивные тенденции развития общества и объективно приобретают широкое общественное значение и глубокий идейно-художественный смысл, придающий им непреходящую историческую ценность.
Концентрация средств и даровой рабочей силы — рабов — у правящих классов первых классово-антагонистических государств, успехи в науке и технике позволили создать грандиозные ирригационные системы, оборонит, сооружения, а также монументальные храмовые, дворцовые и погребальные комплексы (пирамиды и храмы Древнего Египта, зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы Индии, Китая, древней Мексики, храмы и акрополи античной Греции, акведуки, театры и термы Древнего Рима). Создаются городские ансамбли (напр., обществ, центры — форумы). Классовое расслоение городского населения обусловливает резкие контрасты в типах жилища, порождает новый тип жилого дома — многоэтажную структуру с отдельными комнатами. На основе художественно-осмысленной и переработанной стоечно-балочной конструкции возникает ордерная система. Разрабатываются арочные и сводчатые конструкции. Кроме глины; дерева, камня, применяются искусственные строительные материалы — кирпич и бетон. В эпоху разложения рабовладельческого строя для архитектуры многих стран характерны пышность, помпезность, тяжеловесность, гипертрофия масштаба.
В феодальную эпоху рабский труд в строительстве сменяется трудом крепостных крестьян и ремесленников-строителей, объединяющихся в производств, артели и корпорации. Наиболее массовый вид строительства — крестьянские жилые и хозяйственные постройки, так например народная архитектура (избы, сакли, фанзы и др.). Широкое развитие получают укрепленные населенные пункты, фортификационные сооружения (замки феодалов, кремли, монастыри, крепости). С подъемом городов и развитием ремесла и торговли растет строительство в городах (цеховые мастерские, лавки, жилые дома, ратуши). Получает дальнейшее развитие строительство культовых сооружений (соборов, церквей, мечетей, пагод и др.). В странах Запада и Центра. Европы в 10—12 вв. тяжеловесные сооружения романской А. сменяются легкими стрельчатыми формами готики. Возникает новая конструктивная система — каменный каркас из столбов и стрельчатых арок в сочетании с облегченными сводами.
Зарождение и формирование в 15 в. в европейских странах буржуазных отношений привело к новому этапу в развитии А.— к А. эпохи Возрождения. В этот период, наряду с традиционным жилищем для городской и сельской бедноты, развиваются новые типы обществ, зданий, создаются городские ансамбли, строятся загородные виллы, производств, здания цеховых объединений и др. Значительные успехи делает строительная техника. Композиции сооружений того времени свойственны ясность, простота и четкость членений и пропорций.
С конца 16 в. развивается архитектура барокко, связанная с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Для барокко характерны сложные криволинейные планы, пышная пластическая и декоративная отделка зданий, резкие контрасты объемов. В архитектуре этого периода получают распространение дворцово-парковые ансамбли, церковные постройки и монастырские комплексы.
В централизованных абсолютистских и буржуазных государствах Европы конца 17—19 вв. развивается архитектура классицизма, основывающаяся на переработке композиционных приемов и архитектурных форм архитектуры античности и Возрождения. Формируются различные типы городских жилых домов, обществ, зданий, городских и загородных усадеб, дворцов, хозяйственных утилитарных сооружений (склады, таможни и др.). Ведется (особенно в России) большая работа по планировке и застройке городов.
Развитие капиталистического общества обусловило разработку во 2-й половине 19 — начале 20 вв. новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (фабрик, заводов, электростанций, вокзалов, ангаров, гаражей, элеваторов и др.), а также зданий банков, бирж, фирм и т. д. Складываются новые типы городов с многоэтажной застройкой. Строятся общественные здания — театры, больницы, музеи, научные и учебные учреждения. Частнособственнический характер строительства, стихийный рост городов особенно усиливают контрасты богатых кварталов и районов бедноты. Здания и сооружения используются в целях наживы, являются средством дополнительной эксплуатации трудящихся масс.
Успехи строительной техники во 2-й пол. 19—20 вв., широкое применение металла, стекла, железобетона, новые конструктивные системы для перекрытия больших пролетов, стальной каркас и т. п. определили новые возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств Архитектуры для возникновения новых тектонических систем (крупноблочных, крупнопанельных систем, сводов-оболочек, вантовых конструкций и др.). Однако отрыв архитектурного творчества от инженерно-технической основы архитектуры приводит во 2-й половине 19 века к стилизаторству. И лишь в 20 в. на основе достижений науки и техники возникают течения «новой Архитектуры»: функционализм, «органическая Архитектура» и пр. Рост строительства и успехи строительной техники не исключают коренных противоречий буржуазной Архитектуры и строительного производства, порожденных социально-экономическими условиями — частной собственностью на землю и на средства производства, конкуренцией, упадком буржуазной идеологии. Архитектура капитализма создается и развивается в интересах господствующих классов, а не всего общества в целом, что ведет к формализму, упадку даже прогрессивных течений.
В социалистическом обществе архитектура приобретает общенародное, государственное значение, служит удовлетворению постоянно растущих материальных и духовных запросов широких народных масс и общества в целом. Задачи, стоящие перед архитектурой в СССР и других странах социалистического лагеря, решаются на основе единых народно-хозяйственных планов главным обр. силами крупных государственных и кооперативных организаций. Интенсивный рост социалистического народного хозяйства вызывает быстрое и повсеместное строительство промышленных и транспортных зданий и сооружений. Как важнейшее государственное и общественное дело осуществляется жилищное строительство, цель которого обеспечить всех трудящихся благоустроенным жильем. Наряду с жилищным строительством ведется массовое строительство культурно-бытовых зданий (детские сады и ясли, школы, столовые, магазины, прачечные и другие хозяйственно-обслуживающие здания). Развитие обществ, и культурной жизни народа определяет массовое строительство культурно-просветительных, зрелищных, лечебных, санаторно-курортных, спортивных и других зданий и сооружений. Создание новых типов построек (например, дворцов культуры).
Происходящий в связи с развитием промышленности рост городов, увеличение городского населения, возникновение новых промышленных центров, стремление создать повсеместно благоприятные условия жизни обусловили огромный размах социалистического градостроительства, реконструкцию старых и строительство новых городов (напр., Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новая Каховка, Ангарск — в СССР, Новая Гута — в Польше, Острава-Поруба — в Чехословакии и т. д. С развитием социалистического сельского хозяйства открываются широкие возможности для реконструкции и планового строительства сельских населенных мест, возведения в них усовершенствованных производственных и хозяйственных сооружений и общественных зданий (школ, клубов, больниц, сельсоветов и т. д.), благоустроенных жилых домов.
При социализме резко возросли темпы строительства и повысились требования к его экономичности. Индустриализация строительства на основе типового проектирования, применение технически и экономически целесообразных конструкций (сборных железобетонных, крупноблочных, крупнопанельных, из объемных пространственных элементов и др.), богатое оснащение механизмами и правильная организация строит, работ, комплексная застройка больших, рационально распланированных участков, широкое использование местных материалов — все это необходимые условия для решения задач, стоящих перед социалистической архитектурой.
Для советской архитектуры 20-х гг. и первой пятилетки (до 1932) наряду с большими восстановительными работами характерен значительный объем нового промышленного строительства. Возводятся гидроэлектростанции, среди которых Днепрогэс им. В. И. Ленина (архитекторы В. А. Веснин, Н. Я. Колли, Г. М. Орлов и др.); строятся Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Челябинский и Харьковский тракторные заводы и мн. др. Возникают новые города и поселки (Магнитогорск, Березники, Дзержинск, Запорожье и др.). Реконструируются старые города (Ереван, Свердловск и др.). Строятся крупные общественные здания (Библиотека СССР имени В. И. Ленина, архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх; санаторий «Барвиха», арх. Б. М. Иофан; комбинат газеты «Правда», арх. П. А. Голосов и др.). В 1924—30 сооружается Мавзолей В. И. Ленина (арх. А. В. Щусев).
Сложившимся направлением в развитии советской Архитектуры 20-х — начала 30-х гг. явился конструктивизм. Развившееся в новых общественно-экономических условиях это течение оказало положительное влияние на функциональные и технико-конструктивные особенности промышленности общественных и жилых зданий. Ряд архитекторов (братья Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) обратились к решению новых социальных задач архитектуры (предложения по застройке жилых районов, объединение в здании жилого и обществ, секторов и др.). Однако, выдвигая требования функциональной утилитарной оправданности архитектурных форм, создания удобств для населения, конструктивисты («Общество современных архитекторов») зачастую не учитывали реальные экономические и технические возможности того времени. Для зданий этого периода характерны простота форм, контраст глухих поверхностей стен с большими площадями остекления, применение горизонтальных окон, плоских крыш, замена нижнего этажа открытыми опорами. Одновременно существовали и другие течения, отличавшиеся формализмом, тенденциями реставрации стилей прошлых эпох и др., что создавало условия для возникновения ряда архитектурных объединений и группировок (Московское архитектурное общество, Ассоциация новых архитекторов и др.), распылявших творческие силы архитекторов творческий Союз архитекторов СССР был создан в 1932.
В последующий период развития советской архитектуры (1932—54) велись огромные работы по реконструкции Москвы, Еревана, Алма-Аты, Фрунзе и других столиц и центров республик, а также по строительству новых городов. Вместе с развитием промышленности укрепляется материально-техническая база строительства. В годы 2-й и 3-й пятилеток возводятся крупные промышленные предприятия (напр., Московский и Горьковский автомобильные заводы), ведется массовое строительство жилья в Москве, Ленинграде. В массовое строительство внедряются типовые секции, сборные конструкции, новая строительная техника и передовые методы работ. Строятся крупные обществ, здания и сооружения: комплексы Московского метро, канала им. Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, многочисленные дворцы культуры, библиотеки, театры, дома правительства в Ереване, Киеве, Тбилиси и др. городах, стадионы в Ленинграде, Баку и т. д. В городах и селах возводятся культурно- бытовые здания массового назначения — школы, детские сады, ясли, клубы.
Наряду с большими достижениями в А. 30-х годов постепенно в период культа личности Сталина появляются ложная монументальность, помпезность, украшательство. Исторически оправданные стремления к освоению культурного наследия, развитию национальной культуры подменяются в архитектуре механическим воспроизведением элементов и форм зодчества прошлого в ущерб функциональным качествам сооружений, экономичности и индустриализации строительства. Большое распространение получает точка зрения, что архитектура является только искусством. При этом объекты промышленного и массового строительства не считаются архитектурными сооружениями. После Великой Отечественной войны за период с 1946 по 1950 поднято из руин и построено заново св. 1700 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 6 тыс. крупных промышленных предприятий. Восстановлены жилые дома общей площадью св. 100 млн. м2. Кроме того, в сельской местности построено 2 млн. 700 тыс. жилых домов. Крупные градостроительные работы в конце 40-х — начале 50-х годов велись в Москве (напр., район Песчаных улиц, арх. 3. М. Розенфельд и др.), Ленинграде (арх. Н. В. Баранов, В. А. Каменский, А. С. Никольский, И. И. Фомин и др.), Киеве (арх. А. В. Власов, А. В. Добровольский, Б. И. Приймак и др.), Минске (арх. А.П.Воинов, М.П. Парусников, Б.Р.Руба ненко, В. А. Король и др.), Волгограде (арх. К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, М. А. Синявский и др.), Баку (арх. М. А. Усейнов, В. М. Иванов и др.), Ереване (арх. Г. Г. Агабабян, О. С. Маркарян, Г. А. Саркисян и др.), Ташкенте и др. городах. Возводятся новые обществ, здания, создаются научные центры (напр., комплекс Московского государственного университета на Ленинских горах; арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А.Ф. Хряков). Все шире применяются индустриальные методы строительства, возрастает парк строительных машин, возводятся дома из железобетонных панелей, внедряются типовые проекты жилых домов и обществ, зданий. По типовым проектам ведется строительство в Ангарске (арх. Е. Я. Витенберг, Л. А. Тимофеев и др.), Волжском (арх. В. Н. Гугель и др.), Новой Каховке (арх. А. Д. Маторин и др.), Рустави (арх. Д. А. Меликашвили, М. Н. Непринцев и др.).
Наряду с большими успехами в Архитектуре первого послевоенного десятилетия продолжали развиваться украшательство и утилизаторство, что проявилось в облике ряда крупных обществ, зданий и выставочных комплексов, например, гостиницы Ленинградская, некоторых павильонов ВСХВ в Москве. Тенденция к украшательству препятствовала быстрому внедрению индустриальных методов строительства, повышала его стоимость.
Всесоюзное совещание строителей в декабре 1954 вскрыло серьезные недостатки в советской архитектуре и положило начало новому этапу ее развития, характеризующемуся широким применением типового проектирования, индустриализацией строительства, а также поисками новых прогрессивных художественно выразительных решений. Бурный рост материально-технической базы и строительства, техники в СССР позволяют успешно осуществлять грандиозную строительную программу, намеченную XX съездом КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» (от 31 июля 1957). Быстро развиваются новые отрасли строительства, индустрии и промышленного строительства, материалов. Сооружаются заводы железобетонных изделий, значительно увеличивается выпуск сборного железобетона. В конце 50-х гг. в Ленинграде создаются первые домостроительные комбинаты. Возводятся жилые дома из крупноразмерных железобетонных элементов заводского изготовления. Резко возрастает объем жилищного строительства. Строительство жилых и массовых культурно-бытовых зданий с 1955 ведется комплексно. Проектируются и строятся первые экспериментальные микрорайоны (9-й квартал Новых Черемушек в Москве, арх. Н. А. Остерман, Г. П. Павлов и др., микрорайон в Челябинске и др.). Возникают новые крупные жилые массивы (Юго-запад, Хорошево-Мневники и др. в Москве; Московский, Автово и др. районы в Ленинграде; Чоколовка в Киеве, Чиланзар в Ташкенте и пр.). Создаются общественные и спортивные комплексы (напр., Центральный стадион им. В. И. Ленина в Москве, архитекторы А. В. Власов, А. Ф. Хряков, И. Е. Рожин, Н. Н. Уллас). В. Н. Насонов и др.), транспортные сооружения (метрополитен в Ленинграде, Киеве), ширится строительство жилых и общественных зданий в сельской местности. К XXII съезду КПСС была сдана в эксплуатацию крупнейшая гидроэлектростанция современности — Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС, открыт Дворец съездов в Кремле (арх. М. В. Посохин, А. А. Миндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, инженеры Г. Н. Львов и др.) и памятник К. Марксу в Москве (скульптор Л. Е. Кербель).
Решения XXII съезда КПСС и новая Программа КПСС открывают перед советской архитектурой грандиозные перспективы. Советская архитектура играет огромную роль в строительстве коммунистического общества. Для создания материально-технической базы коммунизма большое значение имеет возведение мощных производственных комплексов, зданий заводов, фабрик. Массовое строительство зданий и сооружений различного назначения должно всесторонне удовлетворять растущие потребности советских людей, способствовать созданию изобилия материальных благ. При реконструкции старых и создании новых городов и других населенных пунктов предусматривается ликвидация социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней, ликвидация скученности населения в больших городах и неблагоустроенности сельских поселений. Создаваемые производственные и промышленные здания и сооружения отвечают требованиям новой организации производства и труда на предприятиях и тем самым обеспечивают условия для сближения физического и умственного труда, превращения труда в первую жизненную потребность. Возведение благоустроенных жилых домов в комплексе с культурно-бытовыми зданиями способствует перестройке быта на коммунистических началах. Строительство зданий и сооружений общественного назначения помогает гармоническому развитию человека коммунистического общества — строителя нового мира. Утверждение новых художественных принципов в Архитектуре, проникновение эстетики в труд и быт советских людей способствуют формированию прогрессивных эстетических воззрений. Выражая новое прогрессивное обществ, содержание, вырабатывая новое отношение к применению современных материалов и конструкций, развивая прогрессивные эстетические взгляды, архитекторы СССР и стран народной демократии решают задачу создания социалистического архитектурного стиля. по теме:
-
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|