БЕТОННЫЕ РАБОТЫ БЕТОННЫЕ РАБОТЫ — строительные работы, выполняемые при возведении бетонных и железобетонных конструкций и сооружений. Бетонные работы включают следующие процессы: приготовление бетонной смеси, транспортировала и укладку ее с уплотнением в форму (опалубку), создание необходимых условий для твердения бетона («уход за бетоном»), а также (при возведении сборно-монолитных и сборных сооружений и конструкций) замоноличивание участков и стыков между сборными элементами. Бетонная смесь приготовляется в бетоносмесителях — основном оборудовании бетонных заводов и бетоносмесительных установок. Бетонные заводы для выполнения крупных объемов бетонных работ — полностью механизированные предприятия с автоматизацией процессов дозирования составляющих и их перемешивания. Широкое распространение получают бетонные заводы-автоматы для автоматического приготовления и выдачи бетонной смеси заданного состава по перфорированной карте. Строительства, потребляющие небольшие объемы бетонной смеси, получают ее с районных заводов товарного бетона при радиусе перевозки смеси в автомобилях-самосвалах и автобетоновозах— 15—25 км, а при использовании автобетоносмесителей, в которых дозированная на заводах сухая смесь материалов перемешивается с водой в процессе транспортирования, на более значительные, экономически обоснованные, расстояния. На более близкие расстояния (в зоне расположения бетонного завода) бетонная смесь может подаваться ленточными транспортерами и бетононасосами, автомобилями в бадьях, а также автосамосвалами, выгружающими бетонную смесь либо непосредственно в конструкцию, либо в поворотные бадьи, подаваемые к месту разгрузки стреловыми кранами. На строительстве мостов и гидросооружений применяются кабель-краны. Ленточные транспортеры применяются для создания непрерывного потока бетонной смеси большой интенсивности с автоматическим управлением всех агрегатов. Бетононасосы служат для подачи бетонной смеси по горизонтали на расстояние до 300 м или на высоту до 40 ж. Бетононасосы позволяют перекачивать смесь с заполнителем крупностью от 40 до 120 мм в зависимости от диаметра бетоновоза и вида заполнителя (гравий, щебень). По мере развития сети автоматизированных заводов товарного бетона количество местных бетоносмесительных установок, дающих более дорогую и менее качественную продукцию, постепенно уменьшается. Бетонная смесь по площади бетонирования распределяется при помощи виброжелобов, хоботов и виброхоботов (трубы из звеньев с прикрепленными к ним вибраторами). Бетонная смесь укладывается отдельными участками, захватками и блоками, отделяемыми температурными, усадочными и рабочими швами. Размеры захваток и блоков и положение швов определяются проектом сооружения или проектом производства работ. При укладке бетонная смесь уплотняется при помощи вибраторов с частотой колебаний 3—15 тыс. в минуту. В процессе вибрирования сцепление между частицами бетонной смеси ослабевает, масса приобретает подвижность (текучесть), легко заполняет объем формы и промежутки между стержнями арматуры и уплотняется под действием своего веса. Для уплотнения бетонной смеси в массивных сооружениях, колоннах, балках, стенках применяются внутренние вибраторы, погружаемые в бетонную смесь; в плитах, дорожных покрытиях — поверхностные, уплотняющие смесь сверху, в тонкостенных конструкциях с густой арматурой — наружные, прикрепляемые к опалубке. Бетонная смесь в массивах укладывается горизонт, слоями, соответствующими глубине проработки вибраторами (обычно — 30—50 см) так, что каждый последующий слой перекрывает нижележащий прежде, чем в нем начнется процесс схватывания цементного теста. При бетонировании больших массивов виброуилотнение бетонной смеси механизируется комплексно, вместо ручных вибраторов применяются вибропакеты (группы вибраторов, укрепленные на общей раме), переставляемые кранами и управляемые дистанционно. Длина рабочей части вибраторов в пакетах доходит до 1 м, производительность до 100 бетонной смеси в час и более. Для обеспечения монолитности конструкций требуется хорошая связь бетона в рабочих швах (места перерывов бетонирования). Для этого поверхность ранее уложенного бетона в месте соприкосновения с новым бетоном тщательно очищают от «цементной пленки» и промывают водой под напором. Бетонные работы при строительстве цементно-бетонных дорог (устройство оснований, 1-слойных и 2-слойных покрытий) производятся непрерывно-поточным методом с комплексной механизацией процессов. Применяемые для этой цели самоходные машины-укладчики перемещаются по рельсам-формам, которые служат бортовой опалубкой бетонируемого покрытия. Для ускорения твердения бетона и повышения его износостойкости и долговечности (дорожные покрытия, участки гидротехнических сооружений, подвергающиеся ударному действию воды) поверхностные слои бетона дополнительно уплотняют методом вакуумирования. При возведении больших массивов в бетонную смесь при помощи мощных вибраторов втапливаются крупные камни размерами до 400—500 мм («камнебетон»). В ряде случаев при экономическом обосновании применяют «раздельный метод» бетонирования, при котором крупный заполнитель засыпается в форму с уплотнением вибраторами и насыщается нагнетаемым по трубам снизу цементно-песчаным раствором. Благодаря предварительному уплотнению щебня (гравия) в форме заполнение пустот требует меньше раствора, чем при изготовлении смеси в бетоносмесителях и укладке в формы. Это дает экономию цемента до 20% и обеспечивает получение более плотного, почти безусадочного бетона. Подводное бетонирование наиболее эффективно осуществляется методами «вертикально-перемещаемой трубы» (ВПТ) и «восходящего раствора». По методу ВПТ бетонная смесь подается с плавучего или стационарного помоста по трубе, нижний конец которой погружен под водой в ранее уложенную бетонную смесь, находящуюся в огражденном опалубкой пространстве. По мере бетонирования трубу постепенно поднимают. По методу «восходящего раствора» опалубка с закрепленными в ней трубами наполняется щебнем или гравием, а цементно-песчаный раствор по трубам нагнетается снизу вверх через пустоты в заполнителе. Для нанесения плотных и водонепроницаемых слоев бетона в туннелях, гидротехнических сооружениях и других и для исправления дефектов бетонирования применяются торкретирование и шприцбетон (набрызгбетон). Бетонная смесь наносится на обработанную поверхность тонкими слоями под давлением при помощи цемент-пушки (торкретированием) и бетон-шприцмашинами. Предельная крупность заполнителя торкретбетона 8 мм, набрызгбетона 25 мм. «Уход за бетоном» заключается в создании и поддержании соответствующего температурно-влажностного режима его твердения, что достигается в основном путем укрытия и поливки бетона водой. При наличии больших поверхностей (например, при устройстве дорожных покрытий) систематическая поливка бетона обходится дорого и иногда заменяется нанесением защитных пленок (водно-битумные эмульсии, лак этиноль и др.), препятствующих испарению воды из бетона. Наиболее сложна проблема ухода за бетоном при возведении крупных массивов гидротехнических сооружений. Основной задачей при этом является борьба с вредным воздействием экзотермического тепла, вызывающего большие температурные перепады между ядром и наружными слоями массива, и с колебаниями температур в бетоне при смене времен года (в некоторых районах страны годовая разность температур может достигать 100° от +40° до —60°). Для этой цели, помимо применения специальных низкотермичных цементов и смесей с минимальным содержанием цемента, регулируют температуры бетонной смеси (зимой — подогрев, летом — охлаждение) и воздействуют на температуру твердеющего бетона (укладка бетонной смеси в подвижных шатрах с заданной температурой воздуха, охлаждение бетонной смеси и др.). Уход за бетоном при отрицательных температуpaх заключается в искусственном прогреве бетона (паропрогревающий электропрогревающий метод «термоса», метод добавок хлористых солей). Метод «термоса» применяется преим. при бетонировании массивных конструкций. Он заключается в приготовлении бетонной смеси из подогретых материалов и укрытии уложенного бетона утеплителями для замедления остывания. Паропрогрев (пуск пара в паровые «рубашки», окружающие забетонированную конструкцию, или через каналы в опалубке) и электропрогрев (пропуск через свежий бетон переменного электрического тока пониженного напряжения или же электрическими печами сопротивления) создают в бетоне температуру 50—75°, что позволяет распалубить конструкцию через 1V2—2 суток. Добавки в бетонную смесь хлористых солей (хлористого кальция, поваренной соли и др.) понижают точку замерзания воды в бетоне и при наружных температурах до —15° позволяют обойтись без подогрева материалов и утепления бетона. Способ применим для неармированных конструкций. Замерзание бетона допускается не ранее достижения им 50% проектной прочности, т. к. преждевременное замораживание бетона может привести к существенному снижению прочности сооружения. Качество бетона контролируется путем освидетельствования сооружений в натуре; испытаний на прочность бетонных образцов, изготовленных на месте бетонирования и выдержанных в условиях твердения бетона в сооружении, а также образцов из кернов, высверленных в теле бетона; в некоторых случаях испытаний образцов на водонепроницаемость и морозостойкость, испытания конструкций на прочность (пробная нагрузка), на водонепроницаемость и др. Степень уплотнения бетонной смеси также проверяется методом поглощения гамма-излучения радиоактивного кобальта; прочности, плотности и однородности бетона—по скорости прохождения импульса ультразвука и других. Список литературы: Энциклопедия современной техники строительство, главный редактор В. А. Кучеренко, издательство «Советская энциклопедия», Москва 1964
от: MarinaF,  

Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|